Портфолио выпускника начальной школы.
статья (4 класс) на тему

Сукочева Наталья Михайловна

Выступление учителя начальных классов на областном семинаре,в котором даны советы и рекомендации позволяющие лучше понять роль и смысл работы с портфолио; разделы портфолио. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов Сукочевой Натальи Михайловны на областном семинаре «Портфолио выпускника начальной школы...»

Портфолио выпускника – это конечный результат, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы. За это время ученику придется неоднократно задавать себе вопрос: «Что я учу?»( и параллельно отвечать на более важный вопрос: «Зачем я учу?»), а учителю задумываться над тем, как он учит, чтобы совместными усилиями улучшить образовательные результаты.

Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметные(академические) достижения обучающегося но и личностные и метапредметные результаты.

В современной системе образования портфолио понимают как:

  1. Сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений, прогресса в учебе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной системы оценивания достигнутых результатов;
  2. Процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника;
  3. Новую систему обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, ориентированную на более полное понимание ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки и в итоге на улучшение учебы.

В основной образовательной программе МКОУ «Ленинской СОШ №1»

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы- Портфолио.

Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А-4, в который входят листы- разделители с названиями разделов. Но в последнее время все большую популярность преобретает электронный портфолио.

Представляю вашему вниманию электронный  портфолио  ученика МКОУ «Ленинской СОШ №1» Сукочева Ивана.

1-ый раздел – Моё имя (обо мне).

2-ой раздел- Мои увлечения. В этот раздел включена внеурочная деятельность учащегося. 10 часов в неделю ребенок должен быть занят в кружках, секциях  учреждений дополнительного образования. Ежегодно классный руководитель составляет на каждого ученика карту внеурочной занятости.

3 –ий раздел – Мои друзья. Социализация, умение общаться, договариваться, находить компромисс; очень важно научиться этому ещё в детстве.

4- раздел – Мое творчество. Это не только богатый духовно-нравственный мир ребёнка, но и стремление научиться изображать этот мир, познавать его. В нашей школе проводится очень много различных тематических творческих конкурсов, творческих проектов. Некоторые работы представлены в портфолио.

5 –ый раздел – Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

Ежегодно в начале апреля  проводится мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

В конце апреля  каждый ученик выполняет комплексную итоговую проверочную работу.

6 –ой раздел – Моя учеба. В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Проводятся тесты по предметам, диагностические работы  в середине и в конце учебного года, предметные контрольные работы. Сюда же включены четвертные, полугодовые и годовые оценки, а также обучающийся наполняет этот раздел интересными проектами и творческими работами по предметам.

7 – ой раздел – Мои достижения – размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

8 – ой раздел – Отзывы и пожелания –тексты заданий и инструкций, шаблоны для выполнения заданий, основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Итог.  По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о :

  1. Сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
  2. Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно- познавательных и учебно-практических задач;
  3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно – смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Несколько советов и рекомендаций, которые позволят лучше понять роль и смысл работы с портфолио.

1.Начинать всегда лучше с простого и понятного.

2.Детям интересоваться своим портфолио и портфолио друзей.

3.Учителям добиться прогресса ребенка в самооценке.

Контролировать динамику наполнения портфолио.

4.Учитель помогает создавать портфолио.

Родители помогают детям, на не делают за них портфолио.

5. Улучшайте и изменяйте!

«Всегда есть много причин ничего не изменять. Но одна причина для изменений есть всегда – желание жить лучше».

Выбор за вами уважаемые учителя. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для выпускников начальной школы.

Данные задания по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике рекомендуется дать учащимся в апреле, чтобы у учителя было время для корректировки учебного процесса и ликвида...

портфолио выпускника начальной школы

уважаемые родители! очень актуальным вопросом в наше время становится портфолио выпускника начальной школы. предлагаю Вам версию, опубликованную на детском портале "солнышко"....

Комбинированные тесты для выпускников начальной школы в рамках стандартов второго поколения.

Тест состоит из двух частей. Первая часть представляет собой рассказ  и является основой для создания тестовых вопросов. Данные тексты дадут возможность  пополнить запас знаний учащихся, рас...

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...