Информатизация образовательного процесса
методическая разработка на тему

Крестина Марина Михайловна

Выступление на педагогическом совете школы об использовании ИКТ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информатизация образовательного процесса .

 

В настоящее время все активнее происходит внедрение информационных технологий в образование. Для полной реализации единого информационного пространства требуются глубокие структурные преобразования образовательных систем, пересмотр содержания образования, методов, организационных форм обучения, средств обучения.

Использование телекоммуникационных технологий способствует улучшению компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивает и обновляет образование в школе, формирует у учащихся положительную мотивацию к обучению и развитию у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования.

 

Сейчас уже многим ясно, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе и степень включения школы в единое информационное пространство.

Поэтому главная цель программы информатизации школы - обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, то есть формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.

 

    

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Управленческие:

  •  внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
  •  автоматизация учета кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации;
  • автоматизация статистических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

Методические:

  • обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
  • повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации.

Организаторские:

  • создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы

 

       Инфраструктуру школьной среды представляют следующие функционально-ориентированные пространства:

  • кабинеты предметного изучения ИТ, позволяющая реализовать образовательные интересы обучающихся ИТ как предмету изучения;
  • пространство ИТО (информационных технологий обучения);
  • информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее доступ к телекоммуникациям и различным информационным ресурсам;
  • пространство компьютерного творчества;
  • административная часть информационного пространства школы.   

   Школьная информационная среда, будучи частью информационной среды системы образования и информационной среды современного общества постоянно получает новые импульсы к развитию.

Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные и коммуникационные технологии будет во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе. Информационную среду школы характеризует не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ во всем образовательном процессе. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа и сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Информационные технологии в общеобразовательной школе надо рассматривать в трех аспектах:

  • как предмет изучения,
  • как средство обучения,
  • как инструмент автоматизации учебной деятельности.  

  Освоение ИКТ требует своих инструментов и сред, таких, как:

  • компьютер, принтер, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор, рисовальный планшет и, поставляемое вместе с устройствами соответствующее программное обеспечение;
  • инструментальное программное обеспечение (редакторы текста и графики, мультипликации, музыки, физических моделей и т.д.). Система инструментальных программных средств включает, с одной стороны, средства общего назначения (типа Microsoft Office), а с другой стороны – универсальные средства, специально спроектированные для образовательного применения (типа Лого);
  • информационные массивы – справочники, энциклопедии, виртуальные музеи и др. 

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации из года в год многократно увеличивается.

Информатизация в школе – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.

Современные ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников. Они дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей, так и предметно-специфической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.

Основные направления деятельности в процессе информатизации:

  • Информационно-техническое обеспечение школы;
  • Повышение компетентности учителей и учащихся в области современных информационных технологий;
  • Информатизация учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг качества образования;
  • Создание и развитие школьной медиатеки, медиаобразования;
  • Телекоммуникации - расширение локальной сети школы, участие в телекоммуникационных проектах;
  • Профориентация учащихся;
  • Издательская деятельность;
  • Электронный документооборот. Использование информационных технологий в образовательной статистической отчетности.

Стратегическая цель информатизации образовательного процесса: «Обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТ – компетентности обучающихся». 

Сегодня для школы актуален вопрос реализации современных технологий управления, интегрирующий информационные системы на основе баз данных об участниках образовательного процесса и  обеспечивающий электронный документооборот, сбор и достоверность управленческой информации. В школах используются различные программные комплексы, информационные системы, призванных помочь в организации административной деятельности в школе, оказывающих   нормативно-правовую поддержку ,  позволяющих анализировать нужную информацию, выявлять тенденции и прогнозировать их развитие, способствующие  повышению оперативности и качества принимаемых решений, эффективности и слаженности работы всех участников образовательного процесса.

Информатизация образовательного процесса подразумевает наличие информационной среды (ИС), квалифицированных кадров, материальных условий (помещения, оборудование и др.) и нормативной базы. Все это создает условия:

  • для изучения и преподавания любого курса по образовательной программе школы с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • планирования образовательного процесса, его обеспечения ресурсами (человеческими, технологическими, сервисными);
  • фиксацию в ИС результатов деятельности учителей и учащихся;
  • мониторинг здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в ИС;
  • прозрачность образовательного процесса для родителей и общества;
  • делопроизводство и коммуникацию между участниками образовательного процесса в ИС;
  • управление образовательным процессом с привлечением всех его участников и перечисленных выше возможностей.

Приказ

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Опубликовано 20 октября 2010 г. Вступает в силу 31 октября 2010 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч. ), ст. 1036; N 15, ст.1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, 4251), приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" согласно приложению.                                                                                             Министр Т. Голикова

III. Должности педагогических работников

Учитель

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Компьютерные технологии на уроке – мои главные помощники. Компьютер я применяю для выполнения детьми различных заданий на развитие внимания, памяти, логического мышления на уроках математики, русского языка, чтения, обучения грамоте, окружающего мира. Я убеждена, что применение компьютера на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной, развивать психологические процессы (мышление, внимание, память, воображение, восприятие).

Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. К урокам русского языка я собрала и классифицировала материал для картинных словарных диктантов с 1 по 4 класс. На уроках математики и русского языка использую развивающие игры, которые помогают организовать самостоятельную работу детей.

Помогая доброму Волку, у которого поросята украли «Азбуку», дети изучают алфавит, узнают, чем гласные звуки отличаются от согласных, какие согласные являются парными, а какие – нет, учатся сопоставлять букву и звук.

Выполняя задания с Котом Гарфилдом, персонажем известного детского мультфильма, дети   повторяют написания слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН, учатся писать словарные и сложные слова, слова с безударными гласными и парными согласными, составлять сложные слова из букв, рассказы по картинкам, знакомятся с понятиями «антонимы» и «синонимы» и т.п. Задания могут быть как тренировочными, которые я использую на уроках изучения материала, так и контрольными. Контрольные задания выполняются детьми на итоговых уроках по изученной теме. Я легко могу проконтролировать выполнение любого задания, не тратя на это время на уроке, т.к. все результаты игры сохраняются в памяти компьютера.

Игра «Загадки Матики» позволяет закрепить такие понятия, как синонимы, антонимы, слова-омофоны, а также развивает мышление, смекалку, умение сравнивать, анализировать, классифицировать.  Вместе с героями ребёнок знакомится с понятиями «часть и целое»,  учится складывать дроби и т.п.

На уроках математики я использую игру «Искатель в школе», которая развивает у детей логическое мышление, внимание, смекалку, восприятие, а также навыки стихосложения. И первоклассникам, и ученикам 4 класса  интересно разгадывать интригующие загадки, выполнять увлекательные задания и решать остроумные головоломки.

Игровая программа «Как устроен человек. Увлекательная анатомия для детей» знакомит детей с основными вопросами анатомии и физиологии человека. Вся информация представлена последовательно: вначале ребёнок знакомится с понятием живого и неживого, узнаёт о свойствах живых организмов и веществах, обеспечивающих их жизнедеятельность. Затем дети вместе со сказочными героями знакомятся с основными системами человека: кровеносной, двигательной,  пищеварительной, нервной, и их работой. Таким образом, дети наглядно могут увидеть и строение скелета, и различные мышцы, и органы человеческого тела,  узнать, для чего они нужны в организме, получить голосовое объяснение, что помогает усвоению данного материала. По ходу игры дети отвечают на вопросы викторин и решают логические задачки, что также способствует развитию мыслительных процессов.

На уроках чтения и окружающего мира я часто использую компьютерную энциклопедию «Мне интересно знать всё» как дополнительный источник знаний. Особенно это необходимо при изучении разделов, связанных с историей, астрономией, географией, изучением животного и растительного мира и др. Ребёнок самостоятельно и очень быстро может найти сведения и посмотреть видеоролик об интересующем его объекте и найти ответ на любой вопрос.  

При проведении внеклассных занятий и праздников родители фотографируют происходящее и снимают на видеокамеру. Из фотографий и видеосъёмок можно создавать фильмы и видеоролики, которые интересно смотреть как детям, так и родителям.

Компьютер на уроке освобождает меня от рутинной работы, делая процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и целесообразность включения их в урок зависит, прежде всего, от текущего учебного материала и уровня подготовки детей. Главным является умелое применение игры на уроке. Важно одно: чтобы игра помогла достичь цели, сделала урок интересным и эффективным, а не развлекательным и эффектным.

Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:

  • на уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут, компьютерных заданий. В итоге повышается мотивация обучения;
  • игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для уч-ся. Ребёнок помогает Волку собрать буквы в пещере и в тоже время знакомится с шипящими согласными. Ученик разыскивает на экране муху с алыми крыльями, а между тем развиваются его память, внимание и т.п.
  • происходит интенсификация обучения. Ученики, каждый в своём темпе, за 5 минут решают около 20 языковых головоломок или успевают составить 15 предложений, причём мгновенно получают оценку правильности своего решения;
  • параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Ученик осваивает клавиатуру, умеет вести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.

Я убеждена, что разумное использование компьютера на уроках продвигает уч-ся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельно...

Информатизация учебного процесса в начальной школе

Статья раскрывает основные правила и требования к применению ИКТ  в начальной школе...

Информатизация учебного процесса в начальной школе

Презентация раскрывает основные аспекты использования ИКТ в начальной школе...

Мультимедийные технологии как средство информатизации образовательного процесса.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий .Мультимедиа – это ср...

Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников

Выступление на городской установочной конференции учителей начальных классов....