«Коррекционная работа над правописанием безударных гласных в корне слова с детьми с ОВЗ в начальной школе»
методическая разработка (3, 4 класс)

Хохлова Елена Владимировна

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из основных задач логопедического пункта при общеобразовательной школе является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               средняя общеобразовательная школа № 1

«Коррекционная работа над правописанием безударных гласных в корне слова с детьми с ОВЗ в начальной школе»

Выполнила: Хохлова Е.В. учитель-логопед

высшая квалификационная категория

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из основных задач логопедического пункта при общеобразовательной школе является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи.

На долю правописания безударных гласных в корне слова приходится подавляющее число ошибок школьников. Нетрудно выучить правило правописания безударных гласных в корне слова, но практическое его применение требует достаточного высокого уровня речевого развития, позволяющего быстро и правильно подбирать проверочные слова. Поэтому очень важно обращать внимание учащегося на родство этих слов. Только приобретение им достаточного практического опыта в определении ’’родства’’ слов поможет ему быстро и безошибочно подбирать родственные слова для проверки сомнительной гласной в корне слова.

Отдельная тема ''Безударные гласные'' не предусмотрена логопедическими занятиями, но работа над этой проблемой ведется. Работа начинается с темы ''Ударение'', т.к. многие учащиеся не умеют определять в слове ударный слог, отличать его от всех остальных слогов слова. Учащемуся нужно объяснить, что ударный слог произносится несколько продолжительнее и громче всех прочих. Ребенку предлагается пропеть какое-либо слово (ударный слог при этом будет выделяться отчетливее).

Детям демонстрируется картинки с общей подписью: На столе кружки. Они читают, а затем показывают картинку, соответствующую надписи. Делается вывод, что изменение значение слова связывается с перемещением ударения, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные. В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:а́тлас-атла́с, бе́лки-белки́, ве́сти-вести́,замо́к-за́мок, по́лки-полки́, хло́пок-хлопки́. Затем предлагается определить ударную гласную. Потом можно записать только ударные гласные в словах. Группируются картинки под цифры (1,2.3), которыми обозначают место ударного слога в слове. Предлагается отстучать ритм слова (''Узнай свое имя''). Составляем слого-ритмический рисунок слова:

-''читаем''(отхлопываем) схемы: хХ, хх;

-раскладываем картинки соответственно схемам;

Касаясь непосредственно правила о безударных гласных, начинаем с ''занимательных правил '' (автор Л. Дружинина). Тренировка в подборе проверочных слов в1 классе идет с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную): один-много (стена-стены, гроза-грозы), много-один (ряды-ряд, грибы-гриб), вчера-сегодня (просил-просит, плясал-пляшет), сегодня-вчера (везет-вёз, пасет-пас). Во 2-3 классе идет работа по подбору родственных слов. Во всех словах с безударными гласными эти гласные выделены, что говорит о том, что они нуждаются в проверке (например, бежать.)

Имена существительные:бег, пробежка, бЕгун, бЕгунья, забег, пробег и.др;

Имена прилагательные:бЕговой, беглый;

Глаголы:убЕжать, прибЕжать, убЕжать, выбЕжать;

Наречия:бЕгом;

Причастие:бегающий, бегавший, подбЕжавший, бЕжавший:

Деепричастия:забЕжав, перебЕжав и т. д.

А также рекомендую:

Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова. Рабочая тетрадь для детей 6-9 лет.

Зегебарт Г. Учение без мучения. Безударные гласные. 2 класс. 3 класс. 4 класс.

Подбор к каждому исходному слову родственных слов важен по следующим причинам:

1.Ребенок овладевает правильным написанием большой группы родственных слов.

2.Он приучается мгновенно ''просматривать'' весь ряд.

3. Усваиваются разные оттенки значений однокоренных слов, что позволяет разобраться в тонкостях их употребления в речи.

Все это будет способствовать развитию у учащихся ''чувства языка''.

ТРЕНИРУЕМ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ.

Можно сказать, что дети не знают правил русского языка.На самом деле, зная правила русского языка, ученики не умеют применять их на письме. И бывает очень обидно, когда ребенок, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила.

Предлагаю вам игры, которые помогут автоматически соединять знания с правописанием, то есть грамотно писать на непроизвольном уровне.

«УДАРЕНИЕ» C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\IMG_4845.jpg

Цель: совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза; закрепить знания об ударении, об ударном слоге.

Раздаточный материал:карточки с именами и карточки со слоговыми схемами

Методика: каждому ребёнку выдаётся 5-6 карточек с именами и карточки со слоговыми схемами, в которых отмечен ударный слог. Подобрав имя к каждой схеме, игрок выстукивает эту схему.

«ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?»

Цель: умение на слух определять орфограмму, проверять её.

Методика: учитель называет слово с безударной гласной в корне. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.

Словарный материал: трава, тянуть, роса, скала, змея, стекло, хитрец, кисель, смягчить, глядеть, кольцо, краснеть, перо, точить, чистота, длина, храбрец, трясти, окно, пчела.

«ЛОТО»

Цель: умение находить среди множества букв нужную; умение находить проверочные слова к изучаемой орфограмме. C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\IMG_4838.jpg

Раздаточный материал: карточка из плотной бумаге, на которой записаны слова с пропущенной орфограммой, фишки с буквами для закрывания слов.

Методика: ученики читают слова с пропущенной гласной, находят гласную, которая должна стоять в слове, объясняют правописание, называют проверочное слово и закрывают после ответа слово на своей карточке. Игра заканчивается тогда, когда кто-нибудь из детей закроет вперёд всех все слова. И этот ребёнок может стать ведущим.

«РОМАШКА»

Цель: умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой. C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\IMG_4843.jpg

Раздаточный материал: серединка ромашки с гласной буквой и лепестки со словами с пропущенной орфограммой.

Методика: дети получают серединки ромашки с гласной буквой. По сигналу учителя игроки подбирают слова с той гласной, которая им попалась и подбирают проверочные слова. Необходимо выложить ромашку.

«КТО БЫСТРЕЕ?».

Цель: умение применять правило при выполнении практических упражнений.

Методика: у учителя список слов с безударной гласной в корне; он по порядку читает по одному слову и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, подтверждая ответ проверочным словом.

Словарный материал: ночной, ходить, дождливый, возить, хвастливый, варить, холмистый, терпеть, глазастый, платить, тяжёлый, косить, земной, часы, морской, старушка, лесной, словарь, садовый, тропинка, денёк, линейка.

«ДОМИНО»C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\IMG_4844.jpg

Цель: умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой. 

Раздаточный материал:карточки, на которых слева - гласная буква, а справа – слово с пропущенной орфограммой.

Методика:игрок выбирает первое слово, подбирает проверочное слово и находит карточку с соответствующей гласной и т.д.

«ТРИ ПИРАМИДЫ»

Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной. C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\IMG_4837.jpg

Раздаточный материал: три пирамиды, в кольца которых вписаны слова с пропущенной безударной гласной.

Методика: по сигналу учителя игроки вписывают букву в среднюю пирамиду. Побеждает тот, кто быстрее других «соберёт» свою пирамиду. 

«НАЗОВИ МНОГО ПРЕДМЕТОВ»

Цель:отработка способа проверки безударных гласных.

Методика:учитель называет один предмет, а ученик называет много таких предметов и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.

Словарный материал: страна, волна, коса, доска, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям  было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...

Система работы над правописанием безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (для начальных классов).

Данная работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В первой части дано систематизированное изложение теоретического материала по данной теме, которая является наиболее сложной, по за...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

РАБОТА НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Особенности работы по обучению правописанию слов с безударными гласными корня, проверяемыми ударением.Шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачиУпражнения  по типу...