Родительское собрание на тему: " Как подготовить ребёнка к школе"
статья на тему

Дедова Виктория Николаевна

школа будущего первоклассника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_lektoriy.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Готовность ребенка к школе»

 Форма проведения: родительский лекторий.

 Цели:  педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы;  формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;  знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.

 Задачи:   наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;  вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;

Вопросы к собранию:

 1.Готов ли ребенок к поступлению в школу?

 2.Какие могут возникнуть проблемы в предшкольной подготовке? 3.Рекомендации по повышению уровня готовности к школе.

Ход собрания 

1.Подготовительный этап 

-Провести диагностику готовности детей к школе.

 -Подготовить презентацию.

-Составить тексты памяток родителям будущих первоклассников

. -Составить текст беседы для педагогического всеобуча.

 -Подготовить список предметов, необходимых для обучения в 1 классе. 2.Организационный этап

 На столах разложить памятки для родителей; обработанные психологом результаты диагностики детей.

 3. Этап педагогического всеобуча  

 Из чего складывается психологическая готовность к школе?

Как она формируется?

Можно ли и каким образом развить у ребенка психологическую готовность к школе?

 На эти и другие вопросы мы и попробуем найти ответы.  

 Поступление в школу и есть один из таких важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – итогом предыдущих 6-7 лет его развития. И это не значит, что ребенок  6-7 годам  должен стать настоящим школьником, наоборот, означает, что к данному возрасту он должен быть зрелым дошкольником, а не зрелым школьником. Это означает, что будущий дошкольник должен полноценно прожить свое дошкольное детство и максимально использовать возможности этого периода жизни для своего развития. Для простоты понимания можно составить следующую формулу: Желание («хочу учиться») +возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.  Давайте поговорим, о том, какие же составляющие входят в набор «школьной готовности». Прежде всего, это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.   Мотивационная готовность-это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки.  Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Они могут стремиться в школу, так как хотят быть взрослыми, иметь определенные права. Ребенок должен знать и принимать тот факт, что уроки нужно делать, жертвуя игрой или прогулкой. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.   Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Стремление идти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и является главным составляющим. Основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время уроков, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице.   Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение  и является причиной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарований при отборе в школу.  На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких - то определенных сформированных знаний и умений. Главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи.   Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Для этого нужно чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные задания. Если ребенок не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов к школьным занятиям.  Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен уметь понимать учебную задачу. Должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы, т.е. уметь решать простые логические задачи. У ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение – впереди, справа, сзади, слева, сверху, снизу и т.д. Должен знать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).  Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться.  Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок при поступлении в школу: умеет ли убрать постель, игрушки, привести себя в порядок и многое другое.  Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно – моторной координации. Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе.   Всем родителям необходимо своевременно проверить своих детей у логопеда. Дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.   Еще бы мне хотелось немного рассказать о страхах детей. Почему они боятся идти в школу? Есть дети, которые по тем или иным причинам испытывают тревогу от одной мысли, что скоро в школу и негативно отзываются о ней. Причиной такого пессимизма может быть негативный опыт выполнения заданий в детском саду или тревога родителей по поводу предстоящего поступления в школу. Другой причиной  могут быть запугивания взрослыми будущего первоклассника предстоящей школой («Вот пойдешь в школу – там тебя научат!», «В школе тебе уже никто не поможет» и т.д.) или неправильные представления ребенка о самой школе.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

 1.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

 2.Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете.

3.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так, то было бы еще лучше».

Памятка для родителей.

 1.Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

2.Узнайте у воспитателей насколько «зрел» или «незрел» ребенок.

 3.Обсудите с ребенком все правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

4.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

 5.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 6.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

 7.Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить.

8.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.

9.С поступлением в школу в жизни ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

10.Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости,игры.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как научить ребёнка читать книгу"

Беседа на родительском собрании,что значит хорошая детская книга....

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Родительское собрание по теме: «Первые дни ребёнка в школе»

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учит...

Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"

Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"....

Выступление на родительском собрании на тему" Проблемы адаптации ребёнка в школе"

В данном выступлении были расскрыты проблемы адаптации ребёнка к школе, а именно, особенности психофизиологической адаптации  и возрастные психологические особенности ребёнка. Родители узнали осн...

Родительское собрание на тему «Первые шаги ребёнка в школе. Организация учебной деятельности в 1 классе».

От адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осо...