Приём списывания как средство формирования орфографического навыка.
статья по теме

Как научить детей правильно и с удовольствием списывать текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_samoobrazovaniyu.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка

Формирование орфографического навыка- система учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил списывания. Формируемое в процессе обучения орфографическое действие состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться видеть орфограммы, научиться решать орфографическую задачу, письмо по памяти. Это, несомненно, самый удобный и быстрый в применении способ, ибо написать слово, вспомнив, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово или справиться о его написании в словаре.

   Для того, чтобы «образ слов» у ребёнка стали действительно «прочными» и чтобы запас этих слов был как можно богаче, «необходимо больше упражнений в правильном письме», и первым и важнейшим из таких упражнений.

    Д.Н.Ушаков называл списывание, т.к. искусство правописания, по его мнению, заключался в первую очередь «в глазу и руке». Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и трудно проверяемых написаний. Многие лингвисты их насчитывают около 60% и лишь систематические упражнения в списывании, организованные особым способом, помогут младшему школьнику самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем.

     Однако не секрет, что особым успехом у учителей начальных классов списывание сегодня не пользуется. Учителя не видят никакой ценности в чётком выполнении каждого этапа этой работы, а несоблюдение некоторых методических требований ведёт к отсутствию определённого результата, что и вызывает недоверие к списыванию. Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Выготский писал: «мы очень часто сначала скажем про себя, а потом пишем: здесь на лицо мысленный черновик». Действительно, любой грамотный человек знает по собственному опыту, что главное- создать этот «мысленный черновик», проговорив его про себя, записать же сформулированную, отточенную, и чётко звучащую в голове мысль уже не предоставляет трудности. Особое место здесь занимает способ «проговаривания».

      Методист П.С.Троцкий предлагает целую систему упражнений и утверждает, что «если слово повторять многократно то движение органов речи останутся в памяти. А чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, чтобы речевой аппарат приобрёл навыки этих движений, необходимо выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причём обучать этому надо детей с 1 класса.

      Из этого можно сделать вывод, что орфографическое проговаривание текста- непременное условие списывания текста. Причём важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это наиважнейшее требование, предъявляемое к списыванию. Если мы проанализируем современную методику П.С.Троцкого, то обнаружим, что здесь выдвигаются несколько иные требования, «если слова разбивать на слоги, то они распадаются и плохо остаются в памяти, слово надо произносить чётко, но слитно.  Другой вопрос,- каков должен быть оптимальный объём речевых единиц, удерживающихся в памяти? На базе способа орфографического чтения, обеспечивающего единство решения смысловой и орфографической задач, образуются оптимальные оперативные единицы, представленные в основном словосочетаниями, т.к. совмещение и смысловой и орфографической ориентации возможно лишь при воспроизведении большого куска языкового материала. При практическом осуществлении рассматривание приёма начинать списывание сразу словосочетаниями или даже целыми предложениями, но они должны быть совсем небольшими. Чтобы ученик «отдавал себе отчёт в том, что списывает» нужно, чтобы он познакомился со списываемым предложением, понял его смысл. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти ученика, надо будет повторить его целиком не глядя в текст. Очень хорошо при списывании использовать самодиктовку вслух. Вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома многим учителям удаётся благодаря такому приёму: учащиеся списывают из любимых книг наиболее понравившиеся места. Совершенно очевидно, что любой ребёнок будет выполнять какое-либо учебное действие с желанием лишь тогда, когда он видит в этом для себя какой-либо жизненный смысл. Можно надеяться, что такой вид списывания войдёт в школьную практику и учителя будут успешно его внедрять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приём списывания как средство формирования орфографического навыка».

В докладе рсскрывается приём списывания как средство формирования орфографического навыка....

Мастер-класс: "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка».

Мастер-класс "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка" пзволяет почувствовать себя и педагогом, и родителем, и учеником, научиться работать с памяткой "Работа над ошибк...

Статья .Приём списывания как средство формирования орфографического навыка.

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка Формирование орфографического навыка- система учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил списывания. ...

Прием списывания, как средство формирования орфографического навыка

Прием списывания как средство формирования орфографического навыка             Говоря о формировании орфографического навы­ка, мы, как прави...

Приём списывания как средство формирования грамотности в 1 классе

Списывать - это база, без неё достичь хороших результатов в будущем будет сложно....

Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников

В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математи...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....