Статья " Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"
статья (4 класс)

Данная  статья  помогает  учителю  создать ситуацию  успеха  в учебно - воспитательном  процессе, помочь  каждому  ученику обрести  уверенность  в собственных силах , получить возможность  самореализации, чтобы ребенок был  заинтересован в получении новых  знаний , тогда и будет происходить процес  саморазвития  личности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника

 

 Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?  

    Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания   необходимо   строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.     Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

Вышесказанное обусловило выбор темы  моего проекта: « Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»         

        В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе.

  Предмет: создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющих на формирование познавательного интереса учащихся.

     Цель   заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников.

   В соответствии с целью, объектом и предметом,  были сформулированы следующие задачи:

  •   раскрыть понятие “успеха” и “ситуации успеха”;
  • выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;
  • определить влияние ситуации успеха на обучение учащихся;

 Для реализации задач использовался комплекс методов:    

Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

 Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.

             Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно  если это касается учебы.

 Свою работу   в 1 классе начинаю  традиционно – с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика «Психолого-педагогическую карту»   Была проведена диагностика по общеучебным умениям и навыкам, по  результатам которой    оказалось, что из 12 учащихся:

у 3 уч-ся умения практически не сформированы;

у 5 уч-ся сформировано частично;

у 3уч-ся -почти сформировано;

у 1 уч-ся устойчивое владение.  

Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно  и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков   даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.

Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые  в работе технологии:  

  • игровая,
  • элементы исследовательско-проектной,
  • информационно-коммуникационной,  
  • личностно-ориентированный подход.

Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему Галины Серапионовны Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам.  

   Первый блок:  Индивидуализация в процессе обучения, в которую входят:

  1. Коррекционные занятия:

2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:

3. Индивидуальные задания на уроке, вне урока

 Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний. Этому способствовала

- Работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.

                 

     Третий блок:  Повышение статуса ребёнка в коллективе. Использовала следующие приемы работы :

1. Комментируемое управление.  

2. Диалог.  

3. Сотворчество.  

   Четвёртый блок:  Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности.

 1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).

2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.

 Более подробное описание работ  по  блокам в моей  письменной работе .    На протяжении 4 лет я работаю по УМК «  Планета знаний». Комплект реализует право ребёнка на индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть, что положительно влияет на создание успеха.

 Создавать ситуацию успеха  нужно не только в учебной деятельности, но и во внеклассой работе. 

   Во внеурочное время оказываю детям помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам, поиске информации в Интернете, в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности. Мои ученики -  активные участники в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Количество учащихся, постоянно растёт.   Ученики с удовольствием  каждый год принимают участие в предметных неделях и   в олимпиадах.

   Вот уже Третий год  мои учащиеся  участвуют в олимпиадах и конкурсах в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»:

   во Всероссийских и международных конкурсах-играх.

 Проектные методы во внеклассной деятельности способствуют проявлению и развитию личностных качеств школьника, сплочению  коллектива, развитию детского самоуправления.

Начиная, с  1 класса мои учащиеся включаются в исследовательскую деятельность.   Это первые шаги исследовательской деятельности  

 Индивидуальная работа над исследовательскими проектами: по тема«Зимующие птицы»в 3 классе и  «В чем заключается успех игры в хоккей» 4 класс.

  Ребята  выполняли и  творческие проекты

Метод проектов очень актуален, т.к. он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не просто  запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике.  

  Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе.     Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении   и позволяет решать некоторые дидактические задачи.

 

Основная цель воспитательной работы в классе – формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование  сплочённого коллектива учащихся.

В своей работе использую различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии.

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность.

Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка»   «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.

  Результативность моей работы по теме прослеживается на основании мониторинга. В частности, на основании анализа уровня образованности учащихся 3  класса в 2009-2010 учебном году можно констатировать, что базовый уровень образованности имели 32% учеников, оптимальный – 60% и расширенный – 9%.

   Созданные мной условия для формирования ЗУН обеспечили стабильность успеваемости и качества знаний учащихся  

 По проведенным   мною  исследованиям  были получены следующие результаты, по выявлению уровня сформированности школьной мотивации  .    Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось.

 Благодаря личностно-ориентированному подходу, созданию ситуаций

успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными,  свободно высказывают  свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных  и  муниципальных  мероприятиях. Повысился уровень общеучебных умений и навыков.

Заключение

 Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.

           Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.

            Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на  хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

            Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.

            Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом  оценки успешности учащихся может служить  слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.

            Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника

Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....

педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"

В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...

«Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»

В новой школе нужны  новые  технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться стро...

Презентация " Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника."

Презентация служит сопровождением выступлению по теме" Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника"....

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....

Презентация "Создание ситуации успеха в образовательно - воспитательной деятельности младшего школьника".

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, та...

«Создание ситуации успеха, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника»

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Ребенок, идя в школу, ...