Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.
методическая разработка на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

Материал из опыта работы по созданию и критериям оценки портфолио обучающихся начальных классов с соотвествии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_kak_sredstvo_otsenki_predmetnykh.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Чойский район Республика Алтай

Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.

Автор: Метелёва И.Г.

учитель начальных классов

Ынырга 2014 г

Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.

       Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.

Слайд 2

«Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 4 классы.

 Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности:  

  1. учебной (диагностические работы, оценочные листы,  исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.),
  2. внеурочной   (творческие  работы, презентации, фотоматериалы).  

Отражает  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.  

Слайд 3

Цель портфолио: представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.

Слайд 4, 5

    В портфолио мы должны отследить предметные результаты (уровень учебных достижений), метапредметные результаты (уровень овладения УУД) и личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  2. сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории,
  3. ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные  и гражданские  позиции, социальные компетенции.

Слайд 6

Структура портфолио для всех категорий обучающихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов:

Слайд 7, 8

Мой мир (Я, моя семья, мои увлечения, мои друзья)

Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Для этого используются анкеты, опросники, карта наблюдений, экспертная оценка. Оцениваются ценностные ориентации, мотивы, самооценка,  удовлетворенность учащихся школой. Результат дается в общем виде – в виде заключений.

Слайд 9, 10

Моя школа (Права ребёнка, правила поведения в школе, памятки, маршрутный лист, любимые предметы, учителя и т.д.)

Слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16

Моя учёба.

         Здесь всё для оценки предметных и метапредметных результатов:

1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых  работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

  • по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы

детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

 

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

    Учителем составляются оценочные листы, где фиксируются виды работ, уровень достижений по предметам русский язык, чтение, математика, окружающий мир.

Оценивание учебных достижений:

  • для 1 классов –«базовый уровень» (требования стандарта), для 2-4 кл. – «3»;
  • для 1 классов – «превышающий опорный уровень» или «повышенный», 2-4 кл. – «4»;
  • для 1 классов – «высокий уровень», для 2-4 кл.  – «5».

 Слайд 17, 18, 19

Моё творчество

Рисунки, фото объёмных поделок, творческие работы и т.д.

В разделе «Достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности» должно быть не менее 3 приложений за год.

Слайд 20

Копилка достижений

Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма и пр.

Слайд 21, 22

Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:

Раздел

Индикатор

Баллы

Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание»

- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото

- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;

- 3 балла - незначительные замечания

Раздел «Моя учеба»

-наличие проектов, творческих работ и т.д.

- 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;

- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;

- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету

Раздел «Моя общественная работа»

- наличие поручений, фото, сообщений и т.п.

- 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)

- 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);

- 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений

Раздел «Мое творчество»

- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ

- 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;

- 3 балла – количество работ составляет 3-4;

- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика

Раздел «Мои впечатления»

- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.

- 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;

- 1 балл – отсутствие данных работ

Раздел «Мои достижения»

- наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр.

от 0 до 5 баллов за достигнутые достижения

Два раза в год портфолио проверяется зам. директора по УВР и в листке контроля делается отметка. В конце учебного года учитель знакомит родителей с достижениями ученика под роспись.

Слайд 23, 24

Комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося (КОИОДО) соотносится с оценкой «зачёт/незачёт». Определяется методом сложения = уровень учебных достижений (базовый, повышенный, высокий) + уровень овладения УУД (низкий, средний, высокий) + достижения обучающегося во внеучебной и досуговой деятельности.

Слайд 25

Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопительной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, 3 итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопительная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.

Слайд 26

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику итоговой оценки, подтверждаются материалами портфолио и другими объективными показателями.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная система оценки достижений планируемых результатов основана на комплексном подходе к оценке результатов, позволяет вести оценку достижения обучающимися всех 3 групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.

Спасибо за внимание!

МОУ «Ыныргинская СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС»...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОЦЕНКИПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

, мы начинаем включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы они приобрели навыки и привычку к самооценке и самоанализу...

Оценка метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися ООП

Оценка метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися ООП...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...

"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"

По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...