Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.
статья на тему

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Корчагина Светлана Геннадьевна

2.

Должность

учитель начальных классов

3.

Стаж педагогической работы

26 лет

4.

Квалификационная категория

высшая

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. о. Саранск Республики Мордовия

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

1.

Актуальность и перспективность опыта

С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), по которому целью и основным результатом образования является развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели. Сегодня в общественном сознании происходит смена приоритетов: на первое место выдвигается задача развития ученика, так как это позволит сделать более эффективным процесс обучения. Это требует качественно новых подходов к организации процесса обучения.

В учебном процессе работаю по образовательной системе "Школа 2100", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Я  согласна с высказыванием Ш.  Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

2.

Новизна опыта

     Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

       Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

       Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.  Веду систематическую работу по развитию познавательной активности учащихся, включающей в себя построение системы формирования умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий  

3.

Наличие теоретической базы

Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Э.В.Ильенкова, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др. 

       Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

       В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. (по  Л.С.Выготскому). Использую задания: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами; с инструкциями; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу). Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока. По мнению многих ученых- педагогов (А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.      

   По мнению многих ученых- педагогов (А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.      

       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления(Д.Б.Эльконин). Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

       На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии (Шаталов В.Ф.). Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

         В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Ряд зарубежных авторов (В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт и др.) понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Другие (например, Дж. Рассел) определяют суть модуля несколько иначе: как построение автономных порций учебного материала. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.

       В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.

        Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

        Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

        Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

 

4.

Ведущая педагогическая идея

Мое педагогическое кредо – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь создать психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников

5.

Оптимальность и эффективность средств

          Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

         Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

       Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой,  составлять планы,  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. 

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

      Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

      Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

      Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.      

      Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться.            Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

6.

Результативность опыта

Высокая результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

  Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика, приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся, формированию личностных качеств ученика, развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений, формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать, формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

 Мои ученики ежегодно участвуют и побеждают в  школьных, городских, региональных  научно-практических конференциях, городских олимпиадах и творческих  конкурах  Большой интерес ученики проявляют к конкурсам, дистанционным викторинам  и олимпиадам, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

       Результатом систематической работы с обучающимися стало:

-        личное участие в  городских, Республиканских семинарах по предметам (сертификаты  на сайте);

           -участие в профессиональном  конкурсе «Учитель мастер»(3 место);

-        проведение мастер -класса  в рамках Республиканского проекта «Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации»  (сертификат  на сайте );

-        проведение тематических открытых уроков по предметам для учителей школы и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева (сертификат  на сайте);

- на постоянной основе проводятся занятия по программе внеурочной деятельности «В мире прекрасного»;

-        повышение качества обучения по предметам;

-        учащиеся моих классов являются постоянными участниками различных литературных, художественных конкурсов, олимпиад;

-         городской конкурс чтецов;

        -Всероссийский блиц-турнир по литературному творчеству «Жар-птица»(участников-9человек,победителей-4 человека) (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте);

        -        городской литературно-творческий  конкурс «Добрая сказка Нового года» (участников-7человек из них победителей-3 человека, 4 лауреата) (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте );

-        конкурс чтецов произведений мордовских авторов;          -         Всероссийский блиц-турнир по  разным предметам «Третьеклассники в стране Знаний» ( участников-12человек,  из них победителей-7 человека) (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте);

          -научно-практическая конференция «Школьники города- науке ХХI века»(призёр) (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте);

        -III Всероссийский блиц-турнир по окружающему миру «Росток» (1 - 4 кл.) -7 призёров (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте);

         -III Всероссийский блиц-турнир по математике «Математические ступеньки»-( призёров-6) (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте);

         -Всероссийская олимпиада по русскому языку «Путешествие по Лингвинии»(2 победителя ,6 призёров)(грамоты прилагаются на сайте);

          -Всероссийская викторина по окруж.миру и биологии «Нептун»-1 призёр(грамоты прилагаются на сайте);

          -Всероссийский конкурс поэтических декламаций «Весна и праздники весны»-3 работы(сертификаты  на сайте);        

  -Всероссийская олимпиада  «Разнобой»-(2призёра)  (дипломы прилагаются на сайте);

           -Региональная НПК «Дерево Земли ,на которой я живу»-2 место(грамоты прилагаются на сайте);

          -II Всероссийский блиц-турнир «Всезнайки» ( участников-8человек,  из них призёров-6 человека) (сертификаты и дипломы прилагаются на сайте).

       Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

7.

Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах.

1.Размещение материалов на школьном сайте: http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/about/ped_sostav.php 

2.Размещение материалов на собственном сайте: http://nsportal.ru/korchagina-svetlana-gennadevna 

3.Размещение материалов на videouroki.net:

htt://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677974

4. Размещение материалов на сайте pedmir.ru: http://pedmir.ru/77405 

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

1. Тема самообразования: «Технологии развивающего обучения в начальной школе» http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/about/ped_sostav.php 

2.Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, информатике, эрзянскому языку,технологии, музыке, изобразительному искусству. http://www.schoolrm.ru/schools/sc1sar/about/ped_sostav.php 

3.Разработки открытых уроков и мероприятий.

http://nsportal.ru/korchagina-svetlana-gennadevna ;

 htt://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе"

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Опыт моей работы может быть и...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету.

Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки). Во-первых,  эта работа с разными источниками информа...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «ЦО «Тавла»-СОШ №17» Фомичевой Екатерины Викторовны «Предупреждение компьютерной зависимости – одно из направлений здоровьесберегающих технологий».

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Наблюдая за своими учениками, я сделала выво...

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...