ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ
статья на тему

Буякова Зинаида Васильевна

…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                                             В.А. Сухомлинский

К сожалению, стало совершенно очевидным, что за годы учебы здоровье детей ухудшается: большие нагрузки, недостаточность движения. Лидерами среди школьных болезней являются проблемы со зрением, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания пищеварительной системы, а также дезадаптация к школе, ухудшение памяти и внимания. Необходима гуманитаризация образования, постоянный поиск новых форм, технологий обучения.

В современной школе все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий  подход,  как  психотерапия  искусством,  «терапия  творческим самовыражением».

Включение в работу методов арт-терапии соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей, с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. Арт-терапия опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Использование  арт-методов  не  имеет  ограничений  по  возрасту  и  может

применяться  как  в  виде  основного,  так  и  в  качестве  одного  из  вспомогательных средств. Например, при решении задач по математике в классе для детей с задержкой речевого развития, часто использую театрализацию, инсценировки.

Дети  разыгрывают  действующих  по  условию  персонажей  и  представляют  наглядно решение данной задачи (Бабушка с огурцами, Медведь с медом, Аленушка с корзиной грибов и т. д.).

Такие уроки проходят в форме маленького спектакля и усваиваются и запоминаются намного эффективнее. Учащиеся моего класса с удовольствием и радостью освоили музыкально-ритмические упражнения и этюды (корригирующая  ходьба  по  специальному  коврику  под  музыку,  пантомима  «Змея»).  Внеклассное мероприятие «Разнообразие животного мира Земли», проходившее так же с использованием инсценировок и театрализации, стало ярким событием как для учеников, так и для их родителей, принимавших участие в создании костюмов, декораций. С успехом прошел и музыкальный спектакль по мотивам сказки  К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальный утренник, посвященный Дню космонавтике, на котором дети изображали движение планет вокруг Солнца, так же включал в себя элементы арт-терапии и кинезиологии.

Анализируя  проведенные  мероприятия,  можно  сделать  вывод,  что  арт-терапия придает сил, уверенности, помогает найти выход из сложной ситуации, повышает самооценку, способствует адекватному принятию себя в социуме. Одновременно наблюдается развитие чувства внутреннего контроля, стимулируется развитие сенсомоторных умений. Повышаются адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снижается утомление, негативные эмоциональные состояния.

Многие трудности обучения в школе связаны с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием ребенка. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. И поэтому для таких детей важна и обязательна опора на визуальный образ, что так же с успехом используется на всех занятиях. Наряду с арт-терапией, хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы, помогающие учить стихи, рассказывать об окружающем мире, а так же методика пиктограмм, несомненно, вносящая свой вклад в формирование информационной культуры младшего школьника. Очень часто разные виды терапии переплетаются в одном занятии - рисование и поделки из природных и бросовых материалов, массажи ладоней, пальчиковые игры и гимнастика, работа под музыку. Такое сочетание позволяет раскрепостить детей, снять напряжение, создать атмосферу игры. Нужно использовать детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Поэтому арт-терапия и является такой актуальной и эффективной формой коррекции в настоящее время и взята на вооружение многими современными педагогами, к тому же, позволяет сохранить позитивно-эмо-циональное отношение к учебе. Стремление ребенка к познанию и творчеству не может прийти само по себе, его необходимо пробуждать. И арт-терапия как раз и является одним из таких пробуждающих стимулов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ

учитель начальных классов

МОУ СОШ №15 с.Ивановского

Ставропольского края

Буякова  Зинаида Васильевна

…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                                             В.А. Сухомлинский

К сожалению, стало совершенно очевидным, что за годы учебы здоровье детей ухудшается: большие нагрузки, недостаточность движения. Лидерами среди школьных болезней являются проблемы со зрением, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания пищеварительной системы, а также дезадаптация к школе, ухудшение памяти и внимания. Необходима гуманитаризация образования, постоянный поиск новых форм, технологий обучения.

В современной школе все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий  подход,  как  психотерапия  искусством,  «терапия  творческим самовыражением».

Включение в работу методов арт-терапии соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей, с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. Арт-терапия опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Использование  арт-методов  не  имеет  ограничений  по  возрасту  и  может

применяться  как  в  виде  основного,  так  и  в  качестве  одного  из  вспомогательных средств. Например, при решении задач по математике в классе для детей с задержкой речевого развития, часто использую театрализацию, инсценировки.

Дети  разыгрывают  действующих  по  условию  персонажей  и  представляют  наглядно решение данной задачи (Бабушка с огурцами, Медведь с медом, Аленушка с корзиной грибов и т. д.).

Такие уроки проходят в форме маленького спектакля и усваиваются и запоминаются намного эффективнее. Учащиеся моего класса с удовольствием и радостью освоили музыкально-ритмические упражнения и этюды (корригирующая  ходьба  по  специальному  коврику  под  музыку,  пантомима  «Змея»).  Внеклассное мероприятие «Разнообразие животного мира Земли», проходившее так же с использованием инсценировок и театрализации, стало ярким событием как для учеников, так и для их родителей, принимавших участие в создании костюмов, декораций. С успехом прошел и музыкальный спектакль по мотивам сказки  К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Музыкальный утренник, посвященный Дню космонавтике, на котором дети изображали движение планет вокруг Солнца, так же включал в себя элементы арт-терапии и кинезиологии.

Анализируя  проведенные  мероприятия,  можно  сделать  вывод,  что  арт-терапия придает сил, уверенности, помогает найти выход из сложной ситуации, повышает самооценку, способствует адекватному принятию себя в социуме. Одновременно наблюдается развитие чувства внутреннего контроля, стимулируется развитие сенсомоторных умений. Повышаются адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе, снижается утомление, негативные эмоциональные состояния.

Многие трудности обучения в школе связаны с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием ребенка. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. И поэтому для таких детей важна и обязательна опора на визуальный образ, что так же с успехом используется на всех занятиях. Наряду с арт-терапией, хорошо зарекомендовали себя мнемотаблицы, помогающие учить стихи, рассказывать об окружающем мире, а так же методика пиктограмм, несомненно, вносящая свой вклад в формирование информационной культуры младшего школьника. Очень часто разные виды терапии переплетаются в одном занятии - рисование и поделки из природных и бросовых материалов, массажи ладоней, пальчиковые игры и гимнастика, работа под музыку. Такое сочетание позволяет раскрепостить детей, снять напряжение, создать атмосферу игры. Нужно использовать детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается. Поэтому арт-терапия и является такой актуальной и эффективной формой коррекции в настоящее время и взята на вооружение многими современными педагогами, к тому же, позволяет сохранить позитивно-эмо-циональное отношение к учебе. Стремление ребенка к познанию и творчеству не может прийти само по себе, его необходимо пробуждать. И арт-терапия как раз и является одним из таких пробуждающих стимулов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2003.

2. Иванова, Т.Б., Илюхина, В.А., Кошулько, М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с

ЗПР: методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс. 2011.

3. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001.

4. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007.

5. Копытин, А.И. Система арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.

6. Львов, М.Р. Язык и речь // Начальная школа. – 2001. – № 1.

7. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. – СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Взаимодействие семьи и школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционных классах.

В статье рассказывается о внедрении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми коррекционных начальных классов (VII вида).  Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация уч...

Коррекционно – развивающее занятие для учащихся первых классов с использованием средств арт - терапии "А что в темноте?"

 В данной статье предложены упражнения по коррекции страхов темноты и страшных снов. Тема  расчитана на 2 занятия....

Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.

Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....

Презентация : Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ-залог эффективности урока.

Презентация: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ - залог эффективности урока....

Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками с ОВЗ и родителями

Чтобы полноценное развитие дошкольников с ОВЗ было эффективным, необходимо внедрение нестандартных подходов, индивидуальных маршрутов и инновационных техник в сферу дошкольного образования. ...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Зинаида Васильевна, большое спасибо за предоставленный материал. Это очень важно, что Вы работаете над стремлением ребенка к познанию и творчеству в классах коррекции.