Формирование основ научно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы
статья на тему

Татьяна Николаевна Рыбакова


 Помощь учителю в организации  проектной деятельности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование   основ научно – исследовательской    

                    деятельности  обучающихся начальной школы

Рыбакова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

                                       который  предстоит наполнить информацией,

                                       а как к факелу, который необходимо зажечь».

В.А.Сухомлинский.

                                                   

Основная цель педагогической деятельности – помогать детям проявлять, и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительная роль в работе уделяется методу проектной деятельности.

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании обучающимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений обучающихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Метод  проектной деятельность позволяет:

1) выявить творческие способности ребенка;

2)  улучшить контакт с обучающимися;

3)дать  детям  эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Проектная деятельность  мной рассматривается как обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний,

их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

Применяя технологию проектной деятельности можно добиться следующих целей:

- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

- развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно – исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с обучающимися необходимо активно использовать  проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать обучающихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

              Советы  руководителям  проектов:

 

1) Старайтесь подходить   ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

2) Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

3) Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

    4) В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

5) Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

    6) Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

    7) Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

    8) Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

     9) Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ребенка  то, что он может сделать самостоятельно.

    10) Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, чему они сами могут научиться. Избегайте прямых инструкций.

    11) Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

    12) Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

    13) Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

    14) Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

    15) Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

    16) Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

    17) Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

     18) Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Включение проектной деятельности в работу младших                        

                                      школьников.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективно творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

    Длительность выполнения проекта в режиме урочно – внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной – двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Формируя навыки научно – исследовательской и проектной деятельности свою работу необходимо выстраивать от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью проводятся специальные собрания – лекции, на которых разъясняется родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

    Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

       Алгоритм проектной деятельности.

                        1 этап: представление темы проекта.

Темы детских проектов выбираются исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Например, интеллектуальный проект «Я знаю много интересного о…»

                  2 этап: выбор проблемы.

На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагают свои пути решения. Подбирают пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы, стихи и песни. Ребята могут сами придумать стихотворение или рассказ.

3 этап: формулировка подтем.

На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации.

                4 этап: планирование работы.

 Определяются пути поиска необходимой информации.

5 этап: Осуществление проекта.

На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться». Педагог должен проявить такт, деликатность,  чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.

 6 этап: предоставление проекта.

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:

- соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;

     - как оценили вашу работу посторонние люди.

По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, педагогов,  обучающихся с других классов . Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки  обучающихся и их уверенности в своих силах.

7 этап: оценка проекта.

Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Можно выделить несколько номинаций, чтобы каждый проект «победил» в какой – либо номинации.

    Исследовательская проектная деятельность подготавливает обучающихся к    участию в научно-практических конференциях.

 Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник, и последний этап конкурса можно проводить за круглым столом.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности младшие школьники  незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает обучающийся , когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ научно-исследовательской деятельности

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересован...

Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы

Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы...

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Статья посвящена  организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Со...

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы он...

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.  Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда явл...

2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку

Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г.Муниципальный, VII муниципальная конференция научно-исследовательских работ  обучающихс...