Приемы педагогической техники для формирования УУД
статья по теме

Пайкина Айна Михайловна

Подсказки для формирования универсальных учебных действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам. 

Учитель-мастер, виртуоз, как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний и др. Представлю проверенные на практике приемы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив его логическую стройность. 
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники. 

Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимушественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

Охарактеризуем основные приемы реализации каждого принципа в начальной школе. 
Принцип свободы выбора

1. Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.

2. Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель может реагировать на запись в "Листе защиты" следующим образом: "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не работает. Все должны быть готовы».

3. Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

4. Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности.

5. Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

6. Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?

При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания


Принцип открытости


1. Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов. 
2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю: 
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! 
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). 
Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств. 
3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). 
4.Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: 
—вопросы, на которые можно ответить на уроке; 
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. 
Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, сложный (проблемный), важный, оригинальный вопрос;
организовать взаимоопрос учеников по составленным вопросам; 
использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся. 
При чтении художественного текста с использованием технологии продуктивного чтения используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение), школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору. 
5.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем. 
Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на определённую орфограмму, несколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках литературного чтения и т.д. 

Принцип деятельности


1. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение). 
2. Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных; 
ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. 
3. Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться. 
Например, преподаватель по теории решения изобретательских задач 
(ТРИЗ) В.И. Тимохов на уроках в начальных классах использовал в качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего. 
Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их. 
4.Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. 
Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы: Что такое имя существительное?

Что обозначает имя существительное?

Какие имена существительные относятся к одушевленным и.сущ.?

На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?

Расскажи о правописании имен собственных.

Как изменяются имена сущ.?

Как определить род имени сущ.?

5.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. 
6.Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. 
7.Игры-тренинги: если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель заключает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 
Например, при формировании умения выполнять сложение с переходом через десяток ученики могут «покорять вершины», решая примеры и перемещая фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов: чтобы альпинист покорил вершину, нужно решить правильно много примеров. 
8. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему. 
9. "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": 

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет". 
Вот иллюстрация одного из фрагментов игры. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку). 

Вопросы детей

Ответы

Комментарии

1

Этот предмет используется людьми давно? 

И да и нет

Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.

2

Это предмет сельского быта?

И да и нет

Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно четко разделить на "сельские" или "городские". 

3

Это приспособление для приготовления пищи?

Нет

Вопросы 3-5 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опыт нее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии. 

4

Это инструмент для обработки чего-то?

Нет

5

Прямое назначение предмета – отдых?

Нет

6

Может ли человек обойтись без него?

И  да и нет

Вопрос слабый. Что значит - "обойтись"? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу.

7

Им пользуются взрослые и дети?

Да

Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.

8

Предмет относится к мебели?

Нет

Вопросы 8-10 сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом. 

9

Предмет относится к посуде?

Нет

10

Это электрический прибор? 

Да

11

Это магнитофон?

Нет

Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к "гаданию" методом сплошного перебора.

12

Этот прибор используется для передачи звука?

Нет

Вопрос хороший. Отсекает широкую группу электронных приборов. Задан вовремя.

13

Это осветительный прибор?

Да

 

14

Это лампа?

Да!

Контрольный ответ найден


Принцип обратной связи


1. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы 
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение. 
2. Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Поскольку основную учебную информацию, дисциплинарные замечания и управляющие действия учитель передает голосом, то это уменьшает их эффективность, ибо «подобное растворяется в подобном». Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке. 
3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц. 
4. "Мордашки : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. 
5. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу. 
6. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 
7. Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика. 

Принцип идеальности


1. Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. 
2. Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др. 
3. Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием. Необходимо делать это сразу после звонка, не говоря: "Ой, забыла сказать самое главное!" 
4. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться. 
5. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция (см. прием "Защитный лист"), то не следует применять этот прием часто. 
6. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников. 
7 . Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.). 
8. Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. 
9. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе 
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд. 
10. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть). 
11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. 
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники представлено в таблице. 

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО. 


Развитие УУД

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Результаты развития УУД

Личностные 

  

 

Задание массивом. 
 Дай себе помочь. 
Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация. 
 Идеальное задание.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

Самоопределение. 

Самоопределение, смыслообразование 

Регулятивные 

  

  

 

"Лист защиты". 
Обсуждаем домашнее задание. 
Резюме. 
Вход в урок. 
Идеальный опрос. 
Райтинг. 
Вопрос к тексту. 
Отсроченная реакция. 
Лови ошибку 
Повторяем с контролем. 
Знакомьте с критериями. 
Организация работы в группах.
Вход в урок. 
Показательный ответ.

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. 

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. 
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. 

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

Свои примеры. 
Удивляй. 
Фантастическая добавка. Пересечение тем. 
 Дай себе помочь. 
Повторяем с контролем. 
"Да" и "Нет" говорите. 
Опрос "по цепочке". 
 Опрос-итог. 
Тренировочная контрольная работа. 
Блицконтрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 
стоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. \

Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. 
Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные

Взаимоопрос. 
Организация работы в группах.
"Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

В сентябре 2009 года я приняла для обучения первоклассников. В то время ФГОС НОО ещё не был утверждён, но его проект принимался педагогами пилотных школ как руководство к действию. Сегодня, работая с третьеклассниками, могу говорить о некоторых результатах своей работы. На основе выводов аналитической и результатов практической деятельности я попыталась составить памятку учителям начальной школы по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урокпроблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики организую работу с помощью интерактивного плаката (в программе Power Point). По теме «Переместительный закон сложения» в начале урока рассматриваем с ребятами интерактивный плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.

Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке

(следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Перед введением в урок этой формы организации деятельности, в первом классе провела несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», в ходе которых и были сформулированы основные правила работы в паре. Правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять. Использовала при этом рекомендации психологов-практиков Пилипко Н.В., Громовой М.Ю., Чибисовой М.Ю. по созданию благоприятных условий для адаптации первоклассников из книги «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками».

Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино». На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на одиннадцатом уроке математики в первом классе с помощью сказки про лесную школу и её учеников – Лисёнка и Зайчика.

                                                           

Определяем с детьми, кто из зверей лучше выполнил свою работу, по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота). На «волшебных линеечках»

определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

На следующем уроке сказка была продолжена, как и обучение работе с «волшебными линеечками» - отрезками.

К концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам. А во втором классе после объяснения критериев к оцениванию письменных работ и выставлению отметок по пятибалльной шкале даже родители отметили, что переход к отметочной системе у ребят прошёл без каких-либо стрессов.

Со второго класса наряду с пятибалльной отметкой работа с «оценочными отрезками» продолжилась. Теперь она стала носить прогностический характер. Например, перед написанием словарного диктанта прошу детей предположить, как они справятся с этим видом работы, и отметить на отрезке уровень грамотности. По окончании работы учащиеся имеют возможность после самопроверки увидеть «пробелы» в знаниях, наметить пути по их коррекции.

Одной из форм коррекции знаний учащихся класса по теме «Слова с непроверяемым написанием» во 2 классе стал коллективный практико-ориентированный проект «Словарь в картинках». Его суть в выполнении ассоциативного рисунка к слову с включением буквы для запоминания. Постепенно рисование вышло за рамки урочной деятельности, ребята стали выполнять рисунки дома и приносить их на урок. На уроке эти рисунки представлялись (защищались) авторами. К концу учебного года в альбоме таких рисунков собралось около 90 (к 60 словам). Работа по коррекции знаний постепенно переросла в работу по предупреждению ошибок.

Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию уменияанализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!». За основу данного вида деятельности взята работа учащихся в дневниках УМК «Школа 2100».

Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.

Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после уроков. Это помогает учителю в начале рабочего дня заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними, при негативном настроении (плохом самочувствии) ребёнка по окончании уроков разобраться, что могло стать причиной, оказать ему поддержку. Листы обратной связи видят и родители. Они, получая консультацию у учителя, могут также вовремя оказать своему ребёнку помощь и поддержку.

Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности

на уроке (своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности - высокий, средний, низкий.

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданийпредлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

Проанализировав материалы УМК «Планета знаний», я составила таблицу «Типовые задания». Ниже приводится часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи

(задания)

Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные целеполагания

предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные планирования.

Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»

Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах;

с помощью речи регулирует свои действия

Регулятивные осуществления учебных действий.

предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»

Прогнозирование:

может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования

направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление  и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция:

вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные коррекции

нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»

Оценка:

умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Регулятивные оценки

направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?»

Саморегуляция:

способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные саморегуляции.

Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике.

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». Хорошо, когда словарей в классе много и они представлены не только в учебниках, но и отдельными изданиями. Важно, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к изданиям для учащихся начальных классов, имели соответствующий шрифт, иллюстрации и т.д. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся сэнциклопедическими изданиями. А если класс оснащён компьютерной техникой, то в 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет.

Учителя с большим педагогическим стажем помнят советские, учебники, в конце которых были даны не только словари, но и памятки. В новых учебниках они тоже стали появляться. Случайно ли? Привычно видеть в заданиях следующее: «спиши», «выучи», «составь план», «реши задачу» и т.д. А как это – списать, выучить, решить? Для ребёнка эти слова – установка к действию. Но как это действие совершить? Обучение этим действиям и будет способствовать формированию общеучебных универсальных действий. Нужно выделить на уроке время для выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми формулировками (в совместной деятельности составить памятки типа «Как правильно списать текст», «Этапы решения задачи», «Как учить стихотворение»), что позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она была допущена и осуществить коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат.

А что же с традиционными видами работы учащихся на уроке? Ведь они позволяли формировать устойчивые предметные результаты, которые никто не отменял и в новом стандарте. Думаю, надо разобраться, как эти виды работы могут быть направлены на формирование УУД. Например, рассмотрим такой вид работы на уроке математики, как арифметический диктант. Что формируется у учащихся, когда они пишут ответы на задания типа: «Вычисли сумму 23 и 5»? Когда он переводит словесную формулировку в знаково-символическую – формируются познавательные знаково-символические УУД, а когда выполняет вычисления, - получается предметный результат.

В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.

Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Сообщение целей и задач

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Планирование

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint)

Практическая деятельность учащихся

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.

Работа по решению проектных задач.

Проведение ролевых игр.

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).

Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление контроля

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Оценивание учащихся

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Итог урока

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий.

Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

 

Приемы самооценки

В своей работе я использую следующие приемы формирования самооценки:

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками, допускает оценивание по таким критериям как аккуратность, правильность, старание, трудность);

- прием «лестница успеха» (изображена на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);

- графическая самооценка ( с помощью квадратиков, кругов, звездочек разного цвета: зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно; желтый – правильно, но медленно; синий – правильно, но с помощью других; красный – неправильно. С целью формирования прогностической самооценки предлагается следующие символы «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь);

- алгоритмы устной самооценки

( Фронтальная самооценка:

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Индивидуальная самооценка:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- прием «таблица успешности» (заполняется самими учащимися и находится в «Портфолио», в ней учащиеся помечают разными цветами уровень своей успешности по каждому предмету);

- прием «разноцветная таблица» (применяется с использованием интерактивной доски: при оценивании выполнения задания учащиеся располагают свои фотографии в той части таблицы, цвет которой соответствует степени выполнения задания – значения цветов берется из графической самооценки);

- прием «дневник школьника» ( учебно-методический комплекс «Школа 2100 предлагает дневники, в которых отведено место для самооценки за каждый день и каждый предмет, а также раздел «чему я научился на этой неделе»);

- прием «сигнальные карточки» (самооценка ведется с помощью сигнальных разноцветных карточек);

- прием «волшебный мешочек» (применяется с использованием интерактивной доски: при оценивании выполнения задания учащиеся кладут предложенные предметы в мешочки «Справился», «Справился с помощью» и «Буду стараться дальше»);

- прием «взаимооценка» ( 1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет применение тактильных способов взаимооценки – поглаживание по голове, пожимание рук и т. д.)

- прием «карта знаний» (находится в «Портфолио» учеников и самостоятельно заполняется ими по итогам четверти, в карте перечислены знания и умения, которые учащиеся могут получить в течение года, в конце четверти ребета отмечают те знания и умения, которые они уже освоили).

- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия (задания можно предложить придумать самим ребятам);

- прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»;

- прием «умные вопросы» (хорош при формировании контрольно-оценочных действий на уроках литературного чтения)

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями)


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы педагогической техники.

Приемы педагогической техники....

Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познават...

Доклад «Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий»

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При так...

Статья "Приемы моей педагогической техники" (из опыта работы)

Главной целью современного образования является воспитание успешной, компетентной личности. Начальная школа - это фундамент будущего успеха ребенка....

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...