Активные методы обучения как способ повышения качества образования
методическая разработка на тему

Выступление на апрельском форуме учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_aprelskom_forume.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

как способ повышения

качества образования

Автор опыта:

Ильченко Надежда Дмитриевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Славянская СОШ»

с. Таловское

        «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и, возможно,

я запомню, вовлеки меня, и я пойму»

Китайская пословица

   Активные методы обучения (АМО)  – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО предполагают использование такой системы методов, которая направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, на формирование универсальных учебных действий.

      Актуальность активных методов обучения   вызвана острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьника.  Активные методы обучения  способствуют  формированию всех видов УУД

  • развитию навыков мышления, умению анализировать, сравнивать, выделять главное,
  • развитию умения дать адекватную самооценку,  
  • развитию ответственности, самостоятельности,
  • развитию умению творить  и сотрудничать.

 Результативность: включение АМО в учебный процесс

  • активизирует познавательную деятельность учащихся,
  • усиливает их интерес и мотивацию,
  • развивает способность к самостоятельному обучению,
  • обеспечивает высокую дифференциацию обучения,
  • позволяет усовершенствовать контроль знаний,
  • дает возможность рационально организовать учебный процесс,

повышает эффективность урока.

  Исследователи АМО отмечают, что при лекционной подаче материала усваивается не более  20%  материала, с использованием деловой игры – до 70%.

   К недостаткам использования АМО, в силу того, что дети начальных классов имеют свои особенности, следует отнести то, что

  • учащиеся не всегда могут совладать со своими эмоциями и на уроках создается рабочий шум при обсуждении какого-либо вопроса или идеи
  • несмотря на разные мнения в рабочей группе, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий лидер группы
  • для некоторых учащихся работа в команде лишь возможность ничего не делать

Использовать АМО можно на любом этапе урока на уроках с применением проблемно-диалогической технологии, технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, игровых технологий.

Этап урока

АМО

Цель метода

Вид деятельности

Оргмомент

Поздоровайся локтями (глазами)

«Улыбнемся друг другу»

Эмоциональный настрой на работу

Приветствие

Актуализация знаний

Солнышко и тучка

«Магазин»

Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся

Предположение  ожиданий или опасений от урока

Выбор предметов с определенными признаками

Целеполагание

Ковер идей

Поляна снежинок

Формирование навыков самостоятельного поиска  проблемы

Формулируются цели урока

Решение учебной задачи

Ульи

Мозговой штурм

Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

Формирование навыков самостоятельного решения  проблемы

- обсуждение в группах (как это сделать?)

- дополнение характеристик понятия или явления

Первичное закрепление

Ромашка

Умение формулировать вопросы и задания

-  Ответы на вопросы или выполнение заданий, записанных на лепестках ромашки.

-  составление заданий для второй группы

Закрепление

Парный выход

Шпаргалки

Лото

Выявление уровня усвоения изученного материала

Получение информации об уровне усвоения учебного материала

Работа у доски над заданием

Составление шпаргалки по теме урока с помощью знаков и рисунков

Составленное учащимся из отдельных фрагментов определение пройденного понятия.

Самостоятельная работа

Ульи

Мудрая сова

«Творческая мастерская»

Лоскутное одеяло

Умение  дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы. Бережно относиться к результатам чужого труда.

Обсуждение проблемы в группах, дискуссия

Выпуск газеты, памятки, создание коллажа

Составление взаимосвязанных цепочек (части речи- …. ариф действия -…, явления природы - ….)

Итог урока\рефлексия

Солнышко и тучка

Комплименты

Подведение итога урока

Взаимооценка работы на уроке

Оценка ожиданий или опасений от урока

Оценка деятельности одноклассника на уроке

Список использованной литературы и источников

1. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. – М.: Издательство «Владос», 2004. – 365 с

2. «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 

3. Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.

4. Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии», Москва, Педагогическое общество   России, 2000 г.

5. Хижнякова О. Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе.» – С. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"

Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....

Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования

В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...

Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».

Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения униве...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...