Результативность шахматно - задачной технологии И.Г.Сухина
статья

Акишина Валентина Васильевна

Все мы знаем, что в школе важна не только успеваемость и знание определённых предметов,  и поэтому  стремимся дать  детям  как можно больше. Хотим, чтобы они  уверенно чувствовали себя  в любой ситуации и принимали решения самостоятельно. Есть ли для этого универсальная технология - такая,  чтобы позволила развить у  детей  необходимые способности и навыки…  

     Как помочь ребёнку всё успевать,  действовать  рационально    и  не уставать? Как научить его учиться с радостью, чтобы легко справляться со школьной программой?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_iro_2018.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Результативность шахматно - задачной технологии  И.Г.Сухина

Валентина Акишина

  учитель шахмат МБОУ гимназии

 им. А.И. Яковлева г. Урай

apiuray-200@yandex.ru

        Все мы знаем, что в школе важна не только успеваемость и знание определённых предметов,  и поэтому  стремимся дать  детям  как можно больше. Хотим, чтобы они  уверенно чувствовали себя  в любой ситуации и принимали решения самостоятельно. Есть ли для этого универсальная технология - такая,  чтобы позволила развить у  детей  необходимые способности и навыки… 

     Как помочь ребёнку всё успевать,  действовать  рационально    и  не уставать? Как научить его учиться с радостью, чтобы легко справляться со школьной программой?  

      Это легко и возможно, нужна только шахматно - задачная технология   профессора И.Г.Сухина для  формирования  у детей  уникальной способности  действовать «в уме». Ребёнок сможет, благодаря этому, программировать результат и алгоритм решения любой задачи: мысленно разложит на составляющие и выберет самый  лучший вариант достижения цели.  Станет более четко выражать свои  мысли.  Привыкнет  взвешенно  принимать решения и  достигать  конкретной цели. Разовьёт   память  и внимание. Получит  базовые навыки шахматной игры.  Когда дети  обучаются шахматам, они начинают структурировать   знания, учатся  мышлению и  построению  логических цепочек. Эти навыки позволяют в будущем также четко структурировать школьные дисциплины, искать и понимать суть вместо  бездумного   зазубивания   материала. Эти универсальные навыки – то, что необходимо человеку каждый день в  современном мире «информационных цунами».  

   Вот уже 10 лет шахматно - задачная технология профессора И.Г.Сухина раскрывает в моих учениках уникальную способность действовать "в уме",  оптимального  развития которой достигает   лишь  5% населения планеты  (этот навык формируется у ребенка в период от 4 до 12 лет).  И однозначно могу сказать, что хороших результатов при 100% реализации программы достигают все дети, - даже те, кому «не дано».  Как учитель шахмат гимназии и старший преподаватель АУ «Института развития образования ХМАО - Югры», я обучила более 1700 детей и 500 педагогов по федеральному курсу И.Г.Сухина “Шахматы - школе”.  Мои доклады  опубликованы в сборниках  всероссийских и международных конференций  по шахматному образованию, где делюсь опытом работы.  

     Очень   важно, чтобы учиться ребёнку было  увлекательно и интересно. Только тогда мы получим реальную отдачу.  По   программе И.Г.Сухина дети учатся, играя, при полном отсутствии страха поражения, ведь ребенок соревнуется не с противником, а с самим собой – вчерашним. Игорь Георгиевич Сухин покорил мудростью и глубиной познания детской души. Разработке федерального курса «Шахматы – школе» автор посвятил  20 лет жизни. В отличие от других методик,  курс создан на глубокой научной основе. Учтены все психолого-педагогические требования. Здесь объединяются воедино математика, логика, русский язык, литература  на пересечении с  шахматами. Так ребёнок познаёт мир целостно и становиться универсально образованным человеком. В курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» входят:
- Шахматные сказки: ребенок сопереживает героям  сказок  и помогают   им решать шахматные задания,
- Шахматно-литературные загадки с известными литературными героями,
- Шахматно-математические задачи: ребенок осознает ценность и силу фигур на простых арифметических расчетах,
- Шахматно-геометрические задачи: тренируется пространственное мышление через ориентацию на плоскости шахматной доски и траекторию ходов шахматных фигур,
- Шахматно-логические задачи: тренируется логика на каждом занятии через занимательные шахматные игры,
- Шахматно-языковые задачи: весёлые задания со словами и буквами,
-  Занимательные головоломки различных жанров включают одновременно оба полушария головного мозга, объединяющие  логику  с творчеством.  

    Курс интересен и легко усваивается как мальчиками, так и  девочками,   как логиками, так  и мечтателями.  

 Дети мыслят образами, и очень любят сказки. Я стараюсь сложные темы перекладывать на язык образных сказок. Поделюсь одним примером – как легко и доступно донести детям правило взятия на проходе.  Выставляю на демонстрационной доске чёрную пешку на поле Н7, белую – на G2 и рассказываю свою сказку. Шёл солдат (белая пешка идёт на G4), шёл (делает ход дальше – на  G5).  Видит, а на той стороне оврага противник притаился (показываю чёрную пешку на Н7) – остановился.  Чёрный солдатик тоже нашего заметил, и думает: «Как же мне пойти? Если шагну сюда (черная пешка идёт на Н6), то меня собьют (демонстрирую на доске взятие белой пешкой). Нет, так не пойдёт (чёрная пешка возвращается на Н7). А если я перепрыгну через овраг – меня, может, и не заметят (ход черной пешки Н7 – Н5)».  А наш – то солдатик (белая пешка) зоркий был, - увидел он противника и выстрелил, пока тот перелетал через окоп (демонстрирую взятие – «ранение» белой пешкой c G5 на Н6 (черную пешку держу над полем Н6 – она «в прыжке через окоп» и её «ранили» белой пешкой прямо в полёте). Белая пешка стала на Н6, черная – на Н5.  Допрыгнул чёрный солдатик до другой стороны окопа  уже раненый, и воевать – то он уже не может.  Увезли его в госпиталь – лечиться (черная пешка Н5 снимается с доски). А наш солдатик (белая пешка) завоевал окоп. Затем я подхожу к каждому ученику и проверяю, как он сам делает взятие на проходе на своей игральной доске. Практически все дети  после такого объяснения выполняют взятие на проходе верно.

 У каждого педагога с опытом появляются свои наработки, которыми мы с радостью делимся.  Моим ученикам очень нравиться околошахматная игра «Лисичка и курочки». Её придумал педагог – шахматист из г. Урай А.А.Ратушный. Игра длиться 3 - 5 минут.  С радостью в неё играют и дошкольники, и младшие школьники.    Правила очень простые. В начальной расстановке  Лисичка (чёрная ладья) стоит на А8, а Курочки (8 белых пешек) – на второй горизонтали. Курочки начинают игру. Хотят они, как шахматные пешки – на одно поле вперёд по вертикали (длинным ходом пешки, н-р а2 –а4, курочка ходить не может). Выигрывают курочки двумя  способами: если хотя бы одна из них дойдёт до 8-й горизонтали, там её уже Лиса съесть не может – курочки победили. Второй вариант выигрыша: если Лиса встанет нечаянно очень близко (под бой пешке – курочке), то курочка может её «клюнуть» - сбить по диагонали – так, как шахматная пешка. Лисичка выигрывает, если всех курочек «съест» (собъет все пешки по правилам взятия шахматной ладьи).  В эту игру дети уже играют во время изучения темы «Ладья: ход, взятие».

       Методику И.Г.Сухина я опробовала вначале на своём 3-х летнем сыне. Для меня было удивительным, как легко и  с интересом он включался в действо и  быстро решал непростые задачки. Я поняла, что эти навыки нужны будут сыну в каждой сфере его жизни. У него формировалась способность действовать «в уме»... Результатом наших занятий по этой методике стала победа Захара в детском саду на шашечном турнире, хотя дома в шашки мы играли всего несколько раз. А ещё у него появилась осознанность в выборе своих действий. Пока он не разберётся в смыслах действа, он ничего делать не будет. Главный его вопрос: «Кому это надо и для чего?».

      За 10 лет я апробировала шахматный курс И.Г.Сухина в самых разных  образовательных  учреждениях: школы, детсад, Центр дополнительного образования детей.  Делаю очевидный вывод: наилучший результат программа дала в частной школе (ЧОУ «Успех», г.Урай). Здесь были созданы практически идеальные условия для того, чтобы у детей системно формировалась способность действовать в «уме»:

1) Максимальная заинтересованность родителей в результате интеллектуального развития детей: выполнение всех рекомендаций педагога и постоянная обратная связь, отыгрывание дома с ребёнком заданий на шахматной доске;

2) Занятия шли 2 раза в неделю без пропусков;

3) Дети выполняли домашние задания в рабочих тетрадях под контролем родителей;

4) В группе занималось 5– 8 детей;

5) Дети прошли весь четырехлетний курс И.Г. Сухина и выдали самый высокий результат из всех моих учеников.

      Хочу поделиться интересным примером из опыта работы в частной школе.         

       Полина Г. (6 лет)  за первый год обучения не смогла  научиться решать простейшие для ее возраста шахматные задачки. Очень слабые показатели у неё были по математике в детсаду.  Она не могла ориентироваться  на плоскости шахматной доски: чернопольный слон начинал  двигаться по черной диагонали и съезжал на белую, конь не мог найти свою траекторию прыжка буквой «Г»… Первый год обучения не дал видимых результатов, и было  принято решение с согласия родителей – оставить девочку на повторное прохождение программы 1-го года.    И уже  спустя два месяца повторного прохождения программы  у Ирины  появилась осознанность в решении шахматных задач, ушел автоматизм, активировалась способность действовать “в уме”, начались победы в шахматных партиях со сверстниками. А к концу   учебного года она заняла на соревнованиях среди  учеников частной школы 2-е место.  Впоследствии - самостоятельное обучение в школе и твердая «4» за год по математике.

Задумывались ли Вы о том, что, если бы можно было вернуть время вспять, то   начать  всё  лучше  было бы по-другому... Сделать  другой выбор, поехать   в другую сторону, отменить   встречу, согласиться на сделку...

Вы могли бы поступить иначе, но на тот момент не хватало времени, ресурсов, настроения, желания, энергии и т.д., перечислять можно до бесконечности. Но на самом деле, в тот важный момент, который мог бы изменить Вашу жизнь к лучшему, Вам не хватило привычки к выстраиванию стратегии своих действий и умения принимать решения на основе тактики и интуиции. Но ведь Вам никто об этом не рассказывал, и  Вы действовали в какой-то мере неосознанно, в силу своих знаний и возможностей.

Сейчас Вы всё это осознаете, и можете дать возможность   детям  получить  навык принятия  в своей жизни как можно большего количества  правильных решений!

Научить детей  через 100% положительную мотивацию  образному и логическому мышлению, выстраиванию стратегии и тактики своих действий, умению принимать рациональные  решения и отвечать за них, добиваться цели  можно с помощью шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина!!!

Цель курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» - формирование   СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ». Этот навык  формируется  в сензитивный период: от 4 до 12 лет (сензитивный период – это наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств и видов поведения). Наиболее интенсивно СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ» развивается в младшем возрасте.     Ключевым фактором РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ» выступает наряду с   сензитивным возрастом (4-12 лет) и  важность непрерывного, качественного прохождения ребенка через всю систему обучения.
   Курс  - системный, так как:
1)  В его основе  лежит  система занимательных дидактических шахматных заданий и дидактических игр;
2)  Курс пронизан межпредметными связями и представляет собой своеобразный квадрат  с вершинами:  математика, логика, чтение, язык,   на пересечении диагоналей которого находятся шахматы;
3) Задачи курса образуют систему в виде постепенно расширяющейся спирали - воронки.

Федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе»  основан на здоровьесберегающей   шахматно-задачной технологии, он испытан временем, вырастил уже тысячи тысяч осознанных успешных   людей.  И,  конечно же, -  это великолепная база для тех, кто пожелает дальше совершенствоваться  в  шахматах!

 Родители озабочены будущим  своих детей  и уделяют  их интеллектуальному воспитанию  особое внимание.  Многие интуитивно делают это с помощью древней и мудрой игры.

Традиционно отец сажает ребёнка за шахматную доску и… О горе побежденному новичку…  А ведь ребёнок - то играл, чтобы ВЫИГРАТЬ!!!  И дети теряют интерес к такому занятию. Проигравшим себя чувствовать никому не хочется… Современные дети намного ранимее своих предшественников, тяжелее переживают неудачу. Поэтому, если преподавать шахматы по спортивной   традиционной методике, можно даже нанести вред психическому здоровью ребёнка.

Что же получают дети, обучаясь по прорамме И.Г.Сухина «Шахматы – детям»:  

  • Повышение  успеваемости  в школе по всем предметам,
  • Развитие  самообладания, концентрации  внимания, памяти, способности  к самообразованию, адекватной самооценке, самоанализу,
  • Прохождение курса усилит влияние на развитие внутренней и внешней речи ребенка, комбинаторное и логическое мышление, жизненную активность, познавательные потребности,
  • Дети приобретут навык нейтрального отношения к ошибкам - как   неизбежному шагу к новому результату,
  • У детей сформируются способности: действовать «в уме», просчёта на нескольких ходов вперед, выбора во всех сферах жизни лучшего варианта из возможных!  

Курс даёт   ребёнку новые возможности проявления  внутреннего потенциала.

      Приведу яркий пример того, как с помощью шахматно – задачной технологии раскрываются дети некоммуникативного типа. В  МБОУ ДОД “Центр дополнительного образования детей”  обучался у меня в  объединении «Юный шахматист» Андрей И.  У него отсутствовали  устные  ответы  на уроках в школе (практически ничего не говорил, оценки получал только за письменнные работы). Способности к шахматам у него вначале не проявлялись.  Андрей И. посещал  все  занятия без пропусков (3 урока в неделю), выполнял  все домашние задания  (со средней успеваемостью).  После 9 месяцев обучения он на городском турнире   школьников (г.Урай, начальные классы) занял  33-е (последнее) место.

    Осенью второго года обучения Андрей И. на городском шахматном турнире   среди школьников «Осенние каникулы» (г.Урай,  2015г.)   занял  3-е место.  Я стала присматриваться к его игре на занятиях. У него действительно  начала прослеживаться  четкая логика во всех ходах, в отличие от прошлогоднего шлепанья по доске.  Включилась интуиция, азарт игры и радость от успешных ходов. Он стал наравне играть с сильными учениками, старше его на 2 – 3 года, и вскоре ему был присвоен 3-й юношеский разряд по шахматам. Я включила Андрея И. в сборную команду юных шахматистов для участия в соревнованиях среди школьников до 10 лет (г.Сургут, 2016г.). И он показал там лучший результат по сборной команде г.Урая  среди мальчиков: 4 победы из 9. А потом Андрей И. стал  постоянным победителем городских   шахматных турниров   среди  мальчиков – учащихся  начальной школы.  Но самый интересный   эффект занятий шахматами  - это решение проблем с устной речью (он стал отвечать на уроках и общаться со сверстниками). Интересную историю рассказала его школьная учительница: поставила она парту в конце класса для игры в шахматы. Андрей И. там каждую перемену с таким же заядлым игроком сражался. Однажды, войдя в кураж игры, он стал громко объяснять правила, которые соперник нарушил. И вот, во 2-м классе, впервые  учительница услышала,  как Андрей может внятно и громко говорить. С тех пор он стал отвечать на уроках.

     Курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» даёт базу  шахматной игры и выявляет  детей – спортсменов. Таких ребят в классе бывает 10 -15%.  Они дальше продолжают обучение в спортивных клубах. Так команда шахматистов МБОУ гимназии им.А.И.Яковлева (г.Урай) уже несколько раз становилась призёром  окружных  интернет - соревнований по шахматам. В гимназии я веду шахматы на параллелях 1 - 8 классов по  программе И.Г.Сухина «Шахматы – детям».  Каждый  класс делиться на 2 подгруппы. Первая подгруппа занимается у меня на шахматах, а у  второй  части класса  предмет внеурочной деятельности ведёт другой педагог. На следующей неделе подгруппы меняются: ко мне идёт вторая, а первая уходит к другому педагогу. Таким образом,  реализуется программа на 17 час/год.  Соответственно, оригинальную программу первого года обучения я выдаю в сокращённом варианте, но мы проходим все темы, которые предлагает И.Г.Сухин. А на втором году обучения   уже закрепляем программу 1 - го года. Такой вариант проведения шахматных занятий (колличество часов в учебном году и  численность детей на занятии) гораздо эффективнее, чем заниматься со всем классом наполняемостью до 30 человек.  Ведь шахматы пришли в школы из дополнительного образования, а там нормативы наполняемости групп:   12 -15 человек. На сегодняшний день нет регламентирующих документов по колличеству учеников на шахматных занятиях в школе. В большинстве школ г.Урая шахматы ведуться с полным классом.  По отзывам педагогов – продуктивность таких занятий в разы ниже, чем с группой детей численностью 12 -15 человек.  Вопрос этот решается пока на уровне директора школы, исходя из реальных возможностей. Во многих учебных заведениях остро стоит вопрос с помещением для шахматных занятий. Гимназия города Урай размещается в ультрасовременном здании с достаточным колличеством площадей: класс шахмат у нас такой (Приложение №1, фото). За партой сидит один ученик, у него есть учебник И.Г.Сухина из УМК «Шахматы – школе» соответствующего года обучения, а на второй половине парты - шахматная доска с расставленными в начальное положение фигурами. Это очень  экономит время на расстановке и поисках недостающего материала, когда в конце каждого занятия все фигуры зинимают свои места: полные комплекты в начальном положении и готовы к следующему уроку.  Ещё удобно работать с двумя демонстрационными досками (см.   фото Приложение №1). На одной доске всегда расставлена начальная позиция. А когда идёт объяснение нового материала на другой доске,  то сразу с первой доски беруться нужные фигуры (ведь мы уже точно   видим, где какая  фигура находиться в начальной позиции – так экономиться время на поисках нужных фигур). Ещё один плюс двух демонстрационных досок в том, что  появляется возможность расстановки сразу двух позиций перед каждым уроком на одной и второй доске, что тоже экономит время.

     Ещё один яркий пример того, что программа И.Г.Сухина, как лакмусовая бумажка, выявляет будущих спортсменов – шахматистов. 

       Катя С. показала способности к спортивным шахматам  с первых занятий - тогда я в гимназии по совместительству вела шахматы в рамках внеурочной деятельности. Пригласила её на свои занятия в объединение «Юный шахматист»  Центра  дополнительного образования детей.   С 3-го класса она стала ходить ко мне на кружок шахмат в ЦДОД. У  Кати С. была начальная шахматная база.  По рассказам её педагога – она проявляла явные способности ещё в детском саду.  Но поскольку педагог на этом не акцентировал внимание родителей, то в сторону развития шахмат девочки они не смотрели. Катя С. выполняла все домашние задания с отличной успеваемостью. В школе она -  отличница, участница различных  школьных олимпиад. Посещала все занятия без пропусков (3 урока в неделю). А через 6 месяцев она вошла в состав сборной команды шахматистов г.Урая до 10 лет - и участвовала в окружных шахматных соревнованиях в г. Сургуте (2016г.), где показала лучший результат по команде: 4,5 очка в 9-ти  турах.  Я рекомендовала родителям найти возможность для Кати - заниматься спортивными шахматами с профессионалом. И это в скорости привело к достойным результатам в спортивных шахматах.

   Катя С.  стала тренироваться с профессиональным тренером по спортивным шахматам (2 раза в неделю). В сентябре 2017 г. участвовала в   “Первенстве ХМАО-Югры по шахматам”, где завоевала    серебрянную  и две бронзовых медали.  Кате присвоен  3-й   разряд  по шахматам. И вот уже 2,5 года  у неё - “пальма первенства” во всех   шахматных турнирах среди школьников в родном городе Урае.  Катя - капитан сборной команды шахматистов МБОУ гимназии им.А.И.Яковлева “Урай - chess”.

    Очень важно рассмотреть талант ребенка в раннем возрасте и поддержать его желание развиваться в шахматах.

     По заказу АУ  ДПО «Институт развития образования ХМАО – Югры»  мною   разработан  комплект методического обеспечения деятельности сетевого сообщества (клуба) по учебным предметам и предметным областям направления «Шахматы» на сетевом сообществе образования Югры «Школлеги»: http://shkollegi.ru/clubs/8419/posts/8822/  Здесь есть большое колличество материалов для практической работы начинающим педагогам – шахматистам по курсу И.Г.Сухина «Шахматы – школе».

      Материалы моей работы    (три ссылки на интернет – ресурсы) вошли в «Методическую копилку в помощь педагогам, преподающим шахматы»1, рекомендованную Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО – Югры: опубликовано на сайте шахматного всеобуча «Шахматы от 0 до 15 или как учиться на одни пятёрки» http://chess555.narod.ru/index.htm.

   

      А так же много полезного материала для педагогов и родителей  размещено в группе ВК моей  онлайн – школы  «Шахматы – детям: мыслить и побеждать» https://vk.com/chesswinners

      «Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая трудная задача ученика. Все неприятности в школе, все нежелание учиться, все плохие отметки — все происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо»2.  Эти слова Cимона Соловейчика точно определяют непростую задачу работы шахматного педагога. Больших успехов на этой стезе достигают только те учителя, которые любят детей и своё дело. Такие люди, к счастью, в России есть!

Литература и интернет – ресурсы

1. «Методическая копилка в помощь педагогам, преподающим шахматы», рекомендованная  департаментом образования и молодёжной политики ХМАО – Югры. Материалы работы В.В.Акишиной (три ссылки на интернет – ресурсы) вошли в (опубликовано на сайте шахматного всеобуча «Шахматы от 0 до 15 или как учиться на одни пятёрки» http://chess555.narod.ru/index.htm).

2.https://ok.ru/obrazovaniye/topic/67013916513565  Группа «Воспитание и образование»

3. Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.

4. Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.

 5. Акишина В.В. Федеральный курс "Шахматы - школе" в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности // "Международная научно-практическая конференция “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития”, 02 июня 2015 г.: материалы секции “Интеллектуал Зауралья” (шахматный всеобуч)" / ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”/(редкол.:  А.В.Шатных  к.п.н., доцент. И.Г.Сухин  к.п.н. Н.С.Лапханова к.п.н., доцент. В.А.  Воробьева) – Курган, 2015. – 156 с.

6. Акишина В.В. Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры»: сборник / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» ; ред. коллегия: А. Г. Пачина, О. Г. Ярлыкова, Е. У. Акбаш, В. В. Семёнова. – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017. – 78 с.

 

 

      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность использования тестовых технологий по итогам аттестации обучающихся начальной школы

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой....

Осуществление диагностики и отслеживание результативности использования современных образовательных технологий

Осуществление диагностики и отслеживание результативности использования современных образовательных технологий....

Формирование УУД младшего школьника средствами проектно-задачной технологии

Формирование универсальных учебных действий возможно через метапредметный подход - решения проектных задач школьниками....

Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы

Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)

Программа «Шахматы» является  адаптированной,  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И...

"Проектно-задачная технология как средство формирования УУД на уроках изобразительного искусства"

- развитие сотрудничества детей,- стимулирование способностей к переносу известных способов, действий в новую модельную реальность,-самостоятельность при формулировке частных задач, позволяющих решить...

Как помочь ребёнку всё успевать с помощью шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина

Как помочь ребёнку всё успевать, действовать рационально и не уставать? Как научить его учиться с радостью, чтобы легко справляться со школьной программой? Есть ли для этого универсальная технол...