Использование Интерактивной доски в учебном процессе. Выступление на педсовете
консультация по теме

Кириленко Ольга Сергеевна

Данный материал может пригодиться в качестве выступления учителям на педагогическом совете, методическом объединении. Рассказано об основах работы в программе Smart Notebook.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: «Использование Интерактивной доски  в учебном процессе.  

Цель: познакомить с возможностями использования ИД в учебном процессе

«Компьютерная грамотность и владение новыми технологиями должны быть ключевыми факторами при переаттестации учителей», заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества в Твери.

 «Если ученики всем этим пользуются, особенно новыми программами, новыми видами компьютеров, а учителя просто не могут отличить одно от другого, это не очень хорошо, потому что, по-честному, это снижает авторитет учителя», - отметил он.
«В конечном счете, мы должны выйти на то, чтобы при подведении итогов, проведении аттестации учителей, этот фактор был одним из ключевых при принятии решения, продолжать ли трудовые отношения с учителем или все-таки нет. Потому что это то, что сейчас должны знать все», - заявил президент.


При этом он согласился со словами Андрея Фурсенко о том, что предъявлять такие требования к учителям можно только дав им возможность овладеть новыми технологиями. Это, прежде всего, уметь использовать компьютер  и ИД в учебном процессе.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому тема моего самообразования: «Использование ИД в учебном процессе» актуальна как никогда сегодня. В августе этого года я прошла курсы повышения квалификации по данной  теме .

Интерактивная доска

Что такое интерактивная доска?

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Из истории интерактивной доски

Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г. Одними из первых, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели. Действительно, использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными.

Виды интерактивных досок

  Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции и различаются по типу установки проектора. При прямой проекции проектор находится перед доской, при обратной проекции – за Большинство интерактивных досок – доски прямой проекции. Для того чтобы луч проектора не мешал работе преподавателя и учеников, рекомендуется для работы с доской использовать ультракороткофокусный проектор, который можно закрепить на креплении непосредственно перед доской.

  Интерактивные электронные доски бывают активные и пассивные. Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. Пассивная электронная доска не содержит в своей поверхности никаких датчиков и не нуждается в подключении. Ее не нужно подключать к компьютеру или проектору, нет необходимости прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой.

При производстве интерактивных досок используют несколько технологий. От того, на основе какой технологии создана интерактивная доска, зависит метод работы с ней. Доска Smart Board созданы на основе сенсорной  технологии и должны подключаться к компьютеру и источнику питания проводами.

Работа на ИД

 Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника. (компьютерного или видео сигнала), с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски. (Пример: включу видеофайл, он отобразится на мониторе). Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.

  Вся работа, произведенная на интерактивной доске SMART Board является цифровой, ее можно сохранить, как электронный файл, изменить и использовать в дальнейшем. ПРИМЕР приготовила к уроку карточку вставь буквы. На уроке их вставили. Затем комп спрашивает: сохранить изменения в документе?
Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования.
 Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на компьютере.
В зависимости от типа доски запись на интерактивной доске ведется специальным электронным маркером, бутафорским маркером или пальцем. Докладчик, взяв в руки маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Вся записанная информация автоматически появляется на экране компьютера.

Как понять, что доска готова к работе?

Интерактивные доски SMART Board оснащены индикатором состояния, который отражает состояние готовности доски к работе.

Цвет

Состояние

Мигание красного и зеленого

Лоток для маркера в процессе запуска

Красный

Работает, но не подключен к программному обеспечению

Зеленый

Лоток для маркеров функционирует

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей: 
• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся: 
• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности: 
• Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
• Временные затраты на подготовку урока очень велики.
• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Таким образом,
положительные возможности ИД налицо! Перечислим их ещё раз:
-Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.
-Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.
-Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
-Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.
-ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
-Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе: 
• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

• использование групповых форм работы;

• совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

• управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

• изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

• изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

• сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

• сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

• демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

• демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

• создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

• создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

3.Программа Smart Notebook

Основы SMART Notebook

Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого  входят средства для подготовки материалов к уроку. Пожалуй, наиболее удобный инструмент такого рода – Smart Notebook из программного обеспечения  Smart Board.

В качестве основных аргументов к использованию именно этой программы можно отнести следующие:

 Удобный русскоязычный интерфейс.

  • Программа работает с доской любой модели;
  • В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которую можно постоянно пополнять собственными коллекциями.

Если использовать привычную терминологию, SmartNotebook - это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Но ни в коем случае нельзя отождествлять ее с традиционной презентацией, различия принципиальны! Слайд обычной презентации – неизменен с точки зрения набора размещенных на нем информационных объектов, можно говорить лишь о внешней форме их подачи (причем форма эта предварительно жестко задается). Пространство для маневра при показе на ИД есть – но оно не так велико.

Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю: 
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

Сеть творческих учителей в Интернете.

Адрес в интернете: http://www.it-n.ru/

Там много сообществ. Одно из них – «Сообщество начинающих пользователей интерактивной доской» возглавляет Александр Борисович Розенфельд. В этом сообществе учителя делятся опытом  по работе с ИД. Там проводятся мастер-классы по использованию этой доски. У меня эти есть, кому надо, потом скину на флэшку.  

Что такое программное обеспечение Notebook?

Программное обеспечение Notebook позволяет создавать занятия и презентации с помощью ярких рисунков, объектов Macromedia Flash и текстов, используя различные ресурсы.

Одна из особенностей программного обеспечения Notebook в том, что вы можете добавлять столько страниц, сколько вам необходимо, чтобы показать нужное количество информации.

Свойства объектов в Notebook

Все, что вы можете передвигать пальцем или мышью, маркером на странице Notebook, это объект. Вы добавляете его на страницу Notebook одним из следующих способов:

Напечатать текст

Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, вопросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.


Группировать, клонировать объекты

(Видеоурок по группировке)

Порядок

Вы можете изменить порядок, в котором появляются объекты, выбрав Порядок из выпадающего меню.

Чтобы переместить объект на один слой выберите Переместить вперед или Переместить назад. Чтобы отправить объект на самый верхний слой страницы выберите На передний план. Чтобы отправить на самый нижний слой - На задний план.

Гиперссылка

 Вставка гиперссылки. Введите адрес страницы, на которую вы хотите поставить ссылку и нажмите ОК.

Чтобы удалить ссылку, откройте Гиперссылка- из выпадающего меню, нажмите Удалить гиперссылку, затем ОК.Иногда гиперссылка выделяется подчёркиванием. (устный счёт с парашютами)

Спрятать- показать (видеоурок)

Способы прятания объектов на доске.

Панель инструментов захвата экрана

  Панель инструментов захвата экрана позволяет вам захватывать изображение отдельного окна, всего экрана или его части в файл Notebook. Чтобы открыть

Выделение отдельных частей экрана 
 
Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

Вырезать и вставить 

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Поворот объекта  и изменение его размеров.
Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением.

Проведение физминуток  и гимнастики для глаз на ИД( изготовлены в Power Point) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. Видео в папке физминутки.

Подведение  итогов. Самооценка. Выбор настроения (слайд)

Соблюдение Санпинов при использовании ИД.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.

Слайд по использованию цветов при проведении гимнастики для глаз.

Лучше всего размещать объекты на однотонном фоне, иногда можно сделать фон градиентным из двух оттенков цвета. Обращаться к готовым шаблонам в начальной школе вообще не стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»

  Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...

Использование интерактивной доски в процессе обучения.

   В своей работе я уже давно использую   информационно-коммуникационные технологии обучения, которые становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных ...

Использование интерактивной доски в процессе обучения.

В наше время, интерактивная доска является неотъемлемой частью даже для традиционного урока. В данной статье рассказывается об использовании интерактивной доски в процессе обучения....

Использование интерактивной доски в учебном процессе

Использование интерактивной доски в учебном процессе...

Использование интерактивной доски в учебном процессе

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его усвоения и передачи.Как показывает практика, использ...

Использование интерактивной доски в процессе образования.

Из этой статьи Вы узнаете об использовании интерактивной доски в процессе образования и её преимуществах....

Использование интерактивной доски в учебном процессе

Это краткое пособио об использовании интерактивной доски в учебном процессе...