Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе
статья по теме

Почтарева Светлана Иосифовна

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-деятельностного подхода, раскрывает роль педагога в реализации системно-деятельностного  подхода.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_k.r.polnaya_versiya.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Истринский педагогический колледж Московской области

Ресурсный центр подготовки педагогов предшкольного образования

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации

«Системно-деятельностный подход в содержании образования

в начальной школе».

Выполнила __Почтарева Светлана Иосифовна_

учитель начальных классов

МОУ Лицей №4 г. Красногорска

Проверила  __ШеминаТ. Б.___

Балл_____8(восемь)_________

Дата защиты___14.03.2011г.__

Истра, 2011.

-2-

СОДЕРЖАНИЕ

Введение__________________________________________________________3

Основная часть

  1. Актуальность введения ФГОС___________________________________6
  2. Суть системно-деятельностного подхода_________________________ 11
  3. Роль педагога в реализации системно-деятельностного  подхода_____ 16

Заключение_______________________________________________________ 20

Список литературы_________________________________________________22

-3-

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность введения системно-деятельностного подхода.

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

  Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступа ющих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и  результат образова ния наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких за дач, как разработка и проверка гипо тез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся од ним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.  

«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще го образования второго поколения обуслов лена тем, что

-4-

последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

■     придание результатам образования со циально- и личностно-значимого характера;

■     более гибкое и прочное усвоение зна ний учащимися, возможность их самостоя тельного движения в изучаемой области;

■     возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

■     существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

■     обеспечение условий для общекуль турного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только ус пешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по знания.

   Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.

Уровень изученности вопроса.

    Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман,

-5-

Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.). Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну), продолжена в Германии (К.Хольцкамп), Великобритании (М.Коул), Финляндии (Ю.Энгештрём) и других странах.

   Системно-деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он стал основой для разработки новых стандартов.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

    рассмотреть теоретический аспект проблемы реализации системно- деятельностного подхода в обучении младших школьников.

ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть актуальность введения новых ФГОС
  2. Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
  3. Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.

-6-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Актуальность введения ФГОС

       «На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста,  повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства,  что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния  страны, благополучия каждого гражданина.

    Школа - в широком смысле этого слова - должна стать  важнейшим фактором …формирования новых жизненных установок личности.  Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», - такие новые социальные требования к системе российского образования выдвигает «Концепция модернизации российского образования» (2002г.).

     Председатель Правительства России В. В. Путин, комментируя «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», подписанную в ноябре 2008г., отметил, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. Приоритетной задачей в этом направлении является обеспечение инновационного характера базового образования.                                                                                

     В феврале 2010г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в которой отмечается: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь,

который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся

-7-

инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.                                   Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».                                                                      

     Первоочередным основным направлением  развития общего образования президент Российской Федерации Д. А. Медведев назвал переход на новые образовательные стандарты.

     Введение  государственных образовательных стандартов  в систему  обеспечения  развития  образования предусмотрено Законом  Российской  Федерации «Об образовании» (ст.7). В соответствии   с законодательством  РФ  государственные образовательные  стандарты  выступают как  важнейший нормативный  правовой   акт Российской  Федерации, устанавливающий  систему  норм  и правил, обязательных  для исполнения  в любом  образовательном учреждении, реализующем  основные  образовательные  программы.   Стандарт – это уровень знаний, необходимый и достаточный  для  освоения следующей ступени знаний.  Он регулирует  набор компетентностей, контролирует  образовательные  достижения учащихся.  В отличие  от стандарта  1998года, обеспечивающего   обязательный  минимум  содержания образования, это общественный договор (правовая регламентация) и механизм (инструмент) управления и контроля   качества образования).

    Начальное   общее образование  - это первая  ступень  общего  образования. Знания, умения и навыки, полученные  в начальных классах, служат  фундаментом  для  последующего обучения  и успешности   в жизни  ребёнка. В соответствии  с

-8-

требованиями  ФГОС  начальная школа  должна  измениться так, чтобы  реальностью  стал педагогически организованный  процесс развития ребёнка.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

 Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

 Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

-9-

 Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

  Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной

деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;  

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,

-10-

деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Очевидно, что Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает ориентацию на конечные результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход  в образовании.

-11-

2. Суть системно-деятельностного подхода.

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  3. ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  5. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными

-12-

возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  1. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

         Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.                                                                                                                                            

    Касательно общего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".

   Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. 

   Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков пишет: "…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в

-13-

качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта". 

   Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

   Своеобразный "ренессанс" интереса к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие.

   Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование

объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

   Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический

-14-

аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

   Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

  В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

  Из вышесказанного следует, что

Системный

          +                                  = системно- деятельностный подход

деятельностный

-15-

Соединение этих подходов и является основой  ФГОС НОО.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.

-16-

3. Роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.

      Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев особо отметил  в «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", что   «…новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».

    В своем выступлении руководитель группы разработчиков образовательного стандарта второго поколения А.Кондаков подчеркнул, что «… в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения велика роль учителя, поскольку он производит практические, реальные обновления, именно его работа претерпевает наибольшие изменения».

    Одной из особенностей педагогической деятельности учителей в ситуации переориентации целевых ориентиров начальной школы является необходимость постановки новых задач, их решения. При этом вопросы, возникающие в ходе освоения личностно ориентированной по направленности и деятельностной по сути педагогической парадигмы, требуют от педагогов гибкости мышления, владения необходимыми методологическими представлениями, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях. Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование

     Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обуславливающим и процесс, и результат деятельности, является система действий учителя. Она в свою очередь определяется личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами.

-17-

  Инновация в системе начального образования основывается на внедрении в процесс обучения системно-деятельностного, компетентностного  подхода. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

   Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании.

     А потому задача учителя - формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики; условий для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, для объединения элементов знаний в нужные комбинации, а затем - в новое знание.

   При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании  во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от учителя организации следующих условий:

  1. создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
  2. формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

-18-

  1. обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
  2. организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества  

    Учитель должен создать условия для получения каждым ребенком полноценного образования, сформировать умения и навыки учебной деятельности, готовность к самостоятельному труду. От уровня сформированности УУД зависит успешность обучения в основной школе.

   Деятельность учителя в условиях введения стандартов нового поколения предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости появления этого документа. Решающим фактором будет готовность учителя при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной.

    Педагог должен освоить современную технику и технологии, выбрать УМК, соответствующий требованиям нового стандарта, использовать возможности материально-технической базы, осуществлять индивидуальный подход, реализовывать здоровьесберегающие технологии, уметь разрабатывать учебные программы, программы внеурочной деятельности, изменить предметное содержание, направив его на поиск обобщенных способов действия в учебных предметах через построение системы научных понятий, что поможет

- уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ;

- уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к задачному принципу построения обучения;

 - перейти на другой тип отношений между участниками образовательного процесса;

- сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников.

   

-19-

   Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить

и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

-20-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале предполагает новые цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Необходимость оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.                                                       

    Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования особенно актуальным становится введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

2.    Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.  Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций.

Системно -  деятельностный подход обусловлива ет изменение общей парадигмы образова ния. Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлени ями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

-21-

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.

  Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

3. Роль педагога в  осуществления системно- деятельностного подхода   велика, т.к  именно учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе .

   В процессе реализации системно- деятельностного подхода в образовании  формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  

   Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения учиться.

   Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

   Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

   Таким образом, очевидна ведущая роль педагога  в реализации системно- деятельностного подхода в образовании .

-22-
СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Закон  Российской  Федерации «Об образовании»; http://mon.gov.ru/

     2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;президент.рф ›  

3. Концепция модернизации российского образования http://www.edu.ru/ 

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской   Федерации на период до 2020 года  ifap.ru ›

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования  под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2011

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010.

8. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.

9. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.- С.9-28.

10. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/

11. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Обновление содержания образования в начальной школе через краеведение

В статье рассказывается о том, как в нашей школе  через краеведение закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для ...

Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...

Технология создания контрольно-измерительных материалов на основе компетентностной модели содержания образования в начальной школе

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования описаны в разделе «Требования к результатам». В тексте ФГОС НОО содержатся прямые указания и на такие ха...

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выдающийся отечественный математик А. Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика &ndash...