Организация работы психолого-педагогической комиссии в условиях ФГОС ОВЗ
статья на тему

Как организовать работу психолого-педагогичекой комиссии школы в условиях ФГОС ОВЗ, как вести дневник наблюдений учащихся ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_ovz.pptx548.83 КБ
Файл psihologo-pedagogicheskaya_komissiya_shkoly.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг динамики развития и успешности в освоении адаптированных программ учащимися начальных классов

Слайд 2

Психолого-педагогический консилиум

Слайд 4

Стартовая диагностика «Моя семья» «Графический диктант» « Звуковоя дорожка» «Дерево, дом, человек» Обследование семьи Наблюдение учителей0предметников Мнение родителей Характеристика

Слайд 5

Текущая диагностика

Слайд 7

Финишная диагностика



Предварительный просмотр:

Школьная психолого-педагогическая комиссия в условиях ФГОС ОВЗ.

В школу пришло инклюзивное образование. Учащихся с задержкой психического развития в нашей школе учили всегда. Что изменилось?  

Должно измениться отношение к ученикам. Надо помнить, что теперь учитель должен создать условия для обучения и развития учащихся. помогать ученику влиться в коллектив класса, а не ученик должен приспосабливаться к условиям обучения.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают затруднения в усвоении учебных программ. Они обусловлены недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, характерны следующие специфические образовательные потребности:

- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.;

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

 постоянная возвращение к полученным знаний, умений и акцент одобряемых обществом норм поведения;

-  развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-  обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

При поступлении обучающегося специалисты ППкш согласно Положению о деятельности психолого                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         -педагогического консилиума МАОУ «Панковская СОШ» знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей  разработки программы коррекционной работы  и создания оптимальных условий реализации программы развития.

Стартовая диагностика включает:

Первичное знакомство с ребенком и его семьей методом наблюдения, анкетирования ребенка и семьи, теста «Рисунок семьи». В ходе первичного знакомства изучаются:

• социально-бытовые условия обучения и воспитания ребенка по месту жительства (в т.ч. наличие у ребенка места для занятий, игры, отдыха, средств реабилитации, игрушек и других материалов),

• взаимоотношения в семье и отношение членов семьи к ребенку, история развития ребенка, запрос родителей в отношении его обучения и воспитания, готовность к сотрудничеству со специалистами образовательной организации.

Сбор сведений о развитии ребенка от разных специалистов (воспитателей, дефектологов, логопедов, врачей, психологов), которые работали с ребенком ранее.

Проведение психолого-педагогического обследования в течение первого месяца посещения ребенком школы. В процессе целенаправленного наблюдения за ребенком учитель начальных классов, музыки, физкультуры, логопед, психолог фиксируют особенности его физического, сенсорного и когнитивного развития, сформированность навыков самообслуживания, способы общения с детьми и взрослыми, наличие навыков речевой деятельности, предпосылок учебной деятельности, эмоциональное состояние ребенка и способность управлять своими эмоциональными проявлениями; отмечается наличие поведенческих проблем и другие особенности в картах наблюдений.

На основе результатов стартовой диагностики учитель начальных классов и психолог составляют характеристику, включающую оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования.              В структуру характеристики включается:

1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);

2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

3) особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;

4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;

6) сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;

7) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

8) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в школе.

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. При проведении мониторинга используют экспресс-диагностику планируемыех результатов освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы и контрольные работы для изучения уровня усвоения предметных результатов.

Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования (по итогам года, при завершении обучения в начальной школе), поскольку у обучающегося с ЗПР индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.

Итоговая и промежуточная аттестация ЗПР требует создания специальных условий.

Специальные условия:

•        особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

•        привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

•        присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

•        адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

•        при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

•        при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

•        увеличение времени на выполнение заданий;  

•        возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.

Результаты мониторинга позволяют судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы.

1 класс: ориентация в пространстве, врменеи, знание своего ФИО, родителей, адреса, представления об окружающем мире, расширение словарного запаса.

2 класс: умение решать простые задачи и задачи практической направленности. В простых задачах упор на нестандартные формулировки условия или вопроса, опора на пространственные и временные ориентиры: ниже –выше, старше-младше ,уже-шире…. ,  таблица сложения и счет в пределах 100, построение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

3 класс: таблица умножения, порядок действий, задачи практической направленности, уравнения, построение геометрических фигур на нелинованной бумаге,

В первом, втором и в третьем классе успешность выполнений заданий мониторинга подтверждает правильный выбор программы обучения. Если нет продвижения, то ППк и определение другого вида программы.

4 класс – определение уровня усвоения программы, способность перехода на общеобразовательную программу или продолжение обучения по адаптированной программе. Выполнение специфических контрольных и общих работ.

Финишная диагностика – решение о необходимости прохождения ПМПК.

Для учащихся УО мы используем Контрольно – диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам С(К)ОУ VIII вида ) Е.А. Екжанова, Резникова.

Программа коррекционной работы предусматривает  вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьируются содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий учителем на уроках:

• формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

• обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать,  сопоставлять;

• побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

• использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

•  разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных коррекционных занятий, направленных па преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Учитель и другие специалисты ведут коррекционный журнал. Основная нагрузка ложится на учителя начальных классов. Дневники наблюдения имеют определённую цель – собрать всестороннюю информацию об учащихся (здоровье, учебный процесс, поведение, общение, ЭВС, познавательные процессы, учебная мотивация)  - это одна из форм организации коррекционной работы педагогов школы и узких специалистов.

Первый раздел – сведения социального характера.

ФИО, год рождения, адрес по прописке, состав семьи, статус семьи, дата заключения районного ПМПК, дата поступления в школу. 

Второй  раздел – наблюдение специалистов

Психолог (методика определения: объёма памяти, внимания, мотивации учения)

Логопед (рекомендации по коррекции и развитию)

 Педагог, (рекомендации развивающие и обучающие, определение духовного здоровья – трудолюбие, честность, доброта, отношение к учёбе. Уровень физического состояния.

учебно- воспитательный процесс (характеристика, результаты, выводы, учебно- воспитательный процесс (характеристика, результаты, выводы.

Учитель музыки: слушание, способности к сравнению темпа, тембра, громкости, характера музыки, к пению, запоминанию слов.

Учитель физкультуры: здоровье ученика, возможность занятий физкультурой, частота посещений уроков, мотиваций занятий, исполнительность, слушание, координация, участие в играх, принятие правил, умение сотрудничать.

Третий раздел: наблюдения родителей – рабочее место, какие есть домашние обязанности, как выполняет домашние обязанности, много ли друзей, сколько времени проводит на прогулках, с кем гуляет.

- Логопедические занятия - исправление нарушений чтения и письма у обучающихся начальных классов.

-  Программа индивидуально-ориентированной логопедической работы с обучающимся по формированию правильного звукопроизношения (обогащение словаря, его расширение и уточнение, коррекция лексической стороны речи, словоизменения и словообразования, развитие коммуникативной функции речи, коррекция нарушений чтения и письма).

Коррекционно-развивающие занятия с психологом:

• Программа развития произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы «Азбука общения».

• Программа развития познавательной сферы и формирования пространственно-временных представлений младших школьников с задержкой психического развития «Чувствуем, познаем, размышляем».

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в условиях перехода на ФГОС»

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальн...

Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОВЗ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Итоговая работа по курсу: Использование ИКТ в организации урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Использование возможностей сервиса LearningАpps.org как электронного образовательного ресурса  на этапе закрепления знаний по теме:  Правописание бездарных падежных окончаний имен существите...

Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".

В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплекс...

Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....