Тренинг детско-родительских отношений
методическая разработка (1 класс) по теме

Чернавцева Людмила Геннадьевна

Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения. 2. Предложить практические советы организации общения с первоклассником. Вопросы для обсуждения: 1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе. 2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. 3. Система взаимоотношений с ребенком в семье. 4. Родительский практикум. Ход занятия. Приветствие «Город моей мечты». Упражнение 1. «Мир чувств». Цель: Обратить внимание участников тренинга на невербальные средства общения. Предоставить каждому из участников возможность изобразить с помощью мимики, жестов, позы, взгляда то или иное чувство, а также попытаться распознать и назвать те чувства, которые продемонстрируют им партнеры по тренингу. Инструкция: Каждый участник группы задумывает какое-нибудь чувство (радость, гнев, удивление и т.п.) (можно написать на листочках те или иные чувства и предложить изобразить) и изображает его. В этой позиции человек «застывает» до тех пор, пока остальные не назовут то чувство, которое было задумано. Упражнение 2. «За стеклом». Цель: тренировка невербального общения. Работа в парах. Необходимо представить, что между партнерами стекло, и они не слышат друг друга. Необходимо договориться о встрече без слов, точно обозначая время и место. После проведения упражнения, убедиться верно ли партнеры поняли друг друга. 1. Обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок. 2. Родительский практикум-игра «Корзина чувств». Уважаемые родители! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его». Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания. 3. Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации ребенка к школе» Ознакомление родителей с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья. 4. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе» Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка. 5. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни. Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила. 1. Групповая дискуссия «Как я люблю своего ребенка?» Какими бы вы ни были родители, вы всегда утвердительно ответите на вопрос: «Любите ли вы своего ребёнка?» А как мы любим и, тем более умеем ли мы любить, - над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви. Мы постараемся подтвердить или опровергнуть высказывания ученого - педагога С. Соловейчика: «Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю». - В чем проявляется ваша любовь к ребенку? - Сколько времени вы уделяете своему ребенку? - Могли бы вы отложить все свои дела (домашние, просмотр телевизионных передач) для того, чтобы обсудить с ребенком интересующие его, именно сейчас, вопросы? - Если нет, то, как вы отказываете в просьбе? - Всегда ли нужно откладывать все свои дела, чтобы пообщаться с ребенком? - Можете ли вы поставить себя на место ребенка? Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребёнком. Нисколько не сомневаюсь в том, что вы все набрали большее количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чём ваши удачи в воспитании своего ребёнка, где вы ошибаетесь. Почему – самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Ещё чуть – чуть - и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой – нибудь трещины в отношениях с ребёнком, которая со временем разрастётся в огромный овраг? В результате подвести итоги о существующих нарушениях процесса воспитания в семье ( гипо- и гиперпротекция, эмоциональное отвержение) Речь идет о том, в какой мере деятельности родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. 6. Педагогические ситуации: - Чем больше я заставляю ребенка писать, тем хуже он пишет. Почему? - Вечером не могу уложить ребенка в постель, а утром он просыпается с плохим настроением и соответственно приходит в школу «не в духе». Что делать? - Мой ребенок часто забывает положить в портфель то карандаш, то учебник. Сколько его не ругаю – не помогает. Что делать? Обсуждение. Родители делятся своим опытом. 7. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. 2. Если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса. 3. Через каждые 10-15 минут занятий ребенку необходимо прерываться и получить физическую разрядку. 4. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой. 5. Не требyйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете. 6. Не вымещаете на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 7. Не унижайте! 8. Умейте любить чужого ребенка, никогда не делайте чyжомy pебенкy то, что не хотели бы, чтобы дpyгие делали вашему. 9. Любите своего ребенка любым: талантливым и не очень, удачливым и невезучим. Спрашивайте ребенка каждый день о школе: "что понравилось, чему научился, с кем играл?" (вместо: "Что полyчил? Тебя pyгали?") 10. Хвалите pебенка, но за дело: "У тебя замечательно полyчилось..., ты аккypатно написал..., ты вовpемя…, замечательно, что... Чтобы ребенок знал, как быть хорошим. (Вместо односложных: Молодец! Умница!) Говоpите чаще pебенкy, что Вы его любите. И когда он хоpошо себя ведет и когда плохо. Только после этого можете наказывать. ( Я тебя очень люблю, но ты сегодня (ведешь себя плохо, мешаешь мне, pазбил, pазлил, кpичишь и т.д., поэтомy бyдешь наказан). 8. Подведение итогов. 9. Минута благодарности за активное участие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительская поддержка в период адаптации

Слайд 2

2+2=4 Запреты в детстве - запрещали ли вам что-нибудь? - В какой форме? - Что Вы при этом чувствовали?

Слайд 3

А Вы, что сейчас запрещаете детям? - Отличается ли ваша воспитательная стратегия от родительской?

Слайд 4

Влияние запретов приведет к: Не бери руками – это плохо Не беги, а то упадешь Не слушай, что «тети» говорят Не повторяй глупости Не думай об этом

Слайд 6

Чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо дать ему эту возможность.

Слайд 7

СВОД ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно. 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много. 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными. 5. Запреты и требования должны разъясняться 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном

Слайд 9

Поддерживать ребенка – это значит верить в него. Для того, чтобы показать веру в ребенка нужно иметь мужество и желание:

Слайд 10

- Забыть о прошлых неудачах; - Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; - Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. \

Слайд 11

Поддерживать можно посредством: Отдельных слов Высказываний

Слайд 12

Прикосновений

Слайд 13

Выражением лица (улыбка, подмигивание, кивок)

Слайд 14

Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом, играть с ним, слушать его)

Слайд 15

Вы на свете счастливей всех, Берегите ж, пожалуйста, детство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детско-родительский тренинг

Детско-родительский тренинг помогает установить  телесные контакты  родителей с ребёнком и формирует чувство любви....

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...

Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков

Цель урока: Создать условия для конструктивного общения родителей и детей по вопросам вариантов профессионального самоопределения подростка в современном обществе. ...

Краткосрочный тренинг по гармонизации детско-родительских отношений

Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят моде...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....

Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».

Тренинг эффективных детско-родительских отношений  «Семейные традиции». Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей.    ...

Социально-психологический тренинг гармонизации детско-родительских отношений в семьях младших школьников «Счастливы вместе»

По мнению А.А. Осиповой, одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга . Социально-психологический тренинг трактуется...