"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)
консультация

Головкова Таисия Петровна

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Организация поисково-исследовательской деятельности

младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС"

(из опыта работы)

Головкова Таисия Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ НШ  с.Айон

      Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

       Для реализации внеурочной деятельности в МОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Айон  используется материально-техническая база: возможности спортзала, библиотеки, кабинетов начальных классов и школьного музея.
В результате мониторинга родительских предпочтений была собрана информация о том, каков социальный заказ на основные направления внеурочной деятельности. Затем созданы программы внеурочной деятельности,  реализующиеся  в  нашей школе.  Каждая  из  этих программ    соответствует   требованиям   Федерального    государственного образовательного стандарта.      
             Более десяти лет я работаю  над проблемой развития творческого потенциала младших школьников на основе национальных традиций. Решение этой проблемы осуществляю через уроки родного языка, дополнительное образование, работу школьного краеведческого музея. Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в её красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой — вот основные задачи, которые актуальны сегодня. И решить их можно, прежде всего, через обращение к родным истокам, через почитание национальной культуры, искусства, а также  через знакомство с достижениями мировой культуры. Знание древних корней питает человека духовной силой, открывает ему новые знания, рождает любовь к Отечеству, воспитывает уважительное отношение к миру искусств и культуре в целом, приобщает к общечеловеческим ценностям.

        В рамках реализации требований ФГОС по  внеурочной деятельности  мною составлена программа «Моя малая родина», которая  нацелена на  формирование у младших школьников таких качеств личности,  как патриотизм, терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации, любовь к малой Родине, неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

       Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Моя малая родина» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Работа  кружка  направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

     Данный курс также призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

     На занятиях кружка «Моя малая родина»  учащиеся получают знания о значимых страницах истории родного края, о культурных традициях чукотского  народа, истории села, района, округа, встречаются со старейшинами Айона и живыми носителями языка, культуры, традиций своего народа.

      Программа кружка  предполагает формирование у учащихся понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением.  Дети продолжают знакомиться с символикой Чукотки, города Певека, с этапами становления родного села, района, округа,  с историческими событиями, повлиявшими на становление и развитие родного края. Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению  младших школьников - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала.    

       Школьники знакомятся с жизнью, деятельностью и творчеством выдающихся людей нашего края – оленеводов, поэтов, писателей, художников.  Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории, людях и природе нашего края.  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной и материальной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху.  

      Например, при выборе темы о Великой отечественной войне уделяется внимание не только героической, но и трагической стороне в истории войны. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков являются и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье. Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. При проведении исследовательской, поисковой работы на первый план выступает изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. Поэтому программа данной внеурочной деятельности предусматривает   поиск необходимой недостающей  информации  в  энциклопедиях,  справочниках,  книгах, документах музеев,  на электронных носителях, в интернете.
     
Важное место в воспитательном пространстве нашего образовательного учреждения занимает школьный музей.  Данная программа в полной мере реализует ресурс музея как центра духовно – нравственного воспитания и развития личности. В основе программы внеурочной деятельности «Моя малая родина» лежит идея развивающего обучения в процессе интеграции деятельности детей и педагога. Отличительной особенностью программы является то, что музей в ней рассматривается как самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, являющийся призмой, через которую учащиеся имеют возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего.
     Кратко остановимся на особенностях реализации программы внеурочной деятельности «Моя малая родина». Программа рассчитана на один учебный год (34 часа в год) и предполагает проведение одного музейного занятия в неделю, продолжительностью от 35 (сентябрь-декабрь) до 45 минут (январь – май), оптимальная наполняемость группы данного объединения детей составляет 10 обучающихся, а допустимая наполняемость – 15. При этом программа может быть реализована в течение более длительного срока, что обеспечивает возможность ее концентрического построения. Материал подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной деятельности  обучающихся в процессе реализации каждого последующего раздела. Значимая сторона программы - постоянное углубление историко-краеведческого материала. Уже первый уровень усвоения программы предполагает приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками опыта межличностного взаимодействия, овладение способами рефлексии; освоение инструментов воздействия, понимание партнера, умения слышать его.
    Внеурочная  деятельность  в рамках реализации  программы «Моя малая родина»  предусматривает  различные  виды  деятельности: игровую; познавательную;  досугово-развлекательную;  краеведческую; исследовательскую, поисково-исследовательскую; научную, творческую.
     Если говорить о результативности внеурочной деятельности по краеведению, то к личностным результатам освоения программы могут быть отнесены: самоопределение; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; гражданская идентичность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и его историю; уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
      Реализация программы также способствует формированию различных видов УУД: регулятивных, коммуникативных, общеучебных,  логических.  

       Что же позволяет достичь столь значимых результатов в рамках реализации программы?   Прежде всего - расширение кругозора ребят с опорой на их жизненный опыт, встречи со старожилами, ветеранами оленеводства, носителями и хранителями национальных традиций,  применение разноуровневых заданий, в том числе использование этимологического словаря в практическом знакомстве обучающихся с конкретными понятиями, терминами. Дети выполняют много заданий в игровой форме, на каждом занятии работают с различными экспонатами музея. При этом любое содержание преподносится  учащимся в соответствии с требованиями Федеральных стандартов.
       Формами построения занятий являются: рассказы, беседы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, викторины, конкурсы, занятия-путешествия, практические занятия,
  сообщения, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы”.  Каждое занятие строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, при этом главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Таким образом, во время занятий по программе  «Моя малая родина»  каждый  ребенок  имеет  возможность  проявить  свои творческие и интеллектуальные способности.

       Начиная с 1-го класса,  наши ученики регулярно посещают музей, где собраны и систематизированы  материалы  по истории школы, села, имеются предметы быта и трудовой деятельности чукчей острова Айон, чучела животных, образцы растительного мира родного края.

      Одними из самых долгосрочных и  интересных для младших школьников нашего образовательного учреждения проектов стали проекты «История нашей школы» и «Летопись села Айон».

      Для составления летописи попросила ребят узнать у своих родителей, кто из них учился в нашей школе. Выяснилось, что все родители или члены их семей в разные годы обучались в нашей школе. Родственники  поделились своими воспоминаниями, фотографиями с детьми, и ребятам захотелось сравнить прежнюю школу и нынешнюю - что изменилось?
Так родилась тема проекта «Моя родная школа: прежде и теперь».
Целью исследования стало изучение истории школы, ознакомление с этапами становления школы, сравнение условий школьной жизни прежде и теперь, воспитание патриотизма, развитие коммуникативных и исследовательских навыков обучающихся.
      Для реализации проекта были поставлены следующие задачи: использовать в ходе исследования такие научные методы, как анкетирование, наблюдение и сравнительный анализ, работа со справочным и информационным материалом; суметь заинтересовать слушателей и донести до них свою активную жизненную позицию в изучении истории школы.

      Этапы работы:
1.   Анкетирование учащихся  «Что я знаю о своей школе»
2.   Сопоставление ответов и их анализ.
3.   Работа в школьном музее с целью сбора информации по теме проекта.
4.   Использование информации от родителей, обучавшихся в разные годы

      в нашей школе.
5.   Обобщение результатов исследования, подготовка наглядности.
6.   Презентация.

      Для начала было решено провести анкетирование среди ребят школы. По результатам анкетирования выяснилось, что всем ученикам нравится школа, особенно перемены и уроки, красочные стенды, компьютеры. Нравится, что школа двухэтажная, нравится ходить с классом на экскурсии.
     Что хотели бы изменить? Сделать перемены длиннее, а уроки короче, не задавать домашних заданий, сделать субботу выходным днём. Разрешить ходить в джинсах, вместо учебников – планшеты. Особенно понравился ответ: Я   БЫ  НЕ  ХОТЕЛ ИЗМЕНИТЬ  школу,  ОНА  И  ТАК ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ, КРАСИВАЯ, УЮТНАЯ!
       Больше всего ребят интересовал вопрос: как же всё начиналось? Что было раньше на месте школы? Как жилось тогда школьникам, в какие игры они играли, чем любили заниматься?
         Было решено  распределить  между  участниками  проекта  эти  и  другие  вопросы   и  приступить   к   поиску   материала.    Конечно,   основные    сведения   дети получили у родителей и в музее щколы.
   Оказалось, что до 1947 года  на Айоне не было школы. По воспоминаниям старожилов ребята построили макет первой школы под руководством А.В. Сачука.  
 В первый учебный год надо было собрать  всех детей, подлежащих обучению, и усадить их за парты. Первый учитель и директор школы Пономарев Иван Филиппович собирал детей по тундре на собачьей упряжке. Приехал он из Тульской области, чукотского языка не знал. Но главная трудность заключалась  в том, что надо было убедить родителей в необходимости обучения детей в школе. Чукчи были уверены: чтобы жить в тундре, надо только хорошо знать все про оленя.
Ребят поразило, в каких условиях проходили занятия: на каждой парте горела парафиновая  свеча,  на  столе  учителя  –  керосиновая лампа.   Отопление было печное, топили  углём,  столовой  и  даже  буфета  не  было,  туалет находился на улице, воды не было, ее добывали из снега и льда.  
    Всем  ребятам  понравился  тот   факт,  что учителя Котгыргына Татьяна Трофимовна  и  Головкова Таисия Петровна учились в этой школе.
    Участники проекта проследили все этапы развития школы. Материала было собрано очень много. Неоценимую помощь в сборе и систематизации материала оказали родители: помогли составить хронологию событий и отредактировать текст выступления на защите проекта, ведь ученикам 3-го класса пока с этим трудно справиться. Совместная деятельность учащихся с родителями способствует  укреплению семейных отношений, развитию сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
      Поиск новых фактов, исследования продолжают сегодняшние ученики. Проект  даёт ребятам колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, развивает творческие способности, а самое главное: прививает любовь к родной школе, желание беречь и охранять её.
    Работу над проектом решено продолжить, так как осталось много невыясненных вопросов, ребята заинтересовались поиском интересных фактов из истории школы и села. На днях началась работа по поиску информации по теме «Человек-легенда с острова Айон»
    Начиная работу над проектом «История нашей школы», я сомневалась, под силу ли будет такая тема для младших школьников. Но сейчас с уверенностью могу сказать: обучающиеся начальной школы могут и должны участвовать в реализации проектов краеведческой тематики.
   Традиционными стали в нашей школе  такие мероприятия, как  «Неделя культуры (музея, родного языка, экологии) родного края» и конкурс «Я люблю свою землю». Проходят они примерно по такому сценарию:

     В рамках празднования очередной годовщины образования Чукотского автономного округа в Муниципальном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста  «Начальная школа – детский сад с. Айон»   прошел  конкурс проектов школьников  «Я люблю свою землю». Конкурс проводился с целью выявления, поддержки и распространения творческих инициатив учащихся, педагогов и родителей, нацеленных на усиление прикладной и практической направленности обучения, на привлечение учащихся к исследовательской, проектной и творческой деятельности. Главная цель конкурса – трансляция знаний о родном крае в среде учащихся и жителей села.       Ребятам были предложены следующие  номинации: «Моя  семья – часть  чукотского  народа»,  «Профессии  нашего села», «Национальные традиции и игры моего народа», «Национальная кухня моего народа». Руководителями проектов были как педагоги, так и родители учащихся.

     Из двенадцати учащихся 2-3 класса-комплекта в конкурсе приняли участие 8 учеников.  27 ноября учащиеся, родители и педагоги были ознакомлены с положением о предстоящем конкурсе. И сразу же началась активная исследовательская работа учащихся. Организатором конкурса «Я люблю свою землю» Головковой Т.П. были созданы все условия для обогащения внутреннего мира ребенка, приобщения его к ценностям национальной культуры, для формирования его духовных и нравственных ценностей, для расширения творческого опыта и потенциала учащихся. Ребята проводили анкетирование, брали интервью у старожилов села и носителей традиционной культуры, работали в библиотеке, искали интересные факты в Интернете. Результаты своей поисково-исследовательской деятельности они оформили в виде оригинальных рисунков, красочных коллажей, содержательных презентаций. Публичная защита проектов была волнительной для номинантов и интересной для зрителей.

          Олеся Тынэтэгина подготовила подробную презентацию о семейных традициях. Бабушка Тынэтэгина Мария Григорьевна научила свою внучку проводить обряд Благодарения береговых чукчей, так как их предки были морскими охотниками. Прадедушка Инанто Григорий Михайлович был председателем сельсовета, а прадедушка Иненликей Петр Иванович был кандидатом филологических наук, автором «Чукотско-русского словаря».  В семье, как реликвию, хранят «Чукотско-русский словарь» 1957г., который автор подарил маме Олеси Тоно Валентине Викторовне, когда она училась в ЛГПИ им. Герцена, слушала лекции лингвиста Иненликея.

         Чувство принадлежности к своему народу, к его духовной и нравственной культуре продемонстрировал в своих выступлениях Игнат Камлельгыргын. При любой возможности они всей семьей едут в тундру. Игнат хорошо знает работу своего отца в оленеводстве. Его папа – ветеринарный техник. Большую часть времени он находится в оленеводческой бригаде, где он лечит оленей, проводит витаминизацию, выбраковку животных, грамотно руководит корализацией, забоем оленей, выбором пастбищ. В публичной защите проекта Игнат использовал различные наглядные средства: коллаж, рисунок, генеалогическое древо.  

        У Раи Рультыной и Тани Аретагиной родители – оленеводы. Они постоянно живут в тундре. На летние каникулы дети едут в бригаду. Девочки хорошо знают национальные обычаи и обряды. Таня Аретагина подробно рассказала древний ритуал добывания огня, который в наши дни соблюдается в тундре как традиционный обряд на чукотских праздниках. На защите своего проекта Татьяна все показывала с помощью специальных атрибутов, которые имеются в нашем школьном краеведческом музее: дощечки и сухой мох для добывания огня древним способом, древний каменный  светильник. Девочка продемонстрировала не только глубокие знания исконно народных традиций, но и практическую значимость, и познавательную ценность, и оригинальность формы защиты.

        Маша Арбузова не жила в тундре, но проявила огромную заинтересованность к тематике конкурса, активно включилась в исследовательскую деятельность. Помогла ей в этом Валентина Михайловна Вытельгина, к которой она обратилась с множеством вопросов. Маша использовала фотографии из семейного архива и собственные сюжетные рисунки. Её коллажи получились яркие и содержательные, а рассказы такие аргументированные и убедительные, как будто она прожила какое-то время в тундре.

         Пик активности участия в конкурсе пришелся на номинацию «Национальная кухня моего народа». Ребята с родителями приготовили, принесли и продемонстрировали самые разнообразные блюда: отварное мясо оленины, язык, сердце, лепешки на нерпичьем жиру, рорат (паштет из оленины), кымыл (мозги), кыкватоль (сушеное мясо оленя) и т.п. Номинанты поделились рецептами и секретами приготовления национальных блюд оленных и береговых чукчей. Все участники конкурса и зрители имели возможность попробовать настоящую чукотскую пищу, запить свежезаваренным чаем. Номинантам  зрители и члены жюри  задавали вопросов. Ответы были исчерпывающими и лаконичными.

       По результатам публичной защиты Координационный совет Конкурса определил победителей и призеров, которые были награждены дипломами, медалями, почетными грамотами и ценными подарками.  

      Программа «Моя малая родина» предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых  воспитательных результатов  краеведческой деятельности. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях.

       Формируемые  УУД отслеживаются с помощью портфолио ребенка. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений,   исследования,   проекты,   интервью,   творческие   работы.    

В конце учебного года в ходе публичной презентации своего «портфеля достижений» каждый участник кружка «Моя малая родина» имеет возможность  представить свои творческие работы, созданные за период реализации программы. Это дает  учащимся нашей школы возможность  выхода  на муниципальный, региональный  и всероссийский уровень  различных конкурсов и олимпиад.

       Разный уровень подготовки детей к школе вызывал на первых занятиях затруднения в работе со словарями. Кроме того, затруднения возникали при подведении итогов  работы  на  этапах  актуализации  знаний  и рефлексии,  во время

организации групповой работы.

      Однако данные трудности вполне разрешимы в случае систематической работы на уроках и во внеурочной деятельности. Например, для того чтобы научить детей рефлексии, необходимо акцентировать внимание школьников на проблемном вопросе, который лучше зафиксировать на доске или слайде.

     В настоящее время продолжается активная работа  по реализации программы «Моя малая родина»,  осуществляется непрерывная рефлексия, самооценка достигнутых результатов. Продукт и опыт внеурочной деятельности кружка «Моя малая родина» был  неоднократно представлен и отмечен на различных муниципальных, региональных, всероссийских уровнях.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. – М.: Пр., 2010.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,  М., Пр., 2011 г.;

5. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под ред. В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.

7. Проектные задачи в начальной школе. А.Воронцов, В. Заславский. – М.: Пр., 2010.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 41 с.

Сайты

oopt.info/khanka/index.htm

progressprim.ru/news/ecology/2010-05-20-00727.htm

ussur.net/news/17339/

spasskd.ru/index.

www.mojgorod.ru/primor_kraj/spasskdalni/index.html
http://www.museum.ru/m1411


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей....

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников по УМК "Школа России" в условиях реализации ФГОС...

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...