Мастер-класс "Межпредметные связи на уроках ОРКСЭ".
статья

Шумения Ирина Аркадьевна

По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». Помимо этого, содержание учебного предмета имеет многочисленные межпредметные связи с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в начальной школе: русским языком, литературным чтением; с предметами художественно-эстетического цикла: изобразительным искусством, музыкой; технологией, информатикой и ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumeniya_i.a.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Межпредметные связи на уроках ОРКСЭ».

Представление педагогического опыта

Шумения Ирина Аркадьевна

По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». Помимо этого, содержание учебного предмета имеет многочисленные межпредметные связи с другими гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в начальной школе: русским языком, литературным чтением; с предметами художественно-эстетического цикла: изобразительным искусством, музыкой; технологией, информатикой и ИКТ.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована цель, на достижение которой направлен процесс образования и воспитания школьников, формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, патриота. Достижению этой цели способствует активизация воспитательного потенциала всех школьных дисциплин, однако гуманитарной сфере, таким предметам, как литература, русский язык, история, безусловно, принадлежит в этом процессе ведущая роль, а предмет ОДНКНР может служить метапредметной основой, которая их объединяет.

Курс ОРКСЭ призван сформировать у школьника представления о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве, свободе выбора и других нравственно-этических категориях, на которых базируется русская и мировая литература.

Межпредметные связи курса ОРКСЭ с русским языком реализуются через систему работы с терминами и понятиями, так как усвоение обучающимся нового слова-понятия предполагает неоднократное использование его в собственной речи, т. е. с точки зрения достижения результатов в области изучения русского языка происходит обогащение лексического запаса учащихся, совершенствование навыков построения устной и письменной речи, повышение уровня грамотности. С точки зрения решения задач преподавания ОРКСЭ через усвоение ценностной лексики активизируется процесс присвоения учащимися аксиологической составляющей изучаемого предмета.

Межпредметные связи с окружающим миром на уроках ОРКСЭ, способствуют совершенствованию представлений обучающихся о закономерностях развития общества, исторического процесса, становлению гражданского самосознания школьников.

Связь ОРКСЭ и дисциплин художественно-эстетического цикла подразумевает знакомство учащихся с произведениями искусства (живописи, скульптуры, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного искусства), являющимися принадлежностью религиозной культуры. Опираясь на уже имеющиеся у пятиклассников навыки понимания образного языка искусства, эмоционального и эстетического восприятия произведений искусства, учитель имеет возможность соединить в представлении обучающихся ценностный смысл артефакта и той религиозной культуры, принадлежностью которой он является. В то же время будет происходить процесс осознания  обучающимся общекультурного, общечеловеческого значения тех или иных произведений живописи, архитектуры и т. д., развития бережного и ответственного отношения к памятникам культуры, т. е. уже имеющийся опыт учащихся в области художественно-эстетического образования обогатится новым ценностным содержанием.

Поскольку курс ОРКСЭ по своему содержанию в значительной степени является метапредметным, он также обладает большим потенциалом для формирования, развития и систематизации универсальных учебных действий, что согласуется с требованиями ФГОС второго поколения. Одним из ведущих видов деятельности является чтение (комментированное, аналитическое, фрагментарное (выборочное), самостоятельное и др.), словарная работа, пересказ, беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, записи при чтении, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге и работа с разными типами учебных текстов. Для формирования метапредметных умений при проведении словарной работы важно не только толковать слова, но находить ответы в тексте, использовать иллюстративный материал и т. д.

Помимо решения собственно предметных задач, развитие навыков смыслового чтения и навыков работы с информацией способствует решению метапредметной задачи совершенствования качества чтения школьников. При выполнении индивидуальных домашних заданий обучающиеся, с одной стороны, получат возможность применения на практике знаний и умений, полученных на уроках ИКТ, с другой – могут усовершенствовать их в процессе реализации замысла, исходя из индивидуальных потребностей.

Помимо прочего, выстраивание связей курса ОРКСЭ с другими школьными предметами будет способствовать расширению кругозора школьников, обогащению их представлений о мире, человеке, истории, формированию общекультурной эрудиции.

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность его состоит в том, чтобы понять идею текста, замысел автора учебника, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и событий, причинно-следственные связи событий и фактов. Важно создать благоприятные условия для овладения школьниками приемами понимания и совершенствования чтения в целом.

Расширение эрудиции обучающихся и обогащение их словаря лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения, усвоение знаний по ОРКСЭ, как и по любому другому предмету, требуют усвоения новых понятий, терминов. Поскольку детям предстоит освоить много новой лексики, которая зачастую имеет мировоззренческое содержание, абстрактное значение, непонятное для детей, необходимо прислушаться к рекомендациям психологов, которые утверждают, что усвоение нового слова-понятия предполагает неоднократное (не менее 7-8 раз) использование его в собственной устной и письменной речи. Основным критерием освоения учащимися новой лексики является ее правильное использование в собственной речи.

Особое место при знакомстве с основами мировых религиозных культур занимает работа со словами-символами, которые, во-первых, служат маркерами той или иной культуры, во-вторых, имеют священное значение и глубокий духовный смысл для носителей данной культуры. К таким словамсимволам относят имена (Христос, Будда и т. д.), названия обрядов, ритуалов и таинств (Евхаристия, намаз и т. д.), религиозных праздников (Пасха, Песах и т. д.), священных книг (Библия, Коран, Типитака и т. д.) И сооружений (храм, монастырь, хурул, синагога и т. д.).

Словарную работу важно проводить и в процессе чтения статьи учебника (чтение вслух с правильной расстановкой ударений, запись слов в тетрадь, толкование слов с помощью иллюстративного материала).

Работа с иллюстрациями - визуальное дополнение к работе с содержанием учебного материала. Весь иллюстративный материал, предлагаемый к уроку, предназначен для восприятия в единстве с содержанием, всегда соответствует ему, дополняет и обогащает материал урока. Иллюстрация помогает глубже понять тему и идею прочитанного, полнее раскрыть их, визуализировать содержание. И наоборот, на этапе закрепления иллюстрации служат своего рода опорным конспектом, используя который ученик может воспроизвести основное содержание урока. Иллюстративный материал не просто визуализирует содержание урока и дополняет его, а зачастую выступает самостоятельной дидактической единицей.

Восприятие детьми музыки на уроках по модулю «Основы мировых религиозных культур» может быть активным и пассивным, так как музыка оказывает влияние даже без специального вслушивания (фон), но она должна звучать так, чтобы не отвлекать детей от основного вида деятельности. Музыка может не только быть фоном, но и привлекаться к активному слушанию. Для этого требуются определенные комментарии до или после прослушивания.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также средством оптимизации процесса обучения.

Одним из важнейших преимуществ ИКТ на уроке являются их адресность и ситуативная локализованность. Если существующие наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного обучающегося, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретным классом и отдельными учениками.

Принцип репрезентативности - ключевой для отбора материала для любой презентации на уроке. Обращение на уроке к пространственным искусствам - живописи, скульптуре, архитектуре - позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс свертывания информации.

Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий в музеи, посещения культовых сооружений и поиска справочной информации по теме.

Дейл Карнеги говорил: «На свете есть только один способ побудить кого-либо, что-либо сделать, это заставить захотеть это сделать». Поэтому мотивация один из важных моментов в организации занятия.

В своем мастер классе я отметила, что тревоги педагогов из-за необходимости преподавать в 4 классе еще один дополнительный предмет – выбранный модуль курса ОРКСЭ – остаются и до сих пор. А следом напомнила, что показателем широкой образованности учителя являются его способности охватить связи между различными науками, провести параллели с разделами смежных учебных предметов, сопряженными по содержанию с тем модулем, который он преподает.

План проведения мастер-класса

1. Подготовка материально-технического и дидактического оснащения проведения мастер-класса.

2. Организационный момент: сбор участников мастер-класса; мотивация участников мастер-класса с целью их восприятия и понимания новых знаний и опыта.

3. Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей.

4. Основная демонстрационная часть.

5. Комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер; обоснование эффективности использования методов, приёмов и форм работы.

5. Обсуждение занятия участниками мастер-класса.

6. Подведение итогов руководителем мастер-класса.

7. Анкетирование по результатам проведения мастер-класса с участниками, результаты которого учитываются при проведении самоанализа.

 Анкета.

 Ф.И. О. участника ________________________________________________________________

1. Актуальна ли выбранная тема?

а) да, имеет практическую ценность

б) интересно, с точки зрения

творческой работы мастера

в) другое

2. Достаточно ли времени, чтобы раскрыть материал мастер-класса?

а) да

б) не уверен

в) нет

3. Мастер-класс помог сформировать профессиональные компетенции и повысить

профессиональный уровень?

а) да

б) нет

в) другое

4. Что Вам понравилось?

а) оригинальная методика

б) личность педагога

в) инновационные подходы

г) отдельные педагогические приемы

д) структура занятия

е) организация мастер-класса

и) атмосфера мастер-класса

ж)другое___________________

5. Что, по Вашему мнению, на данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?

а) методика

б) отдельные педагогические приёмы

в) техническое оснащение

г) структура занятия

д) организация мастер-класса

6. Чем для Вас был полезен данный

Мастер-класс?

а) стала понятной педагогическая

система мастера

б) повысилась моя компетентность

по ряду вопросов этого предмета

в) получил следующие знания

(навыки)________________________

7. Считаете ли Вы мастер-класс

эффективной формой передачи

знаний и умений, обмена опытом

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

8. хотели бы вы провести мастер-класс для коллег?

а) да, мне это интересно

б) скорее да, но мне нужна помощь.

в) пока я не готов(а)

г) нет, мне это не интересно.

д) тема предполагаемого мастер-класса __________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Межпредметные связи на уроках русского языка"

Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах значительную роль отвожу межпредметным связям....

Реализация межпредметных связей на уроках математики

На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Статья "Метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах"

В данной статье рассмотрены метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...