Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
учебно-методический материал

Головочесова Светлана Николаевна

Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС.

Младший школьный возраст является важным периодом становления личности ребенка. Именно в этом возрасте возникают широкие возможности духовно-нравственного воспитания детей. В этом возрасте они непосредственны в поведении, чрезвычайно восприимчивы, верят в истинность всего, чему учат, что говорят, «в безусловность и необходимость нравственных норм; отличаются бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим».

В новых образовательных государственных стандартах начального общего образования большое внимание уделяется личностному развитию младшего школьника. В соответствии с основными целями и задачами ФГОС мною разрабатывается и реализуется программа духовно-нравственного развития младших школьников «Золотые ключики к сердцам людей».

Основной целью программы является создание условий для развития духовно-нравственного развития учащихся начальной школы и формирования у них  личностных и коммуникативных УУД.

Формирование личностных УУД обеспечивает «ценностно - смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическим принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях».

Формирование коммуникативных УУД обеспечивает «возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя».

Соответственно традиционным источникам нравственности в программе определены базовые нравственные ценности: патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, ценность знания, искусство и литература. Содержательным стержнем программы являются понятия: социальное развитие, духовность, моральный выбор, нравственность.

Программа предусматривает:

-создание условий для развития ребенка как гармонически развитой социально — компетентной и духовно-нравственной личности на основе свободного ответственного выбора, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей в соответствии с возрастом;

- формирование ценностно - смысловой ориентации учащихся;

- формирование нравственно-этической ориентации младших школьников;

-формирование коммуникативных действий.

Программа «уроков нравственности и социальной жизни» рассчитана на 4 года (1-4кл). Я работаю по ней третий год.

Эта программа реализуется разных уровнях воспитательной работы в соответствии с основными воспитательными модулями (см. схематическая диаграмма 1)

Схематическая диаграмма 1

Особенностью разноуровневой реализации программы явилось то, что основная тема, раскрываемая на классных часах, расширялась, углублялась и закреплялась в рамках группы продленного дня, в режимных моментах. Так, например, мною использовались такие режимные моменты как перемена, посещение библиотеки, ситуации в гардеробной, в столовой, на прогулке и т.д. («минутки вежливости», «минутки безопасности», анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят и т.д.)

В основу реализации программы легла идея деятельностного подхода, предусматривающего деятельность детей со взрослыми в реализации совместно выработанных целей и задач. Образцы нравственной и духовной культуры не предоставляются школьникам в готовом виде, а создаются, вырабатываются вместе с детьми.
Наибольший акцент в работе со школьниками по данной программе делается на соблюдение ими социально - нравственных норм. Широко используются интерактивные формы работы с детьми по различным аспектам нравственности с последующим обсуждением проблемных ситуаций и поиска социально приемлемого выхода из них.

Программа состоит из шести модулей:

1 модуль «Золотой ключик моего «Я» (самопознание, самосовершенствование);

Наименование мероприятия

Уровень реализации

Игровой конкурс «Я умею!»

Классный час

Выставка творческих работ детей «В мире моих увлечений»

ГПД

«Умеешь ли ты общаться» (час самопознания)

Классный час

Ролевая игра «Принцы и принцессы»

ГПД

Закрепление навыков общения

Режимные моменты

«Учусь оценивать себя. Всегда ли я хороший» (развивающее занятие)

Классный час

 Игра-самоанализ «Цветок достижений»

ГПД

2 модуль «Золотой ключик Здравушки» (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);

Наименование мероприятия

Уровень реализации

«Что такое здоровье» (профилактическое занятие)

Классный час

«Секреты здоровья» (настольно - печатная игра)

ГПД

«Как помочь сохранить себе здоровье» -презентация детских социальных проектов

Классный час

«Прыг, скок - команда!» (спортивные эстафеты)

ГПД

«Компьютер: за и против» (дискуссия)

Классный час

Презентация компьютерных развивающих игр

ГПД

3 модуль «Золотой ключик Всезнамуса» (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению);

Наименование мероприятия

Уровень реализации

«Что поможет мне учиться» (развивающее занятие)

Классный час

 «Кот в мешке» (развитие памяти), «Запутанные дорожки» (развитие внимания);

ГПД

«Завтра контрольная…» (развивающее занятие с психологом»

Классный час

Посещение сенсорной комнаты «Справляемся со стрессом» (планируется…)

ГПД

4 модуль «Золотой ключик Добродеи» (воспитание нравственных чувств и этического сознания, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);

Наименование мероприятия

Уровень реализации

«Как избежать ссоры и сохранить хорошие отношения в классе»

Классный час

«Как избежать ссоры» (соц. проект по составлению кодекса класса)

ГПД

«Дорогие мои старики»

Классный час

Операция: «Осторожно, рядом с нами пожилые люди!»

ГПД

Конкурсная программа « Марья - искусница»

Классный час

Детско-родительский мастер-класс «Прическа для дочки»

Родительское собрание

«Девочки моего класса» (фотовыставка)

ГПД

Закрепление навыков общения между мальчиками и девочками.

Режимные моменты

5 модуль «Золотой ключик творчества» (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях);

Наименование мероприятия

Уровень реализации

«Осенняя мелодия (художественно-музыкальный салон

Классный час с посещением Центра детского творчества

Арт. мастерская «Осень золотая»

ГПД

День Матери «Одной картины я желал быть  вечно зритель» (музей одной картины Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Классный час

Музыкальная гостиная  «Женские образы в музыке и живописи»

ГПД, посещение Центра детского творчества

6 модуль «Золотой ключик Голубой планеты» (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (толерантность, геосоциальная, интерсоциальная  культура).

Наименование мероприятия

Уровень реализации

Заповедные уголки родного края» (виртуальная экскурсия)

Классный час

Социально-значимая акция «Зеленый класс»

ГПД

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (на тему история родного края).

ГПД

Урок мужества «Этот день победы»

Классный час

Социально-значимая акция «Платок Победы»

ГПД

Акция «Письмо с фронта» (посещение музея, с написание писем-треугольников, поздравления ветеранам).

ГПД

В каждом модуле представлены: ценностные ориентиры, формируемые личностные и коммуникативные УУД, конечные результаты.

Планируемые результаты в программе предусматривают достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.)».

В соответствии с ФГОС и примерной программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся в рамках данной программы распределяются по следующим уровням:

- первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально - одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс);

-второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом между собой, на уровне класса, школы(2 класс);

-третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде) (3-4 классы).

Опыт реализации программы показал следующее.

Программа позволит научить детей понимать зависимость места и роли в обществе ребёнка от его выбора и активности, поможет сформировать модели нравственного поведения ребёнка во взаимоотношениях с другими людьми, воспитать нравственное отношение к себе и окружающему миру. Ученики получают положительный нравственный социальный опыт через организацию различных социально - значимых дел, социальных проектов.  

Планируется, что учащиеся четвертого класса при взаимодействии на уровне класса, школы получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, продемонстрируют приобретенные знания на практике, получат опыт самостоятельного общественного действия, участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Список литературы:

1.А.Г. Асмолов «Как проектировать  универсальные учебные действия» в начальной школе».М. «Просвещение», 2011

2.Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М Просвещение, 2010.

3. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 год  

4.Казьмина Г. В. Уроки нравственности. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Изд. «Просвещение». http://festival.1september.ru/articles/537214/

5.Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания, М.Просвещение , 1975.

6.Ковалева Г.А.  Воспитываем маленького гражданина. М.: Аркти, 2003.

7.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

8.Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

9.Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000

10.Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания

Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...

Возможности курса «Основы народной культуры» в гармоничном развитии младшего школьника в процессе их духовно-нравственного воспитания

Комарова В.Г, Мирошкина Т.А., Воронова Е.В., Кононова О.В., Бобошко И.А., Черкиза. Е.Г.БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132» Возможности курса «Основы народной культ...