История зарождения и развития передового педагогического опыта на Белгородчине
статья

Образование на Белгородчине имеет давние традиции. Первое учебное заведение в нашем крае упоминается еще в 1716 году и относится к разряду «цыфирных школ», созданных Петром Великим. В 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2019.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

История зарождения и развития передового

педагогического опыта на Белгородчине

Образование на Белгородчине имеет давние традиции. Первое учебное заведение в нашем крае упоминается еще в 1716 году и относится к разряду «цыфирных школ», созданных Петром Великим. В 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.

Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах. Важную роль в образовании на Белгородчине играли земские школы, значительное количество которых возникло в последней трети XIX века. Однако и это не дало возможности всем желающим получить даже начальное образование. Свой вклад в просвещение народа вносили существовавшие при храмах церковно-приходские школы. В 1914/1915 учебном году на территории современной Белгородской области имелось 1486 школ, из них 1462 начальные, 10 семилетних и 14 средних. В городах насчитывалось 99 школ, в селах — 1387. В них обучалось 107 тысяч учащихся и работало 2815 учителей.

С приходом Советской власти главной задачей органов образования стала ликвидация неграмотности населения. 1 октября 1920 года создана губернская чрезвычайная комиссия, а на местах — уездные комиссии по ликвидации неграмотности. В Курской губернии, в которую входил в первой половине XX века Белгородский край, ликбезом занимались два педагогических института и четыре техникума. В Короче и Старом Осколе работали кратковременные педагогические курсы. В итоге, в 1930-е годы был осуществлен переход ко всеобщему начальному образованию.

   Новый этап в развитии образования начался в 1954 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. В 1954 году в области насчитывалось 1614 школ, 1022 из которых были начальными и только 102 — средними, остальные — семи- и восьмилетними. Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, три сельскохозяйственных техникума, три педагогических, три медицинских и девять профессионально-технических училищ.

В 1957 году из Старого Оскола в областной центр был возвращён педагогический институт, эвакуированный в годы войны.

К началу 1970-х годов все очевиднее проявлялось отставание деревни от города в сфере образования. С начала 90-х годов система высшего образования Белгородчины претерпевает значительные изменения. В октябре 1994 года педагогический институт имени М. С. Ольминского был преобразован в Белгородский государственный педагогический университет, а в июле 1996 года создан Белгородский государственный классический университет, который стал крупным высшим учебным заведением России.

Крупнейшим специализированным вузом России в области промышленности строительных материалов и строительства является Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. По номенклатуре специальностей, составу факультетов, кафедр и лабораторий университет — единственный вуз такого профиля не только в России, но и в Европе. Он создавался на базе Белгородского государственного технологического института строительных материалов, открытого в 1970 году и преобразованного в 1994 году в Белгородскую государственную технологическую академию строительных материалов.

Постоянно возрастающие требования рынка труда к качеству подготовки рабочей силы заметно увеличивают значение профессионального образования, всех форм профессионального обучения рабочих.

Основными заказчиками образовательных услуг по подготовке и переподготовке рабочих кадров являются такие предприятия, как ОАО «Лебединский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Комбинат КМАруда», ООО «Строй-Декор» (Губкин), ООО «Далласстрой», ООО «Стройинвестинженеренг СУ-848» (Москва), ОАО «Лужский горно-обогатительный комбинат» (г. Луга Ленинградской области), ЗАО «Ленгидромех» (Санкт-Петербург), ООО «Щебеночный завод» (Краснодарский край), ОАО «Павловскгранит» (г. Павловск Воронежской области).

В настоящее время заключены договорные отношения на подготовку рабочих без отрыва от производства с таким крупным предприятием как ОАО « Комбинат КМАруда».

В последние годы профессиональные училища Белгородской области устанавливает сотрудничество с аналогичными учебными заведениями за рубежом.

За многие десятилетия система начального профессионального образования доказала свою жизнеспособность. Созданная в области материальная база, прекрасный преподавательский состав и накопленный за многие годы опыт позволили сохранить стабильность в профессиональном образовании.

28 сентября 1996 года была открыта Белгородская духовная семинария. На торжественном акте её открытия председательствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, специально прибывший в связи с этим событием в Белгород. В соответствии с определением Священного Синода от 17 июля 1996 года ей сразу же было придано миссионерское направление.

В 1998 году в городе Старый Оскол начала действовать православная гимназия во имя святого князя Александра Невского, основанная на тех же принципах, что и Белгородская. Учредители гимназии — управление епархии, управление образования и науки Белгородской области, Александро-Невский кафедральный собор города Старый Оскол и Добровольное благотворительное братство священномученника Онуфрия, архиепископа Старооскольского. С учреждением Белгородской и Старооскольской епархией стали возрождаться в области и воскресные школы. В настоящее время они имеются во всех городах и крупных населенных пунктах.

С целью создания единого информационного пространства в сфере образования в декабре 2002 года был создан областной методический ресурсно-информационный центр управления образования и науки Белгородской области.

Сегодня на территории Белгородской области действуют пять государственных самостоятельных высших учебных заведения и 12 филиалов государственных вузов, а также 4 негосударственных вуза и 6 филиалов. За последние годы численность студентов в них возросла почти в два раза и составляет более семидесяти двух тысяч. В учреждениях высшего и среднего профессионального образования области работает четыре с половиной тысячи преподавателей. Расширилась сеть начальных и средних специальных учебных заведений, совершенствуется и обновляется их структура. В настоящее время в области имеется 30 профессиональных училищ и лицеев, из них двадцать четыре полностью перешли на баланс области. На территории области действует 751 общеобразовательная школа. В них обучается около 156 436 школьников. Впервые за историю Белгородской области появились и успешно работают православная семинария и две духовные гимназии. Сеть дошкольных учреждений включает 481 детский сад, в которых воспитывается 43 426 ребёнка. В общеобразовательных учреждениях работают 19 584 человек, 242 педагогических работника, имеющих звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 290 учителей, награжденных орденами и медалями, 3995 имеют отраслевые награды «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: «История образования и развития денег»

Дети узнают, что такое деньги? Историю образования и развития денег....

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ  НРАВСТВЕННОГО  ОПЫТА УЧАЩИХСЯ...

Возможности музейной педагогики в развитии эмоционального опыта старших дошкольников.

В последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей данной возрастной группы. По мере развития у дошко...

Информационный проект ученика 2-б класса Гембарук Данилы "Игрушечные солдатики: история зарождения."

Информационный проект "Игрушечные солдатики: история зарождения " знакомит с историей возникновения оловянных солдатиков....

История зарождения танца

Представления о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально-психологических и личностных координат...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...