методические рекомендации к курсу "Мой край Коломенский"
методическая разработка

Людмила Александровна Шитикова

Данная методическая разработка направлена на воспитание у детей любви к родному краю, воспитание нравственных и духовных качеств личности. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание включены вопросы по природе, истории, этнографии, археологии, литературе своего края, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно.Программа «Мой край» может быть использована учителями начальных классов, на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.

 Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов в возрасте 7-11 лет. Занятия проводятся из расчёта 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_kursa_moy_kray.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Коломенский городской округ Московской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

(полное наименование образовательного учреждения)

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2019 года протокол № 1, п. 12

Председатель _____________ Петухова Т.Г.

                                                   подпись

Методические рекомендации

по разработке

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

внеурочной деятельности

«Мой край»

(духовно-нравственное направление)

Уровень образования (класс): начальное общее образование,

                  (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов: 68

Учитель: Шитикова Людмила Александровна

Программа разработана на основе компонента  ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011).

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

                             

                                                                          2019-2020 уч.год

  «Согласовано»

  «Утверждено»

экспертной группой методического совета школы

на заседании педагогического совета школы

Протокол заседания от 28.08.2019, п. 10

Протокол заседания от 30.08.2019, п. 19

Председатель методического совета ______ Захарова Т.А.

Председатель педсовета ______ Петухова Т.Г.

Методические рекомендации по разработке рабочей программы

внеурочной деятельности «Мой край»

(уровень начального общего образования)

Введение

Данные  методические  рекомендации составлены  с  целью  оказания  методической  помощи   педагогам     в  проведении  уроков и на занятиях внеурочной деятельностью  по курсу  «Мой край»,  который  должен  стать  составной  частью  системы  гражданского,  патриотического  воспитания  обучающихся  общеобразовательных  организаций.

  Воспитание сегодня становится как  никогда социально  востребованной  и  актуальной  проблемой   развития гражданского  общества  России.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. 

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

  Ключевая  задача  школы - создание  психолого-педагогических  условий  для формирования  социально - активной  гражданской  позиции обучающихся  с  учетом   многообразия  традиций  и  инноваций   социокультурного пространства  страны,  региона,  своей  малой  родины.

  Преемственность  воспитательной  деятельности  образовательной  организации  в  условиях  реализации ФГОС  обеспечивается  развитием  воспитательной  системы  школы на  основе   единой Программы  воспитания и  социализации  обучающихся.

         И, конечно же,  партнером педагогического  коллектива  в гражданском,   патриотическом  воспитании  детей должна  стать  семья. Всё начинается  с семьи …

Школьное краеведение следует рассматривать сегодня не как предмет, а как основу, базу, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися. В школьной практике внеклассное краеведение можно рассматривать как добровольное для учащихся занятие. Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании школьных дисциплин, то необходимость ее организации в каждой школе становится очевидной. Исходя из вышеизложенного, основная задача работы педагога заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа. Много лет работая в данном направлении, считаю, что воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями семьи, города, историей и культурой родного края. В нашей школе действует программа гражданско- патриотического воспитания. В начальной школе курс «Мой край» состоит из 3 блоков: «Моя школа», «Моя семья», «Мой край». Каждому блоку соответствует определённое содержание, которое составлено с учётом возраста, и основано на личностно-ориентированном подходе.

 В нашей школе придается большое значение краеведческой работе. Результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание по инициативе детей и взрослых школьного музея.

Практическая значимость программы состоит в том, что обучающиеся получают теоретические и практические основы поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности, развивают свои творческие способности, расширяют знания школьного курса по истории и культуре своего края, географии, литературе.

Отличительная особенность состоит в том, что сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо -осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, школы и семьи.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Нормативно-правовое обеспечение.

  • Программа разработана на основе компонента  ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников»
  • «Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)».
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина РФ.

 Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Мой край» является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Мой край» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться  отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться        совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы проведения  занятий  с  учётом  возрастных  особенностей  обучающихся.

1 – 4  классы:

-музейный  урок;

- встречи с ветеранами;

-праздник, концерт;

-ролевые  игры;

-конкурсы, викторины;

-урок - сказка;

- заочное путешествие;

- библиотечный  урок;

- урок - исследование

- проектная  деятельность (коллективные и индивидуальные).

Использование нестандартных  форм  проведения  уроков дает  возможность  в последующем  продолжить  работу  по  теме, например:

- творческое  задание на  дом – составить генеалогическое  древо, герб  своей   семьи;

-проектная  деятельность - разработка  экологического  проекта  по  сохранению  природы  родного  края и т.п.

 Для реализации программы по внеурочной  деятельности «Мой край» используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательский метод, метод проектов

Разработанная программа предусматривает постепенное изучение краеведческого материала по 3 блокам. Каждому блоку соответствует определённое содержание, которое составлено с учётом возраста, и основано на личностно-ориентированном подходе.

Программа рассчитана на 4 года обучения детей младшего школьного возраста.

В 1 классе 66 занятий (2 часа в неделю), во 2-4 классах 68 часов (2 часа в неделю).                                                   

                                                        Содержание занятий

1 класс.

Раздел «Моя школа»

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Что изучает «Краеведение»?

Знакомство с детьми. Понятие краеведения, задачи, цели, содержание работы. Краеведение - всестороннее изучение родного края, знакомство с родными местами. Раскрытие понятия - Родина и малая родина. План изучения своей малой родины. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Дом, в котором я учусь. Экскурсии по школе и школьной территории. Встречи-знакомства с сотрудниками школы.

Беседа о школе. Экскурсия по школе и её территории. Знакомство с сотрудниками столовой, библиотеки, медицинского кабинета и т.д. Удачным будет проведение экскурсии старшеклассниками. Возможно посещение занятий в спортивных секциях, кружках, у логопеда, психолога с участием в играх. Посещение школьного музея. Рисуем нашу школу.

 «Мой класс». 

Мои новые друзья. Законы дружбы.

Игры на сплочение коллектива. Разговор о дружбе с использованием пословиц, песен, стихотворений. Просмотр мультфильмов о дружбе. Выведение законов дружбы. Правила поведения в классе. Изготовление плаката (ёлочка) из детских ладошек по теме занятия.

Трудовая жизнь школы. Устав школы. Правила поведения.

Беседа о школе. Знакомство с Уставом школы. Слушаем гимн школы, учим слова. Эмблема школы. Законы и заповеди. Игры на усвоение правил поведения.

Школьные традиции и праздники.

История школы, её традиции, достижения. Возможно участие в школьном празднике. Подготовка и проведение праздника «Посвящение в первоклассники»,

Проект «Моя школа».

Работа творческой мастерской: рисунки, коллажи, аппликации о школе.

Заключительное занятие. Презентация проекта.

Подведение итогов по разделу «Моя школа», организация выставки работ.

Раздел «Моя семья»

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Я и моя семья.

Понятие «семья». Члены семьи и родственники. Сколько поколений может быть в семье.

Что такое семья? Рассказы детей о своих семьях.

Беседа о семье. Пословицы и поговорки о семье и семейном укладе. Разучивание песни о семье. Рассказы детей о своих семьях. Семейный альбом. Семейный этикет.

Мои родители.

Родительский дом - начало - начал. Кто мои родители? Как их зовут? Где они работают? Пословицы и поговорки, песни, стихотворения о маме и папе. Можно пригласить на занятия родителей.

Моя бабушка. Мой дедушка.

Кто мои бабушка и дедушка, прабабушка и прадедушка? Как их зовут? Где они работают(-ли)? Что значит уважать бабушку или дедушку? Пословицы и поговорки, песни, стихотворения о бабушках и дедушках. Можно пригласить на занятия бабушек и дедушек. Игры и игрушки моих бабушек и дедушек.

Презентация проекта «Память сильнее времени…» (участники ВОВ)

Мир моих увлечений.

Беседа об увлечениях детей. Рассказ об учреждениях дополнительного образования в нашем городе или микрорайоне. Возможна виртуальная экскурсия.

Увлечения в моей семье.

Увлечения членов семьи. Показ работ или фотографий. Выходной день в моей семье. Организация и проведение праздника «Давайте познакомимся».

Конкурс рисунков «Моя семья».

Заключительное занятие. Выставка рисунков.

Обобщающее занятие по разделу «Моя семья». Оформление выставки рисунков.

Раздел «Край родной»

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Коломна - мой город родной.

Понятие «город». Моя малая родина. Мой родной город.

«С чего начинается родина...» Наш край на карте Московской области.

Россия - Московская область - Коломна. Работа с картой Московской области. Наши соседи. Что даёт наш край стране.

Природа родного края.

Виртуальная экскурсия в лес, луг, поле, к водоёмам. Красота родного края. Стихи и песни о природе. Экскурсия в Краеведческий музей.

Реки нашего города.

Знакомство с основными реками Коломны. Значение рек в жизни города. Охрана рек.

Растения родного края. Экскурсия в природу.

Игра «Какие растения ты знаешь?». Знакомство с новыми растениями. Экскурсия в природу.

Животный мир родного края.

Игра «Каких животных ты знаешь?». Знакомство с новыми животными. Виртуальная экскурсия в природу.

Экология родного края. Знакомство с «Красной книгой Подмосковья».

Что такое экология. Экология родного края. Знакомство с «Красной книгой Подмосковья».

Интерактивная игра «Край родной».

Игра на свежем воздухе типа «кругосветки» по материалам раздела. Привлечение родителей, педагогов школы, работников ДДЮТиЭ, ЦДТ.

Заключительное занятие. Фотовыставка.

Подведение итогов работы за год. Оформление фотовыставки «Где мы были - мы не скажем, а что делали покажем».

2 класс

Раздел «Моя семья»

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Кто я? Где я живу?

Повторение пройденного в 1 классе. Осознание ребёнком собственного я. Фамилия, имя, отчество ребёнка. Место жительства.

Лента времени моей жизни. Рассматриваем семенные фотографии.

Воспоминания о себе. Рассматривание семейных фотографий. Составление ленты времени.

Я - сын. Я - дочь. Каков я?

Игры и тренинги на закрепление правил поведения в семье, на развитие нравственных качеств.

Происхождение фамилий.

Происхождение известных русских фамилий. Работа со словарями. История моей фамилии.

Мир твоего дома.

Занятия членов семьи. Распределение обязанностей. Мои обязанности в семье. Разыгрывание сценок из жизни семьи. Обсуждение стихотворений.

Традиции твоей семьи.

Что мы бережно храним в нашей семье. Рассказы детей о традициях семьи. Рассматривание фотографий и видеофильмов. Приглашение родителей на занятия. Поход в гости в одну из семей. Общий выход на природу.

Моя родословная. Практическая работа «Родословное древо».

Понятие «родословная». Исследовательская работа: беседа с родственниками о предках, рассматривание фотографий, составление «родословного древа».

Заключительное занятие. Презентация работ.

Подведение итогов. Оформление выставки работ. Презентации работ.

Раздел «Моя школа».

Вводное занятие. Инструктаж но т/б. Что такое школа?

Повторение пройденного в 1 классе. Игры на сплочение коллектива.

Мы - ученики 2 класса. Устав школы. Правила поведения.

Беседа о школе. Работа с Уставом школы. Вспоминаем гимн школы, повторяем законы и заповеди. Игры на усвоение правил поведения.

Традиции школы. Ими гордится школа. (Встреча со старшеклассниками).

Встреча со старшеклассниками, которыми гордится школа. Рассказ ими о своих достижениях: учёба, спорт, участие в различных конкурсах и проектах.

Члены моей семьи - выпускники моей школы.

Мои родители учились в этой школе... Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

Чему и как учились наши предки.

Путешествие в прошлое. Чтение рассказов, рассматривание репродукций картин.

Экскурсия в Дом учителя или Школу ремёсел.

Необходимо организовать экскурсию в Дом учителя, Школу ремёсел по теме: «Чему и как учились наши предки». Можно съездить в с.Константиново Рязанской области на урок в земскую школу.

Игры и забавы наших предков.

Рассказать и показать игры и забавы детей 19- 20 веков. Можно организовать интерактивную программу с привлечением сотрудников Школы ремёсел, усадьбы Лажечникова, Дома Озерова и др.

Микрорайон нашей школы. Экскурсии по улицам микрорайона.

Понятие «микрорайон». Работа с картой города. Экскурсии по улицам микрорайона. Знакомство с их названиями и объектами. Возможно привлечение сотрудников ДДЮТиЭ.

Коллективная разработка проекта «Школа».

Коллективная работа над проектом. Тему проекта рекомендуем выбирать, исходя из интересов школы и класса: «Сделаем школу краше». «Школа будущего», «Озеленим нашу территорию» и др.

Заключительное занятие. Презентация работ.

Можно презентовать работу' ученикам разных классов, родителям.

Раздел «Мой город».

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. «С чего начинается родина...»

Повторение пройденного в 1 классе. Эмоциональный настрой на изучение темы. Песни и стихотворения о родине.

Как растёт город, из чего он состоит?

Понятие «город», его составные части. Работа с картой. Заочное путешествие по разным частям города.

Символы Коломны.

Герб, флаг, гимн Коломны. История символики нашего города.

Предприятия Коломны.

Заочная экскурсия по градообразующим предприятиям.

Транспорт города.

Рассказ о видах транспорта нашего города. Можно подробно остановиться на истории трамвая.

Заочная или очная экскурсия «Коломна за окном трамвая» (ДДЮТиЭ)

Достопримечательности нашего города.

Коломна - экскурсионный город. Достопримечательности нашего города. Возможна экскурсия- знакомство с одним объектом.

Парки. Скверы.

Заочное путешествие по паркам и скверам города. Можно прогуляться в ближайшем парке или сквере, рассказать о его истории.

Экология нашего города. Сделаем город чище. Участие в городской акции.

Беседа об экологии нашего города. Участие в городской акции по сбору макулатуры или уборке территории школы.

Коломна в стихах и песнях. Просмотр видеофильма о Коломне.

Просмотр видеофильма о Коломне. Разучивание стихов и песен о Коломне.

Праздник «Коломна-городок, России уголок».

Подготовка и проведение праздника.

Презентация проекта «Коломна вчера, сегодня, завтра…»

3 класс

Раздел «Коломна - моя малая Родина».

Инструктаж по т/б. Вводное занятие. Родное Подмосковье.

Повторение пройденного во 2 классе. Понятие край, область, регион. Время образования Московской области; исторические этапы ее становления.

Коломна на карте Московской области. Соседи нашего города.

Географическое положение Московской области. «Путешествие» по карте: Коломна и ближайшие города-соседи. Виртуальная экскурсия. Возможны поездки в краеведческие музеи соседних городов.

Путешествие по городу. Экскурсия на трамвае или автобусе.

Исторические и памятные места города. Экскурсия «Коломна за окном трамвая» (ДДЮТиЭ), или автобусная экскурсия «Главная улица города».

Профессии моих родителей. Встречи с родителями.

Рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. Встречи с родителями. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Экскурсия на предприятие города.

Экскурсия на одно из предприятий города (возможно на предприятие, где работает кто-то из родителей обучающихся). Практическая работа: «Нарисуй продукцию, которую выпускают на предприятиях города» (по выбору).

Праздники в Коломне.

Праздники: День славянской письменности и культуры, День города и др. праздники города. Возможны экскурсии в Школу ремесел.

Раздел «История родного края».

Инструктаж по т/б. Вводное занятие. «В начале было...»

Повторение пройденного. Страницы истории. Виртуальная экскурсия в прошлое Коломны. «Как жили наши предки?». Первые упоминания о городе. Археология и археологи. Раскопки.

История становления Коломны.

Экскурсия в краеведческий музей (интерактивная программа).

История становления города. Особенности быта, культуры, ремёсел.

Экскурсия в краеведческий музей (интерактивная программа). Экскурсия в школу ремесел.

Жемчужина города - Коломенский кремль.

«Прогулка» по Коломенскому Кремлю. Экскурсия в Кремль.

Храмы и монастыри Коломны.

История православных памятников города. Храмы и монастыри Коломны. Экскурсия в православный храм города.

О воинской доблести и славе коломенской земли.

Мемориалы и памятники города, хранящие память о Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг коломенцев в годы Великой Отечественной войны. Тыл - фронту. Экскурсии к памятникам, мемориальным доскам, улицам, названным именами героев войны. Сочинение на тему: «Война в истории моей семьи»,

«Приглашаем в гости к нам» Интерактивная игра. (Составление карты достопримечательностей нашего города).

Составление «карты» достопримечательностей нашего города.

Раздел «Коломна и коломенцы»

Инструктаж по т/б. Вводное занятие. «Ими гордится Коломна».

Повторение пройденного во 2 классе. Встречи с интересными людьми: знакомство с людьми, прославившими наш город трудом.

Поэты и писатели Коломенского края. Экскурсия в библиотеку.

Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение». Писатели - наши земляки, Экскурсия в библиотеку В.В.Королева.

Художники Коломенского края. Выставка «Рисуем Коломну».

Художники - наши земляки. Живопись. Репродукция. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Экскурсия в выставочный зал. Выставка детского рисунка «Рисуем Коломну».

Коломна и космос.

Летчик-космонавт М.В.Тюрин - наш земляк. Сочинение на тему «Если бы я был космонавтом», или рисунок на тему « Я в космическом пространстве».

Спорт явные достижения Коломенцев.

Коломна спортивная. Спортивные достижения земляков- коломенцев: Е. Лобышева, В. Муратов, А. Колесников, Д. Дорофеев, Е.Печуров. Что необходимо спортсмену, чтобы достигать результатов.

«Родина - мать, умей за неё постоять».

Доблестные защитники Родины. Экскурсия в Музей Боевой славы.

Герои-земляки в Великой Отечественной войне их судьбы и награды. Создание «мини-музея» боевой славы в классе («Галерея памяти», «Мы им нужны» и т.д.). Изготовление поздравительных открыток ветеранам. Экскурсия в Музей Боевой славы.

Проект «Ими гордится Коломна».

Заключительное занятие. Презентация проекта «Ими гордится Коломна».

4 класс

Раздел «Коломна - часть России».

  • Инструктаж по т/б. Вводное занятие. Коломна - часть России.
  • Коломна - часть нашей страны России. Ее роль в развитии Российского государства. Раскрашивание герба и флага страны, герба города.
  • Коломна на карге России.
  • Наш край на карте страны. Умение находить и показывать на карте России Коломну. Работа с картой города.
  • Вклад города в экономику страны (промышленность и сельское хозяйство).
  • Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города и района, его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
  • Сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

Раздел «Спорт в Коломне».

  • История развития спорта в Коломне. Знакомство со спортивными достижениями города и области. Встречи со спортсменами, достигшими определенных успехов в спорте. Итоги зимней олимпиада 2014г. и роль коломенских спортсменов в общей победе на ней. Что необходимо спортсмену, чтобы достигать таких результатов.
  • Коломна - центр развития конькобежного спорта. Экскурсия в музей Конькобежного центра.
  • Коломна - центр развития конькобежного спорта. Экскурсия в музей Конькобежного
  • центра. Встречи с коломенскими конькобежцами.
  • Спорт в моей жизни. «Весёлые старты».
  • Рассказы ребят, занимающихся спортом, о своем виде спорта, о спортсменах, которые достигли успехов в этом виде спорта. Спортивные соревнования «Веселые старты».
  • «Мир моего детства». Школы, кружки, секции.
  • Беседа об увлечениях детей. Рассказ об учреждениях дополнительного образования в нашем городе или микрорайоне. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа: составление памятки «Законы дружбы».
  • Заключительное занятие. Викторина «Мой город».
  • Обобщающее занятие по разделу «Коломна - часть России». Викторина «Мой город».

Раздел «История родного края».

  • Инструктаж по т/б. Вводное занятие. «Город древний...».
  • Заочное путешествие по древней Коломне. Каким наш город был в далекие времена. Почему он возник на этом месте? Экскурсия в Краеведческий музей.
  • Практическая работа: рисование древнего города; работа с аппликацией.
  • Исторические корни нашего города. Легенды и предания.
  • Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей. Практическая работа: «Нарисуй самое красивое место в твоем городе», Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Творческая работа «Загадочный мир названий».
  • Коломенский Арбат. Посад. Слободы. Экскурсии.
  • Коломенский Арбат. Посад - купеческая слобода. Покровская слобода. Гончарная слобода. Кузнечная слобода. Ямская слобода. Запрудная слобода. Городищи. Экскурсии.
  • Коломна - старинный торговый город.
  • Житная площадь: главный торг, деревянные торговые ряды, каменные торговые ряды. Производство фруктовой пастилы, «Нестеровские калачи», булочные и кондитерские Морозова и Чикилева, торговля салом и т.д. Экскурсии в музеи «Калачная в Коломне», «Коломенская пастила», «Торговля мылом Г.И.Суранова».
  • Музеи города. Экскурсии.
  • Узнай историю самого старого учебного заведения твоего города (экскурсия в Музей народного образования). Музеи: «Школа ремесел», «Музей любимой игрушки», «Арт-коммуналка Ерофеев и другие», «Музей истории ЖКХ», «Сие деньги коломьски», «Музей Коломенского тепловозостроительного завода», т.д..
  • Проект «История в названиях улиц»

История улиц: прошлое, настоящее, перспективы. Экскурсия по улицам города: название улиц, расположение домов, исторические объекты, мемориальные доски. Презентация проектов «История в названиях улиц».

Раздел «Коломна и коломенцы»

Инструктаж по т/б. Вводное занятие. Имена коломенцев в истории нашей Родины: А. В. Свешников, митрополит Московский и Коломенский Филарет, В. П. Макеев, С. Г. Горшков, Л. С. Лебедянский, Б. И. Шавырин, С. П. Непобедимый и др. Экскурсии в музеи города и городских школ.

Раздел «Литературная Коломна».

  • Русские писатели И. И. Лажечников, поэтесса А. Ахматова, И.С.Соколов-Микитов. Современные поэты-коломенцы А.Кирсанов и др. Экскурсии в Краеведческий музей, дом-музей "Усадьба купцов Лажечниковых".
  • Коломна в картинах художников. На выставке в доме Озерова.
  • Коломна в картинах художников. Художники-коломенцы: М.Г.Абакумов, В.Синева, В.Татаринов и др. Экскурсии в КЦ «Лига» и «Дом Озерова».

Раздел «Коломна театральная».

  • История становления Народного театра (ДК «Тепловозостроитель»), Спектакли Народного театра и Детского театрального коллектива. Камерный театр «Пилигрим». Музейный театр.
  • «Бессмертный полк коломенцев»
  • События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории города. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Концерты и поздравления для ветеранов войны. Творческая работа «Дедушкины ордена и медали».
  • Экскурсия в Музей Боевой славы.
  • Творческий отчёт «Коломна - мой родной город»
  • Фотовыставка «Коломна - мой родной город».
  • Презентация творческого проекта «Коломна – жемчужина Подмосковья».

Рекомендуемая литература и интернет – ресурсы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности.
  2. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  5. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
  6. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников»
  7. Календарь праздников, http://www.calend.ru/holidays
  8. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. http://www.openclass.ru/pages/221595

Приложение 1

Пословицы и поговорки про Родину

1. Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

2. Родина - мать, умей за нее постоять.

3. На родной стороне и камешек знаком.

4. На одном месте и камень мохом обрастает.

5. Береги землю родимую, как мать любимую.

6. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

7. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

8. Если дружба велика, будет Родина крепка.

9. За Родину-мать не страшно умирать.

10. Мала птица, а и та свое гнездо бережет.

11. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

12. Человек без Родины — соловей без песни.

Пословицы и поговорки про семью:

1. Вся семья вместе, так и душа на месте.

2. Дерево держится корнями, а человек семьёй.

3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

4. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

5. На что и клад, коли в семье лад.

6. В семье и каша гуще.

7. На свете всё найдешь, кроме отца с матерью

8. Доброта отца, как гора, высока; любовь к матери, как море, глубока.

9. При солнышке тепло, а при матери добро.

10.Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

11.Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.

12. В семью, где лад, счастье  дорогу не  забывает.

Приложение 2

       Государственный праздник - это система выходных дней, которые строятся на основе сочетания религиозных и национальных праздников. В настоящее время в России отмечаются восемь государственных праздников.

Государственные праздники России:

1 января - Новый год

7 января - Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 мая - День весны и труда

9 мая - День Победы

1 июня – День защиты детей

12 июня - День России

4 ноября - День народного единства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс

Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветани...

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...

Экономика родного края "Коломенское"

Презентация к уроку окружающего мира "Экономика родного края"...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Монастыри Коломенского края» Бударовой Л.А.

В данном документе представлен план-конспект внеклассного мероприятия по теме "Монастыри Коломенского края". Данное мероприятие нацелено на развития духовно-нравтвенных качеств у учащихся, а...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...