Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
материал (1 класс) на тему

Фогель Ирина Ивановна

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №1  имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»  

655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Енисейский м/район,д.20

Тел. 8(39042)2-08-55

От совершенствования методики преподавания к повышению мастерства учителя в учебно-воспитательном процессе

ДОКЛАД

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Автор: учитель

начальных классов

Фогель Ирина Ивановна

Саяногорск, 2014

Понятие семьи и семейных ценностей

Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья – это первичное лоно человеческой культуры, так как в ней в человека закладывается все то, что станет потом его сущностью, его способом действовать в этом мире. Не случайно немецкий богослов Толук сказал: «Мир управляется из детской». Мир не только строится из детской, разрушается в ней, здесь прокладываются не только пути спасения, но пути гибели. Поэтому семью называют «лабораторией» человеческих судеб, не только личных, но и народных, общественных, государственных.

Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.А. Бердяев).

Семейные ценности — явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия и т. п.

По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающему в силу с 1 сентябра 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Определение семейным ценностям закон однако не даёт.

Информация о семье

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к которым относятся:

- факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

- личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

- психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

- помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление.

Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других.

Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности.

В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Семейные традиции

Традиции – это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам.

Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности).

Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников и артистов. И, конечно же, самым любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)… Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки  соблюдают некоторые обычаи из давних времен…... 

Анализ учебников по системе Л. В. Занкова

Проанализировав учебники для учащихся 1 класса по системе Л.В. Занкова, а именно: окружающий мир, азбука, литературное чтение, русский язык и математика я пришла к следующему выводу.

На формирование семейных ценностей в русском языке отведено 3 задания, в азбуке 4 задания, в окружающем мире 5 заданий, в литературном чтении 8 заданий, к сожалению, в учебнике по математике заданий связанных с семьей нет.

Таким образом, на формирование семейных ценностей в учебном материале 1 класса отведено 5 %. Значит, учителю необходимо  в системе подбирать дополнительный материал, применять формы работы, направленные на формирование семейных ценностей,  рассказывать о традициях и о культуре семейной жизни, тем самым способствовать формированию семейных ценностей.

Формы работы по формированию семейных ценностей

  1. Классные часы;
  2. Воспитание в процессе учебных занятий на материалах учебника:
  • игровые моменты в уроке;
  • инсценировка различных ситуаций семейных отношений;
  • формирование правил семейной жизни.

Методические рекомендации

Уважаемые  учителя перед вами конспект занятия по формированию семейных ценностей.

Тема: «Счастливая семья»

Он отличается новым подходом в форме подачи материала. В занятии используется ряд дидактических игр, а также используются  здоровье сберегающие технологии.  Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических процессов:  восприятие, внимания, памяти, мышления, речь. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

Таким образом, основные задачи данного конспекта с учащимися 1 класса  является:

-   сформировать представление о счастливой семье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Выделить компоненты  счастливой семьи и установить их взаимосвязь.

 - воспитывать  сознательное  стремление к  счастью, доверию, пониманию и благополучию семьи,  ответственного  отношения  к себе и окружающих  нас людей.

-проанализировать особенности взаимоотношений каждой семьи.

Материал в конспекте представлен не в виде готовых заданий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, решению.

В ходе занятия широко используются дидактически игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный  эмоциональный настрой.

Список используемой литературы

Тема: счастливая семья

Задачи:

-   сформировать представление о счастливой семье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Выделить компоненты  счастливой семьи и установить их взаимосвязь.

 - воспитывать  сознательное  стремление к  счастью, доверию, пониманию и благополучию семьи,  ответственного  отношения  к себе и окружающих  нас людей.

       -проанализировать особенности взаимоотношений каждой семьи.

УУД

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Оборудование:

-заранее подготовленные рисунки детей

-рисунок семьи

-сюжетная картина  «идеальная семья»

-заранее приготовленные загадки

Ход занятия.

Этапы.

Деятельностьучителя.

Деятельностьучащихся

1-орг.момент.

 Добрый день дорогие дети, я рады вас приветствовать у нас в гостях. Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях, которые должны присутствовать в каждой семье.

Сейчас я прочитаю вам маленькое стихотворение.

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: Я.

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила – Я.

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все та же ответила – Я.

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы подруга моя?

На все это Ева ответила – Я.

Сказала она знаменитых семь я

Вот так на земле появилась семья.

- Если заглянуть в словарь Даля, то там определение семьи звучит так: это совокупность близких родственников, живущих вместе.

Сегодня  мы попытаемся ответить на вопрос что же такое семья.

Ученикивнимательнослушаюучителя.

2-Вопросы учащимся

А сейчас мы будем отвечать на вопросы.

1. Назовите свой любимый семейный праздник?

2.Что такое по твоему мнению семья?

3.Скажи какого цвета глаза у твоей мамы?

4.Часто ты ли ты просишь прощения  у родителей?

5. Назовитеденьрождениемамы?

Дети внимательно слушают учителя и отвечают на поставленные ею вопросы.

3-Самостоятельная работа.

- По авторитетному мнению Д. Корнеги «Улыбка создает счастье в доме. Она ничего не стоит, но многое дает. Это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Настроимся на волну хорошего настроения.

- Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

…………………………………………………дом

…………………………………………………живем

…………………………………………………я

…………………………………………………семья.

Вот какие мы с вами молодцы!

Ученики составляют стихотворение используя последние фразы.

4-Изучение нового материала

Семья - это общечеловеческая ценность, где формируются взаимоотношения детей и родителей. И только тепло наших душ поможет создать дом мечты для семьи, где все будут жить счастливо.

Детислушаютучителя.

5-Психологическая разминка.  

А теперь проведём маленькую психологическую разминку.  Упражнение – организатор доверия.

- Выйдите ко мне те, кто сегодня сам проснулся и разбудил родителей.

- Выйдите те, кто пожелал всем доброго утра.

Выйдите к нам те, кто любит свою семью .Вот мы с вами какие! Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии?  (О  чём – то интересном, судя  по оформлению  класса, будем говорить  о  семье.).

Какую семью называют счастливой?  В счастливой семье буквально на каждом шагу видишь проявление нежности, доброты, ласки. Мамочка, сынок, дорогой, милая - эти и сотни других слов удивительно греют нас и оживляют всю атмосферу в доме. У озабоченного проблемами разглаживаются морщины, утомленный обретает силы, грустный улыбнется. Великая сила - атмосфера искренней любви, которую можно и нужно щедро проявить в словах, жестах, мимике.)

-  Можно ли назвать счастливой семью, которая не общается, трудно воспринимает друг-друга, не слышит и не слушает других? (Да, такая семья не станет счастливой, пока не исправится.)  Она часто с плохим  настроением,  не  улыбается. От  этого  плохо  не  только  ей, но и  всем  окружающим.)

- Значит  семья с плохим настроением,  вялая,  сердитая,  считается не очень хорошая?

Дети слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы и выходят к доске, затем становятся кругом.

6-Постановка  цели.

 Значит, сегодня вы  узнаете, Что такое "счастливая семья?". Попробуем дать совместный ответ на этот вопрос.

Как сделать так, чтобы каждый член семьи бал счастлив в ней, уважаем, востребован?

7-Вопросы.

А сейчас отвечаем на вопросы.

1В счастливых семьях больше обсуждают проблемы и думают о том, как их решить?

2Что же сделать для того, чтобы семья стала счастливой? Чтобы возникло больше доверия и понимания? Для начала - начните общаться. Пусть по 20 минут в день, пусть даже по 5-10 минут, но именно общаться. Попробуйте оценить количество времени, которое вы проводите друг с другом.

3.        Всякий человек хочет, чтобы его семья была счастливой. А что это значит? Пожалуй, наиболее простой признак семейного счастья - когда хочется идти домой, когда в семью тянет, когда в ней находишь радость. Некоторые считают, что для этого достаточно, чтобы в доме был комфорт, уют. Бесспорно, уют - это приятно. Но ведь бывает, что и в золотой клетке птица не поёт... Любой человек ищет в доме, скорее, хорошую атмосферу, добрые теплые отношения. В чем же они выражаются, эти хорошие отношения?

4.        Еще одна черта благополучных семей - постоянное внимание друг к другу: в них выслушивают, не отмахиваются от просьб, стремятся оказать услугу. В этих семьях знают нужды и потребности друг друга, потому что хотят понять, какие трудности мучают близкого человека, о чем он мечтает, чего хочет, что его может порадовать.

5.        Добрые слова - это не лесть, а подчеркивание реальных достоинств человека: его красоты, ума, душевности, умелости, воли и т. д. Такое признание поднимает самоуважение, уверенность в себе, чувство значимости и ценности для близких. Почему бы не говорить друг другу комплименты?! Эту нехитрую истину хорошо усвоили в благополучных семьях.

6.        Никто из нас не гарантирован от неприятностей, невезения. Как никогда, в такие минуты нужна моральная и эмоциональная поддержка родных людей: чтобы утешили, вселили уверенность, отвлекли от тяжелых переживаний. В счастливой семье все умеют быть друг другу опорой в любых невзгодах.

Самое ценное в жизни человека-любовь, семья, дружба. Это главные составляющие счастья человеческого.

Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.

7-Итог урока.

Сейчас мы подытожим наш классный час.

1. Как по вашему создать счастливую семью?

2. Есть ли в классе у вас друзья которым вы доверяете так же как и своей семье?

3. Какую семью мы называем счастливой?

 4. Считаете ли вы себя счастливыми? если да то почему?  

- Молодцы, ребята,  отвечали правильно, работали  дружно.

Дети внимательно слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы…

8-Игровая деятельность.

А теперь поиграем в игру!

Игра «Интервью» .

 Один  ученик с  самодельным  игрушечным  микрофоном  берёт  интервью  у  учащихся.

 -Что понравилось тебе на нашем уроке?

-Что сегодня хотелось бы сделать по – другому?

 - Кто из твоих друзей удивил  тебя?

 -Трудно ли тебе было отвечать, выполнять задания?

 -Что из того, что ты сегодня сделал кажется тебе самым важным?

Дети слушают правила игры и выходят к доске отвечая на вопросы.

9-Итог урока.

-У нас осталась одна минутка, минутка откровения. Посмотрите, друг другу в глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать, но не словами, а глазами.

Любите друг друга искренним сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришел долгожданный покой

Дети смотрят друг другу в глаза не говоря не слова и слушают стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семейные ценности. Традиции семьи"

Эта презентация может быть использована на внеклассном мероприятии по теме "Семья. Семейные ценности. Отношения в семье."Цель:-Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят дру...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

Классный час "Семейные ценности, традиции"

Очень хороший материал по теме "Семья". В материале имеются виды семейных традиций, мероприятия для сплочения семьи и пословицы....

Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности".

Урок кубановедения во 2 классе "Духовные истоки Кубани. Традиции и семейные ценности"....