Мастер класс "Звуко-буквенный анализ слова"
методическая разработка (1 класс) по теме

Михалева Александра Сергеевна

Данный мастер-класс используется для родителей будущих первоклассников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Звуковой анализ слова

Слайд 2

Цветовые обозначения звуков - обозначают согласные мягкие звуки - обозначают гласные звуки - обозначают согласные твёрдые звуки

Слайд 3

Схема звукового анализа слова «КОТ»

Слайд 4

Схема звукового анализа слова «Лебедь»

Слайд 5

Схема звукового анализа слова «Улитка»

Слайд 6

Схема звукового анализа слова «Стул»

Слайд 7

Схема звукового анализа слова «Юла» 30.5.16

Слайд 8

Схема звукового анализа слова «Перья»

Слайд 9

Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова (3-4 звука) Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям. Желаю успехов!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Региональный институт непрерывного образования

Педагогический факультет

Выпускная работа слушателя

курсов профессиональной переподготовки

«Учитель начального общего образования»

Мастер-класс для родителей

"Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"

Автор выпускной работы,
учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №47» г. Перми                 Александра Сергеевна Михалева

Пермь, 2017

В первом классе у многих детей возникает трудность в составлении звуковых схем. Родители, уделяя большое внимание своему ребенку – всеми силами пытаются помочь. Но порой возникает трудность – родители не могут объяснить или помочь своему ребенку в том или ином задании. Возникает эта трудность в том, что многие из них закончили школу давно вспомнить что – либо им сложно. Еще одним из факторов является ФГОС, с которым родители также, как и дети знакомятся только с поступлением ребенка в школу. Многие родители, особенно начальных классов, часто подходят к учителю за советом. «Как лучше объяснить и помочь ребенку?» «Нам вот в школе объясняли по - одному, а сейчас по – другому.» Поэтому учителю стоит взять на заметку на

родительских собраниях проводить мастер-классы для родителей. Эти мастер-классы являются хорошим примером и уроком для родителей.  И контроль домашних заданий становится качественным.

Основными задачами данного мастер-класса является:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

 

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучения детей грамоте начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.

2. Теоретическая часть:

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

3. Практическая часть:

Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик. А, Т, Ж, Щ,Ы, Я – КАКИЕ ЗЕСЬ ЗВУКИ ВЫ УСЛЫШАЛИ

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку. Р, К, А, Н

Как проводится звуковой анализ слова?

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько согласных звуков в слове? (Два).

3.Игра «Составь схему слова» (определять звук в начале и в конце слова).Лебедь, улитка, стул.

А теперь карточками выложите звуковой анализ слова- Юла, перья

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка для родителей

  •  В русском языке 10 гласных букв: А,О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я
  • гласных звуков всего 6 : А,О,У,Ы,Э,И 
  • Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука: 
  • я = й+а,  ю = й+у,  е =й+э , ё = й+о после гласных, в начале слова, после разделительных ь,ъ
  • Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ                                  
  •  Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц                       

 Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ

  • В русском языке 10 гласных букв: А, О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я
  • гласных звуков всего 6 : А,О,У,Ы,Э,И 
  • Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука

после гласных, в начале слова, после разделительных ь,ъ

  • я = й+а, ю = й+у,  е =й+э , ё = й+о 
  • Согласные звуки делятся на ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ                                  
  •  Всегда твёрдые согласные – Ж, Ш, Ц                       

 Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....

Презентация "Тайны знакомых слов" (этимологический анализ слов)

Данная презентация сопровождает выступление ученика на научно-практической конференции младших школьников "Первые шаги в науку"....

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч...

Разработка к уроку по русскому языку на тему: "Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение".

Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение. для казахской школы...

Мастер-класс "Звуковой анализ слова"

Мастер-класс "Звуковой анализ слова" для воспитателей и учителей начальных классов. В материале представлена система работы по обучению детей звуковому составу слова, показана преемственност...