Родительское собрание по теме "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе или зачем нужны логопедические занятия"
консультация

Яхина Регина Рафаиловна

Представлен план - конспект родительского собрания, в ходе которого логопед знакомит родителей с возможными трудностями при обучении письму и чтению, определяет перспективы совместной работы учителя и родителей, даём рекомендации по организации выполнения заданий логопеда дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект родительского собрания по теме:

«Трудности обучения письму и чтению в начальной школе или зачем нужны логопедические занятия»

Дата проведения собрания – начало учебного года.

Цели и задачи:

  • ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению;
  • дать характеристику основным трудностями при обучении письму;
  • дать характеристику основными проблемами при формировании навыка чтения;
  • определить перспективы совместной работы учителя и родителей в данном направлении;
  • оказать первичную практическую помощь родителям в виде словесных рекомендаций, памяток;
  • повысить педагогическую культуру родителей.

Вопросы для обсуждения:

1. Логопедическая помощь в школе.

2. Виды трудностей в процессе обучения.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

Ход собрания:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые родители.  Спасибо, что вы нашли время, чтобы посетить родительское собрание. Меня зовут Регина Рафаиловна, я работаю в школе учителем – логопедом, в разной форме – групповой или индивидуальной буду заниматься с детьми.

В переводе с греческого логопедия означает «воспитание правильной речи», как известно, речь бывает устная и письменная, поэтому логопед – это учитель, который помогает детям научиться правильно говорить и писать без специальных ошибок.

Дети, с которыми я буду заниматься, отобраны в результате комплексного обследования, где были обследованы такие компоненты речи, как звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь, письмо и чтение.

Данное обследование проводилось с целью выявления фонематических и лексико – грамматических нарушений речи, что впоследствии повлияет на усвоение ребенком процесса письма и чтения, или уже повлияло. Данные нарушения НЕ ВСЕГДА сопровождаются нарушениями звукопроизношения, поэтому вы могли их не замечать.

Фонематическое нарушение – это неспособность ребенка различать звуки на слух, особенно сходных акустически, эти звуки вы можете увидеть на экране. Такие дети испытывают большие трудности при записи этих звуков на слух - это можно сравнить с тем, как если бы нам предложили записать неизвестное иностранное слово на слух, мы бы очень долго прислушивались, переспрашивали. Так и детям сложно различить отдельные звуки в составе слова, что требуется при записи на письме. Их специально нужно тренировать в способности различать звуки на слух, чем мы собственно займемся на занятиях.

В бытовой речи грамматические ошибки бывают также не столь заметны, как при специальном обследовании. У наших детей это нарушение согласования слов, неправильные формы числа, падежа, ошибки в употреблении предлогов.

Словарь у большинства детей находится в пределах бытовой тематики, но для того, чтобы ученик лучше понимал учителя на уроках и тексты в учебниках, необходимо его дополнительно развивать.

Все эти нарушения влияют на усвоение письменной речи, к каким ошибкам это может привести, вы можете увидеть на экране.

(примеры…….)

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контоминация - в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы, заключается в следующем:

- Помощь не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком. Этому поможет соблюдение следующих правил:

•Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.

•Работать необходимо регулярно и ежедневно, не рекомендуется по воскресеньям и на каникулах.

•Начинать занятия следует с 10 - 15 минут.

•Начинать занятия с игровых упражнений.

•Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.

•В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.

•Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.

•Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

Родительское собрание на тему : "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе".

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловн...

План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...

Тема родительского собрания: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе". 2 класс

Работа представлена в виде конспекта с разработанными рекомендациями для родителей по оказанию помощи детям со школьными трудностями....

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению к первому году обучения в школе; предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности....

Родительское собрание (1 класс)Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.

В рамках родительского собрания рассматриваются основные трудности обучения детей письму и чтению в начальной школе. Определяются основные причины. Подробно рассматривается работа в данном направлении...