Особенности обучения леворуких детей
консультация на тему

Цехмейстер Ирина Николаевна

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_levorukih_detey.docx289.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения леворуких детей

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

 Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Леворукость определяет только ведущую руку, а левшество является комплексной характеристикой (большая активность правого полушария головного мозга, в отличие от правшей). Чтобы понять, является ли ребенок левшой в целом, необходимо определить ведущий глаз, ведущую ногу и ведущее ухо. Для этого можно провести специальные тесты или внимательно понаблюдать за ребенком: каким глазом он прицеливается, играя в пистолет, какой ногой отталкивается при беге, каким ухом поворачивается к источнику звука и т.д.

В школьном обучении, безусловно, основное значение имеет леворукость, так как именно на детскую ручку придется основная нагрузка.

 

Рабочее место

Очень важно постараться правильно организовать ребенку-левше комфортное рабочее место как в школе, так и дома. При письме изменяется наклон тетради и положение предплечий. Надо научить ребенка правильно брать ручку в левую руку и позаботиться о том, чтобы свет падал справа.

Особенности письма

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося. Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Очень важно не настаивать, чтобы ребенок-левша писал правонаклонно, для него это слишком сложно. Более целесообразным для него будет писать прямо, допустим и уклон влево. Учителя должны это понимать.

Категорически не рекомендуется требовать от левши безотрывного письма, особенности написания левой рукой в прописи для праворуких деток не позволяют этого сделать.

Любые двигательные действия, которые требуются от левши, нужно раскладывать на элементы, объяснять пошагово - каждый элемент должен выполняться осознанно, тренироваться. Такому ребенку бывает сложно сделать то, что для праворукого не составляет труда. Учителю необходимо это учитывать и относиться с пониманием.

Желательно включать в школьную или в дополнительную программу специальные упражнения, играть с ребенком в игры, способствующие развитию зрительного восприятия и координации.

Работа с родителями

Очень важно вести работу с родителями ребенка-левши, объясняя им особенности их сына или дочки, подсказывая, как помочь адаптировать леворукого ребенка в праворуком мире. Родители должны помочь ребенку преодолеть объективные трудности, сохранив при этом его психическое и физическое здоровье.

 

10 советов родителям леворукого ребенка

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

Приложение.

Сложи буквы из спичек (палочек). Напиши эти буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения леворуких детей письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. ...

Психологические особенности обучения леворуких детей.

Люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариа...

Особенности обучения леворуких детей в начальной школе

Особенности обучения леворуких детей        Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть  человечества – пр...

"Особенности обучения леворуких детей"

Данный материал содержит методические рекомендации как для учителей, так и для родителей, чтобы помочь леворукому ребенка легко освоить навыки письма ....

Особенности обучения леворуких детей письму

Особенности обучения леворуких детей письму...

"Особенности обучения леворуких детей".

Особенности обучения леворуких детей....