"Ваш ребёнок не любит читать?" Советы родителям
статья по теме

Романовская Ирина Сергеевна

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.  А.П. Чехов

 

Родители должны знать: ценность детского чтения очень велика. Это надёжное и проверенное средство образования и воспитания школьников,  эффективный  ресурс развития личности, как залог жизненного успеха. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям важно знать, что для ребёнка чтение – это очень трудная работа. Если вы предложили ребёнку почитать, а он не начинает сразу, тянет время, отвлекается, пытается с вами поговорить о чём-нибудь – это говорит о том, что ему не хочется читать.   Необходимо набраться терпения и начинать действовать. Главная задача – заинтересовать ребёнка, увлечь его чтением. Но действовать надо осторожно, деликатно.

Очень важна  психологическая готовность ребёнка к чтению. Если он возбуждён или чем-то расстроен, если нездоровится или он занят интересным делом, то не стоит начинать читать. Надо готовить малыша к чтению. Можно рассказать что-то интересное о книге, о главных героях. Хорошо если ребёнок будет каждый день читать  в одно и то же время. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное отношение к чтению.

Хорошо чередовать чтение книг  разного формата и жанра Дети больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения.

Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

Можно предложить почитать  с ребёнком по очереди, представить себя в роли мамы и почитать «сыну или дочке» (взрослому). Начать интересную книгу может  взрослый, читая эмоционально и выразительно, потом остановиться на самом интересном месте, поразмышлять, что произошло потом и предложить ребенку прочитать дальше.

Обсуждайте с ребёнком покупку новой книги или  вместе выбирайте её в магазине. Новая книжка должна быть на виду. Желательно. чтобы у ребёнка была своя собственная библиотека. В ней должна быть литература, помогающая в повседневном учебном труде (энциклопедии, научно-популярная литература и др.) и художественные произведения ( классика и современные книги).  Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах. 

Семья должна быть читающей.  Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности.

Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств малыша, поскольку книги несут в себе обязательно нравственную нагрузку.

Вот несколько вопросов, которые можно задать ребёнку после прочтения любого текста.

 

  • Понравился тебе рассказ (сказка)? Чем понравился?
  • Тебе не понравился рассказ?  Почему не понравился?
  • Кто из героев тебе понравился? Почему? Чем?
  • Кто из героев не понравился? Почему? Чем?
  • Ты бы хотел быть похожим на этого героя?
  • Какие его действия тебе понравились больше всего?
  • Чем они тебе понравились?
  • Какие действия отрицательного героя тебе не понравились больше всего?
  • Что нужно сделать, чтобы отрицательный герой не смог победить       положительного героя?
  • Какие места в прочитанном произведении ты хотел бы перечитать?
  • Если есть продолжение, то будешь ли ты его читать? Давай придумаем продолжение сами.

Вопросы могут быть разные. Важно в их постановке соблюдать меру, их не должно быть слишком много, и обязательно должны присутствовать вопросы, выявляющие отношение ребенка к нравственным коллизиям, описанным в тексте.

Памятка для родителей «Как поддержать интерес к чтению у младших школьников».

  1. Отведите специальное время для чтения художественных произведений.
  2. Выделите дома специальное место для чтения.
  3. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
  4. Читайте сами, читайте детям вслух.
  5. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних.
  6. Всегда показывайте, как вы цените чтение.
  7. Поощряйте читающего ребёнка.
  8. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  9. Обсудите отношение ребёнка к прочитанному произведению.
  10. Выражайте своё мнение.
  11. Организуйте детскую библиотеку.
  12. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!).
  13. Ведите читательский дневник.
  14. Ходите вместе с ребёнком в библиотеку.
  15. Воспитывайте бережное отношение к книге.
  16. Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  17. Отмечайте каждый успех ребенка похвалой .
  18. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей.
  19. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.

 Совместные старания, силы учителя и родителей, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут отличные результаты. Каждый ребёнок  должен уметь общаться с книгой, должен  любить читать. Чтение  должно превратиться в увлекательное путешествие  в мир книг. Это замечательно, если чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Если ребёнок не любит читать..."

Материал содержит методическую разработку родительского собрания. Идет обсуждение проблемы: почему дети не любят читать? Предлагаются пути и методы решения этой проблемы....

Родительское собрание по теме "Почему ребёнок не любит читать"

Современные дети читают мало, читать не любят. Всегда ли они в этом виноваты? Как помочь ребёнку полюбить книги? Рекомендации родителям первоклассников....

к родительскому собранию по теме "Если ребёнок не любит читать..."

Презентация к родительскому собранию по теме "Если ребенок не любит читать..."...

"Почему ребёнок не любит читать?2

Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формир...

Родительское собрание «Нельзя понять ребёнка, не любя его»

Cобрание посвящено необычной теме. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и, тем более умеем ли мы любить, над этим как-то...

Консультация для родителей «Ребёнок не любит утренники?»

Психологическую подготовку ребёнка к участию в утреннике родителям нужно начинать с себя....