Мастер-класс по теме " Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал

Лехман Вера Васильевна

«Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил»

Василий Александрович Сухомлинский    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya1.docx30.77 КБ
Файл prezentatsiya_k_master-klassu.pptx124.51 КБ
Файл buklet.docx190.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

СЛАЙД 1

по теме " Технология развития критического мышления
на уроках в начальной школе
"

Цель: Продемонстрировать  возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

Познакомить с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Продемонстрировать практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

ХОД  МАСТЕР-КЛАССА:

Организационный момент:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех.

Для положительного настроя на работу и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наше мероприятие вот с такого упражнения:

- поднимите, пожалуйста, правую руку, откройтесь, покажите свою ладонь. Помашите мне. Сейчас я буду говорить фразы, и если вы согласны со мной, загните палец. Загибать начинаем с мизинца.

- Образование – это содержание человека. (мизинец загнули)

- Любить  учить и воспитывать детей – это часть самореализации. ( безымянный загнули)

- Проверка знаний обучаемых детей – это проверка своей успешности как педагога.  (средний палец загнули)

- Умение видеть и признавать свои ошибки при обучениидетей – бесконечный процесс.(указательный палец загнули)

-У всех так получилось? ( большой палец не загнули)

Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы у нас с вами сегодня настроение было вот только такое.

 Приложение 8

Приём «Верите ли вы …»              

-У каждого на столе таблица. Я задам вопросы, на которые вы ответите  “да” или “нет”. Вы в  первой строке ставите плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

К этой таблице мы вернемся в конце мастер-класса.

Очень хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского     «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

1 этап: Мотивация

- Я себе задавала вопросы: А как вовлечь детей в образовательный процесс, чтобы они всё воспринимали с интересом и увлечением? Как научить осознанному чтению? Как развить такие базовые качества личности, как умение адекватно оценивать себя и свою  работу, коммуникативность, самостоятельность, и немаловажные качества для современного человека - креативность, мобильность?

Познакомившись с технологией «Критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы.

СЛАЙД 4

Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках любом уроке и во внеурочной деятельности.

        Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащихся мы готовим работать с первого класса, и в дальнейшем их необходимо будет только видоизменять.

             

Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией при работе в начальной школе.

Тема моего мастер- класса

"Технология развития критического мышления
на начальном этапе в начальных классах
"

2 этап: Теоретическая часть

СЛАЙД  5

Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:
ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
На первом этапе – ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?

Второй этап – «осмысление» - ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопрос, который он поставил перед собой на первом этапе.

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Размышление и обобщение того, что я узнал.

Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных уроках и их этапах.

I. Вызов.

   Цели:

1. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.

   2.Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

   3. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Урок «Окружающего мира», этап-«вызов». Прием ТРКМ – «Корзина».

 СЛАЙД 6

- Итак, представим, что вы ученики 1 класса. Как вы думаете, кто такие «животные»?

Работаем  группой. Каждая группа после предварительного обсуждения будет высказывать свои предположения:     

Животные – это…

… -  живые существа

… - тот, кто умеет прыгать, бегать, скакать по деревьям

… - звери

… -

Подведем итоги работы групп.  Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, кто такие ЖИВОТНЫЕ?

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о ЖИВОТНЫХ.

Таким образом происходит активизация мыслительного процесса.

II. Стадия «Осмысления».

 Цели:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми.

 На стадии «Осмысление» приемов огромное количество Я назову наиболее подходящие приёмы для начальной школы:  «Чтение с остановками», таблица « Плюс – минус - интересно»,  таблица «ЗХУ», стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Кубик Блума, Вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы».

Я с первым классом пока работаю  с приёмом «Толстый и тонкий вопросы» и с «Кубик Блума».

«Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием очень хорошо использовать на уроках литературного чтения. Связанно это с тем,  что дети  читают и не понимают и не осмысляют содержание прочитанного. Опробуем и мы этот прием.  Перед вами таблица с вопросами.

«Тонкие» вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ

«Толстые» вопросы, на которые предполагается развёрнутый «долгий», обстоятельный ответ

Кто…?

Что…?

Где…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли …?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему..?

Почему вы думали …?

В чём различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

Литературное чтение. Михаил Михайлович Пришвин «Предмайское утро» отрывок. У вас всех есть  текст. Читаем по одному предложению. Я задаю вопрос. Вы находите его у себя в таблице и отвечаем.

Что зеленеет?

Где березы шоколадного цвета?

Кто сядет и скроется?

Читаем дальше….

Объясните почему?

Читаем …

Дайте три объяснения почему?

Читаем…

Какой вопрос можно задать теперь, уважаемые коллеги?

Благодаря этому приёму, мои дети начинают читать осмысленно. А  при ответе на  вопосы формируется  умение отвечать полным ответом.

Переходим к следующему этапу «Рефлексия»

– На этом этапе я использую приём «Письмо своему другу»

В первом классе я использую этот прием в устной форме и письмо мы формулируем небольшими группами. Своё обращение они адресуют сказочному герою.

Привет, ___________________________________!

Я сегодня узнал(а)_______________________________

Больше всего мне запомнилось ___________________

Понравилось ___________________________________

Мне не понравилось  _________________________ 

Я надеюсь,что  _________________________________

С ув. __________________________________________

Давайте каждый из  вас тоже попробует  написать письмо…и  это письмо будет адресовано мне..

Приём «Верите ли вы …»  Приложение 8

- Вернемся к нашим таблицам, которые вы заполняли вначале нашего мастер – класса.

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

- Какие приёмы мы использовали на стадии рефлексии  

4 этап: Подведение итогов.

- Попрошу вас заполнить лист пожеланий  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема мастер-класса: «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Лехман Вера Васильевна Учитель начальных классов

Слайд 2

Этапы работы 1 . ВЫЗОВ (окружающий мир) - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить интерес, активизировать обучаемого; - структурировать последующий процесс изучения материала 2 . ОСМЫСЛЕНИЕ (литературно чтение) - получение новой информации ; - ее осмысление 3 . РЕФЛЕКСИЯ (творческая работа) - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

Слайд 3

1 этап. Вызов Приём « Корзинка » учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

Слайд 4

Тема: Животные Животные – это … … - живые существа … - тот, кто умеет прыгать, бегать, скакать по деревьям … - звери …

Слайд 5

2 этап. Осмысление «Толстый и тонкий вопросы» «Тонкие» вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ «Толстые» вопросы, на которые предполагается развёрнутый «долгий», обстоятельный ответ

Слайд 6

3 этап. Рефлексия «Письмо своему другу» Привет, ___________________________________! Я сегодня узнал(а)_______________________________ Больше всего мне запомнилось ___________________ Понравилось ___________________________________ Мне не понравилось _ ________________________ Я надеюсь,что _________________________________ С ув . __________________________________________

Слайд 7

Тема мастер-класса: «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Лехман Вера Васильевна Учитель начальных классов



Предварительный просмотр:

«Что же такое критическое мышление?»

 Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на занятиях дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). В технологии развития критического мышления занятие строится по схеме: вызов — осмысление содержания — рефлексия. Технология предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения занятия.

Стадия вызова:

1. «Корзина идей» предполагает выяснить,  какие знания уже есть у детей по данной  теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели   мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется.  В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

2. «Верные – неверные  суждения». Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.

Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Какие из утверждений были верными можно узнать на стадии рефлексии. Еще этот материал можно использовать при проверке усвоенного материала. Причем ответ на суждение может быть как  вербальным,  так  и  сигнальным (сигнальные карты или тесты-раскраски).

3.Приём «Знаю-Хочу узнать -Узнал», ориентирован на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что я хочу узнать?»

Стадия осмысления содержания:

1. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.

2. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем?

3. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.

4. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.

5. «Синквейн»  («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря. Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение), одно слово (сущ.) (суть предмета или объекта), два прилагательных (или наречия), три глагола, фраза из четырех слов (личное отношение автора).

6. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») При  помощи  сигнальных карточек дети определяют  верность  (поднимаем красную сигнальную карточку)  и  неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих  утверждений.

7.  Мнемотаблицы. Мнемотехника. - Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации

8. Моделирование. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Стадия рефлексии:

1. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения.

2. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;

3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

3. «Шесть шляп мышления»

1) белая шляпа - факты

2) красная - чувства и эмоции

3) черная ищет недостатки, критикует

4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты

5) зеленая – творчество

6) синяя – управление процессом

4. Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Правила составления интеллектуальных карт:

1.В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)

2.Для  каждого  ключевого  момента  проводятся  расходящиеся  от  центра  ответвления, используя ручки разного цвета

3.Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей

4.Добавляются символы и иллюстрации

5.Писать надо разборчиво (печатными) буквами

6.Важные идеи записываются более крупным шрифтом

7.Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы

8.При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально, ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи:

Во-первых, делаем процесс обучения интересным.

Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха.

И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

https://xn----8sbafar2bwfctnifu9c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/%D0%9C%D0%A3-%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%98%D0%90%D0%A2%D0%AE%D0%A0%D0%90-%D0%9C%D0%9E%D0%99-%D0%A3%D0%A7%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%AC.jpg

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска»

http://rcsrp.rusedu.net/gallery/1553/001_small.jpg

«Технология развития критического мышления»

Выполнила: Лехман В. В.

            Учитель начальных классов

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Проект «Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления....

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Мастер - класс по теме "Технология развития критического мышления" на уроках в начальной школе

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе. Методические задачи:Познакомиться ...