"Инновационные подходы в организации детской исследовательской работы"
учебно-методический материал

Посохова Лариса Павловна

Инновационный подход к организации обучения - одно из приоритетных направлений образования нового поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_vystupleniyu.docx10.62 КБ

Предварительный просмотр:

        «Инновационные подходы в организации детской исследовательской работы»

Посохова Л.П.,

учитель начальных классов

МБОУ “Троицкая СОШ”

Губкинского района Белгородской области

        Инновационный подход к организации обучения - одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности обучащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий[1]. Организация исследования в начальной школе  позволяет решить многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации, преодоление проблемы включенности каждого в деятельность и другое.

        Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. И задача учителя начальных классов - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и познавательными для самого ребенка и его окружения.

        Именно метод исследовательского эксперимента - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Метод экспериментирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть эксперимент может сделать любой объект доступным познанию.

        Существуют различные виды экспериментов. Именно лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность выполнять лабораторные и практические работы, вызывает наибольший интерес обучающихся и наибоее эффективен  педагогической точки зрения. Уже в начальной школе материально-техническое и цифровое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения для освоения доступных способов изучения природы и общеста.

        Остановимся на цифровой лаборатории, она является современным оборудованием для проведения  различных школьных исследований естественнонаучного направления. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории. В нашей школе имеется цифровая лаборатория Sense Disc. Вся лаборатория умещается на ладони. В число опциональных регистраторов входят термометр, барометр, гигрометр,  датчик движения, расстояния, напряжения тока, освещенности, давления, пульса, кислотности, ультрафиолетового индекса, GPS и другие. Универсальный порт позволяет подключать дополнительные внешние датчики: влажности, температуры, уровня освещенности, шума и другие. Цифровая лаборатория может быть использована при работе над различными исследовательскими проектами, а если необходимы точные, многократные, повторяющиеся измерения, то она становится просто незаменимым инструментом, который обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков и таблиц. 

        Например, при подготовке исследовательской работы «Полезная ягода», обучающиеся определяли уровень pH кислотности банана с помощью Sense Disc. В работе «Исследование помещения школы на соответстие нормам СанПиНа», с помощью датчиков определяли температуру, освещенность и влажность воздуха кабинетов. Проводя исследование в работе «Влияние  физической нагрузки на частоту сердечных сокращений  человека», учащиеся производили замер частоты сердечных сокращений.         Лаборатория позволяет проводить учебные исследования как в классе, так и в походных условиях. Например, измерение температуры снега на различной глубине, изучение уровня шума и другие. 

        В организации исследовательской деятельности применяю комплект лабораторного оборудования «Нанобокс», который знакомит школьников с миром нанотехнологий. Благодаря экспериментам, которые проводятся с использованием наночастиц, а также опытам, в которых собственно наносистемы не используются. Результаты экспериментов дают возможность показать учащимся как промышленные предприятия создают новые свойства поверхностей, как можно сделать деревянное покрытие устойчивым к царапинам или защитить его от огня, в чем разница между гидрофильными и гидрофобными покрытиями.

        Таким образом, использование экспериментального оборудования позволит существенно сократить время на организацию и проведение работ, повысит точность и наглядность экспериментов, предоставит практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных.

        Инновационные подходы в организации исследовательской деятельности способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся. Исследовательская деятельность младших школьников - совместная деятельность ученика, учителя и родителей. Спасибо за внимание.

Литература

1. Маюрова Л. В. Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 660-664. — URL https://moluch.ru/archive/80/14547/ (дата обращения: 23.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов.

Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов....

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»Выступление на МО учителей начальных классов....

«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»

Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Статья «Инновационные подходы к организации работы педагога-организатора в школе»

Новые веяния времени требуют и от педагога-организатора постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов воспитания....

Статья. Применение инновационных подходов к организации исследовательской и проектной деятельности

Статья по теме "Применение инновационных подходов к организации исследовательской и проектной деятельности"...