Реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов в контексте настоящего и будущего наших детей.
презентация к уроку (1 класс) на тему

Фадюшина Лариса Петровна

Статья из опыта работы по реализации новых ФГОС в контексте настоящего и будущего наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов в контексте настоящего и будущего наших детей.

С 1 сентября 2011 года ямальские семилетки, как и все первоклассники школ России, начали учиться в соответствии с содержанием нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) второго поколения. Это новое испытание выбрала для нас современность. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по-новому. С любыми трудностями справиться можно, было бы желание. Нельзя же стоять на месте! Ещё в 1996 году академик А.Н. Леонтьев провозгласил, на тот момент очень смелую идею сделать развивающее образование доступным в массовой школе… Теперь наше государство сделало очень важный шаг, провозгласив развивающее образование целью всей российской школы.

Что же позволяет новому стандарту «двигать» образование в сторону прогрессивного развития?

Прежде всего, он содержит в себе совокупность трех требований (три «Т»).

1. Требования к результатам освоения образовательных программ.

2. Требования к структуре образовательных программ.

3. Требования к условиям реализации образовательных программ.

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения нацелен не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Стандарт второго поколения разработан в связи со сменой современной парадигмы образования на компетентностную, что позволяет говорить о новом результате развития личности в ходе получения образования. Теперь знание становится средством, а не целью.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т. п.). Иными словами, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться. В более узком значении УУД можно определить  как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счёте, ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, самостоятельно организовывать процесс усвоения, то есть развитию познавательной самостоятельности как ключевого качества, предъявляемого к обучающемуся.

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  1. Личностный (жизненное, профессиональное самоопределение, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с нравственными принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, определять своё место в обществе).
  2. Регулятивный (умение организовать свою учебную деятельность: поставить задачу, наметить пути её решения, соотносить, что известно и что предстоит узнать, планировать последовательность выполнения действий, прогнозировать результат, сравнивать его с заданным эталоном, увидеть отличия от эталона, умение корректировать работу, вырабатывать волевую сферу, умение преодолеть препятствие).
  3. Познавательный (формулирование познавательной цели, поиск нужной информации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения, в зависимости от конкретных условий, умение подробно и сжато передавать содержание текста, анализировать объекты, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать гипотезы и обосновывать их).
  4. Коммуникативный (учитывать позицию других людей, партнёров по общению; вступать в диалог; планировать сотрудничество и определять его цели; разрешение конфликтных ситуаций, поиск и решение альтернативных способов выхода из конфликта; владеть монологической и диалогической речью).

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Готовясь работать по новым ФГОС, все учителя начальных классов нашей школы начали эту работу с освоения нормативно-методической базы, повышения квалификации, необходимой для реализации данных стандартов в ходе прохождения нужных курсов.

После соответствующей подготовки мы встали перед выбором образовательной программы. Результатом такого выбора стало решение начать обучение первоклассников по программе «Начальная школа XXI века», поскольку основными идеями этого учебного комплекта являются:

1) реализация одного из возможных путей модернизации начального образования;

2) раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе;

3) освоение новых принципов и форм организации образовательного процесса и т.д.

Кроме того, в модель начального образования «Начальная школа XXI века» заложены индивидуальные формы обучения, расширение возможностей самостоятельного планирования учащимися своей деятельности, самостоятельной познавательной активности учащихся и формирование проектно-исследовательских навыков, что необходимо в условиях активно развивающегося современного общества.

Важным аспектом является и то, что учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методика обучения строится на целенаправленном использовании моделирующей деятельности. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся. Методика обучения позволяет школьнику осваивать принципиально другую роль – не просто «зритель», «репродуктор», а «исследователь».

Большое внимание названной программы уделяется созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результата обучения. Вот лишь некоторые методические приемы, используемые в учебно-воспитательном процессе:

  • начало занятий должно быть необычным;
  • на занятиях должен царить «дух открытий» (ничего не сообщать детям в готовом виде)
  • не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
  • помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
  • держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей;
  • поддерживать ощущение успешности и многие другие.

В настоящее время перед учителями стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

На мой взгляд, каждому учителю-воспитателю необходимо помнить и следовать совету В.А.Сухомлинского, который гласит: «Тот, кого я учу, прежде всего, живой человек, ребёнок, а потом ученик. В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться духовное богатство, физическое совершенство, нравственная чистота».

В моем первом классе обучается 21 ученик – 13 мальчиков и 8 девочек. Уверенно, с большим желанием приходят в школу все ребята. И не случайно, светлые уютные кабинеты, оснащённые современным оборудованием (компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами и др.), помогают учителю проводить нестандартные уроки, занимательные классные часы, конкурсы, праздники и игры, которые увлекают и способствуют взрослению наших первоклассников, ежедневно шагающих по ступенькам знаний. У каждого из ребят в коллективе есть поручение, выбран актив класса, организованы соревнования между группами «Ёжики» и «Енотики». Дети учатся дежурить по классу и по школе. Регулярно мы проводим беседы, и инструктажи по соблюдению правил для учащихся, правил рабочего человека, правил техники безопасности, правил дорожного движения и т.п. Стремительно дети учатся осознанно читать и правильно писать, считать и решать логические задачи, составлять первые проекты, исследуя окружающий нас мир. Уроки эстетического цикла проходят под девизом: «Дело – лучшая игра, мы не знаем скуки! Все зовут нас – мастера золотые руки!». Незатейливые, искренние творческие работы ребятишек раскрывают их  чуткий внутренний мир.

Новый ФГОС предъявляет новые требования к организации внеурочной деятельности. Так, в нашем классе организована внеурочная деятельность по следующим направлениям:

  • общеинтеллектуальное;
  • социальное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • общекультурное.

Все ученики поделены на две комплексные группы, которые посещают по расписанию кружки, действующие на базе МОУ ЯЦВР: вокальный, изодеятельности, английского языка, шахматы, подвижные игры. Кроме этого, дети посещают школьные кружки по изобразительной деятельности,  танцевальный, вокальный «Шалунишки», секцию «Подвижные игры», «Умники и умницы». На каждого ученика приходится в среднем по 7-10 часов внеурочной деятельности. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем больше взаимодействие должно быть между ними. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Важным дополнением образовательного процесса является работа учреждений дополнительного образования (трое ребят - Окотэтто Вячеслав, Вануйто Полина, Ященко Сергей учатся в музыкальной школе), Герман Александр - с удовольствием ходит в кружок «Веснушки" при Доме Культуры.

Необходимым условием успешной реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта является тесная взаимосвязь семьи и школы. Только в том случае, когда родители и педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание гармоничной личности и полноценное психическое развитие младшего школьника. Имея более 20 лет педагогического стажа, я пришла к устойчивому убеждению, что человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели, учителя лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим.

Радует то, что родители моих первоклассников - активные участники всего происходящего с их детьми на данном этапе, подтверждением тому являет тематика родительских собраний, составленная с учетом интересов родителей: «Ваш ребёнок идёт в школу», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «Трудности и возможности первоклассников в адаптационный период». На собраниях мы обсуждаем важные вопросы воспитания, развития, обучения детей, приглашаем родителей, учителей, воспитателей на открытые уроки, внеклассные занятия («Приходи к нам, осень, в гости», «Мы – пешеходы», «День Матери»).

Папы и мамы не только постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но и являются инициаторами многих дел. В нашем классе активно работает родительский совет. Организована деятельность семейного клуба выходного дня «Теремок», в рамках которого, в конце ноября совместно с преподавателем Центра Внешкольной Работы Т.А. Барангуловой мы провели семейные весёлые старты «Наша дружная семья». Самой дружной и активной семьёй признана семья Чечиковых. Раз в четверть выпускаем классную газету «Солнышко», где отражаем все будни и праздники нашего класса.

Результаты реализации новых ФГОСов не заставили долго ждать. Среди ребят проявляются первые таланты: Герман Саша - удивительно читает стихи и красиво поёт; Вануйто Полина - прекрасно рисует, пробует сочинять стихи; Турлаков Артём, Худи Назар, Помахов Данил, Кизнер Алексей - приняли участие в интеллектуальном эрудит-марафоне; Пищулина Евдокия, Кириченко Алексей, Суючева Ксения, Игнатенко Диана, Гулакова Алёна, Конопелько Ксения, Озаева Даяна - стали победителями в разных номинациях школьных конкурсов «Осенний калейдоскоп», «Ямальская звёздочка» и т.д.

И это только начало. Ведь согласно новому ФГОС портрет выпускника составят следующие характеристики:

  • патриот, носитель ценностей гражданского общества;
  • способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
  • креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
  • уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для совместного достижения результата.

      Модель выпускника начальной школы является отправной точкой в формировании модели выпускника средней и старшей ступеней образования. 

Но главное, о чём мы взрослые не должны забывать, по каким бы стандартам, ни учились наши  дети, наша любовь и внимание необходимы им, чтобы они были счастливы, успешны в учёбе. Любить нужно  ребенка сегодня таким, какой  он есть, помогать  ему, оберегать  его!   И, конечно же, роль Учителя, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

В заключении хочется сказать, что мы, учителя, постараемся справиться со всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут нам на пути освоения новых ФГОС, обеспечивающим детям возможность успешной социализации в новом, интенсивно развивающемся информационном обществе, предъявляющем к своим гражданам все более высокие требования.

Фадюшина Лариса Петровна,

учитель начальных классов

Ямальская школа-интернат

       

        

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Типовые проектные решения для школ (городских и сельских) в развитии новых федеральных государственных образовательных стандартов Проекты создания учебного пространства: кабинет начальных классов

Авторский проект решения образовательного пространства класса, получивший диплом победителя Всероссийского конкурса авторских и коллективных проектов, направленных на развитие инновационной сферы, нау...

Воспитание и внеурочная деятельность в новом федеральном государственном образовательном стандарте

Данный материал подготовлен для выступления на школьном методическом объединении....

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Теоретический семинар для  руководителей и специалистов образовательных учреждений Центрального района Санкт-Петербурга. «Система комплексной речевой диагностики детей с ОВЗ(7.2) с учетом но...