СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ОДАРЁННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Худобина Елена Викторовна

Проблема обучения и воспитания одарённых детей приобрела особое значение. Она напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. В статье говорится о том, как помочь одарённому ребенку, как развивать его способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ОДАРЁННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        Проблема обучения и воспитания одарённых детей приобрела особое значение. Она напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

        Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Таким детям трудно коммуницировать, особенно в среде сверстников, а педагоги, родители зачастую не в состоянии правильно воспринять специфику их развития, поэтому важно развивать у одарённых детей социальную креативность. Она даст возможность успешно адаптироваться в среде сверстников, а процесс её развития поставит родителей и педагогов перед необходимостью обратить особое внимание на эту категорию школьников.

        Под социальной креативностью мы понимаем способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные, творческие решения различных ситуаций. Основой для целенаправленного развития данной способности является система свойств. Составляющих творческий и коммуникативный потенциалы личности. Под творческим потенциалом мы понимаем систему свойств личности (мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых), создающую возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать нестандартно. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств и способностей, обеспечивающих участие личности в общении и взаимодействии с другими людьми.

Работа с детьми, обладающими повышенным уровнем умственного развития, - дело не простое, проблематичное. Ведь одна из самых серьёзных проблем – одаренный ребенок и общество. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Как преодолеть эти проблемы, как помочь одарённому ребенку, как развивать его способности?

«Гений падает с неба, - считал Дидро, - и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». Каждый учитель, понимает, что условия этого дворца должны быть соответствующими для того, кто в него «попал». А это значит, что преподаватель должен иметь высокий уровень интеллектуального, профессионального мастерства, быть готовым к пересмотру своих взглядов, постоянному самосовершенствованию, вместе с тем, оставаясь чутким, доброжелательным, внимательным.

Одарённого ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одарённого. Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом.

        За последние годы словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но при этом мы подчас забываем о том, что в педагогике и психологии, как, впрочем, и в медицине, не существует единой панацеи на все случаи жизни.

Прежде всего, мы думаем, надо разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способны организовать мы – психологи и педагоги. Действительно, какой педагог или психолог не мечтает о том, чтобы его ученики добились успеха, чтобы превзошли своих учителей.

С одарёнными детьми, умеющими творчески, нестандартно мыслить, нам по гимназическому статусу положено работать. Поэтому педагогическому составу гимназии дополнительно выделены недельные часы для организации работы творческих групп, работы по самообразованию гимназистов. Наша задача создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого ребенка. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Педагог должен помочь ученику не обрести признание, а найти область деятельности, в которой он смог бы себя проявить. В этой связи успех можно рассматривать как обязательное условие и как норму полноценной повседневной жизни человека. Необязательно все должны быть отличниками. Нельзя забывать о том, что каждый ребенок индивидуален, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого.

Одной из главных задач педагога гимназии ,на наш взгляд, необходимость увидеть и развить способности детей. Ведь известно, что, находясь в ситуации успеха, ребенок переживает ряд позитивных эмоций. Безусловно, переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

На первый взгляд кажется, что достаточно учителю пару раз дать ученику возможность испытать успех, как сам собой будет обеспечен высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности. Но такое отношение чревато противоположным результатом: постоянная успешность может сформировать не столько активное, сколько привычное и , возможно, индифферентное отношение к учению. Кроме того, постоянное ожидание лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств учащегося: он уклоняется от преодоления трудностей, теряется в сложных учебных и жизненных ситуациях, в его поведении начинает преобладать мотив «избегания неудач».

Опытные педагоги предупреждают о возможных негативных состояниях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует  релаксация. Если в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешной, чем предыдущая. В-третьих, переживание успеха может быть омрачено, если результат, важный и значимый для самого ученика, не будет адекватно оценен другими людьми. И, наконец, эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.

Ситуация успеха сознательно может быть создана учителем, и ее структура должна включать в себя следующие компоненты:

1.Установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика на решение учебной задачи);

2.Обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения);

3.Сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Существует ли таинственная формула успеха и доступна ли она каждому из нас?

ФОРМУЛА УСПЕХА

1.Здравый смысл. Способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел, а для этого нужно отбросить все посторонние мысли и сразу смотреть в корень того или иного события.

2.Знание своего дела. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот.

3.Уверенность в собственных силах. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.

4.Способность доводить дело до конца.

Если внимательно проанализировать эти черты характера, то можно заметить, что все они приобретённые, сформированные. Основы их закладываются в детстве и юности. Вот почему велика наша ответственность за становление и развитие личности молодого поколения. Ведь именно от нас зависит формирование личностных качеств с позитивной мотивационной направленностью, с высоким уровнем потребностей в достижении успеха, с умением общаться, понимать других и не изменять себе. Будем надеяться, что мы: педагогический состав гимназии, родители и ученики – понимаем друг друга. И наши совместные усилия будут плодотворны и, несомненно, помогут выпускникам добиться успеха в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию социальной компетентности у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье прдставлен тематический план и описание  средств технологии, с помощью которых  формировали и развивали социальную компетентность у младших школьников с нарушением интеллекта. Доказ...

Статья "«Формирование социальной компентентности у младших школьников через развитие экологической культуры личности»

Статья "Формирование экологической компетентности младших  школьников через развитие экологической культуры личности"....

Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...

Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.

Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников

Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и...