Развитие творческих способностей учащихся на уроке русского языка
презентация к уроку на тему

Христенсон Татьяна Викторовна

Выступление на педагогическом совете. Виды работ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Слайд 2

01.11.11 «Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя» К. Д. Ушинский

Слайд 3

01.11.11 Существует много различных определений понятия творчества Американский ученый П.Хилл: «Творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее» Большой энциклопедический словарь: «Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность»

Слайд 4

Я стараюсь использовать самый близкий для ребят интересный материал: Сказки , загадки, скороговорки. Их присутствие на уроке помогает мыслить , думать , анализировать, лучше усваивать материал, способствует развитию речи. Часто на уроках есть игровые моменты , ребята с удовольствием играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку», «Подскажи словечко», тем самым вносится элемент фантазии , возникают необычные ситуации , заставляющие активно действовать каждого ученика. Ребята создают свои правила-презентации, тем самым проявляют фантазию и учатся отбирать нужный материал, работать со справочной литературой, умение работать в команде, применять свои творческие способности. 01.11.11 Интерес к предмету

Слайд 5

01.11.11 Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра

Слайд 6

01.11.11 Виды работ с творческой основой: иллюстрирование, драматизация и рассказывание «Иллюстрация – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст» «Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки материального действия» «Драматизировать – переделывать какое – нибудь произведение, придавая ему форму пьесы» «Жест – движение руками или телом, что – то обозначающее или сопровождающее речь»

Слайд 7

01.11.11 Виды работ, связанных с творческим использованием материалов учебника: составить предложение по опорным словам на заданную тему разных конструкций дописать предложения восстановить текст составить ответы на вопросы озаглавить рассказ составить элементарное описание провести элементарный анализ композиции текста сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

Слайд 8

01.11.11 Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к творческим.

Слайд 9

Одним из оригинальных способов развития воображения можно считать сочинение стихов. Ребята любят сами сочинять их на разные темы. 01.11.11

Слайд 10

Задача трудная попалась, Она от Стаса отбивалась. Но Стасик так её схватил, Что за пять минут решил. Как-то раз спросили Геру: «Чем ты занят в классе?» Он задумался слегка И ответил: -«Жду звонка». (Вероника К. 3б кл.) 01.11.11 Стихи из жизни класса:

Слайд 11

Существует множество приемов, развивающих творческие способности на уроке, благодаря которым развиваются главные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума, нацеленность на творчество, развитие логического мышления. 01.11.11

Слайд 12

РОЗА Я розой долго любовалась, Дарила ей свои мечты, Но кошка шустрая попалась. И… откусила лепестки. ( Марина Т. 3б кл.) Алая роза растёт в саду, И о ней я речь поведу, Её там соловей воспевает, А роза под трели его засыпает. ( Руслан М. 3б кл.) 01.11.11 Зарисовка с натуры:

Слайд 13

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Если найден общий язык, то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажирами, а членами команды общечеловеческого корабля. 01.11.11 ВЫВОД:

Слайд 14

« Цель обучения ребенка состоит в том , чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя » П.Хаббард 01.11.11

Слайд 15

01.11.11 Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках

литературного чтения.

Слайд№1

Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность.

Основным предметом в начальной школе является урок чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. Навык чтения необходим ученику на уроке математики, русского языка, познания мира, технологии, изобразительного искусства. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность учащихся, речь. Эта проблема волнует всех учителей начальных классов. Чтение также является основным показателем культурного человека. Поэтому я решила попробовать решить эту проблему через развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, через повышение интереса к чтению. Дети младшего школьного возраста наиболее открытые, восприимчивые, любопытны. Для этого нужно создать ситуацию заинтересованности.

(слайд №2)

В Пояснительной записке к Программе по литературному чтению для 2-3 классов отмечено: «Литература – вид искусства, дающий наиболее многомерный охват жизни, всех сфер и областей действительности, обеспечивающий гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие, гражданское и нравственное воспитание подрастающего поколения».

Одной из целей изучения литературы на начальной ступени школы является «развитие навыков связной речи, творческого воображения, образного мышления, служащих основой для собственного литературного творчества учащихся ».

(слайд №3)

Основная задача, которая стоит передо мной – это создание системы работы по развитию творческих способностей младших школьников, по накоплению и использованию различных видов письменных и устных творческих работ по литературному чтению, опираясь на задания учебника «Литературное чтение» для общеобразовательной школы. Показать значимость развития творческих способностей учащихся, что помогает прививать учащимся умения правильно, красиво, эмоционально говорить и писать, свободно высказываться. Творческий подход поможет решить вопросы развития самостоятельного мышления, воображения, речи, позволит учащимся свободно общаться друг с другом, проявлять критичность, самокритичность, уметь свободно выражать свои мысли. Разбудить способность к творчеству. Это в первую очередь способность находить особый взгляд на повседневные вещи. Ведь в будущем нам нужен думающий, инициативный, способный к творческому подходу к любому делу человек.

(слайд№4)

Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, используя опору на смежные виды – рисование, музыку, инсценирование (драматизацию), подключение элементов и подходов, характерных для киноискусства, ведь литературное развитие ребёнка связано прежде всего с формированием способности к полноценному восприятию художественного произведения. Эта способность, в свою очередь, складывается из умения воспринимать изобразительно – выразительные средства языка и воссоздавать в своём воображении образы, адекватные авторскому тексту, умения видеть авторскую позицию и понимать идею произведения.

(слайд№5)

Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Рекомендуют обычно такие приёмы, как чтение по ролям, словесное рисование, творческий пересказ, постановка живых картин, драматизация. Однако, методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Это и  приводит к тому, что в школьной практике творческие виды работ проводятся очень редко, хотя в контексте литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, во – вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в – третьих, фиксирующей внимание на форме произведения.

(слайд№6)

Оценивая детское творчество, и, высказывая своё суждение о нём, взрослый должен быть предельно деликатным, бережно относиться к восприятию мира маленькими авторами, не подменяя непосредственный детский взгляд на окружающее своим пониманием тех или иных явлений.

(слайд№7)

Развитию воображения и связной речи младших школьников на уроках чтения способствуют творческие работы, которые проводятся на основе изучаемого художественного произведения.

(слайд№8)

Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают. Творческая деятельность позволяет учащимся раскрыть и активизировать свои способности; неуверенным ребятам – развить инициативу, сообразительность, мышление. Ведь даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

(слайд№9)

На уроках литературного чтения во 2-4 классах ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения.

(слайд №10)

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач.

Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.

(слайд №11)

С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Учащиеся успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а, значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.

(слайд №12)

Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе на протяжении всех четырех лет обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.

Результатом работы считаю - повышение качества знаний по всем предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива, как детей, так и родителей.

(слайд №13)

Достигнуты определенные результаты в работе: применение системы работы показывает, что у учащихся повышается интерес к языку, улучшается внимание, память; формируется определенный интерес к предмету, расширяется кругозор, развивается речь, навыки общения, творческое воображение, обогащается и активизируется словарный запас учащихся, развивается артистизм детей, пробуждается интерес к чтению. У детей возникает стремление самостоятельно добывать новые знания, они испытывают потребность в учебной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции.

(слайд №14)

По утверждению американского писателя П. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Решение проблемы творческого развития дает возможность ребенку почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Содержание работы позволяет вносить современные изменения, которые могут получить развитие в последующих классах.

(слайд№15)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (написание сочинений).

В статье рассматривается методика  написания сочинения по картине. В ходе работы над текстом развивается  воображение детей, фантазия....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Данный доклад был представлен на научно-практической конференции педагогических работников г. Свободного....

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения английского языкаЗадачи проектной деятел...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...