Детская агрессивность, ее причины
статья (3 класс) по теме

Гулевич Галина Ивановна

 В материале описаны критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста, характерные особенности агрессивных детей, а также факторы, которые способствуют становлению детской агрессивности в семье. Даны "золотые" правила родителям в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_agressivnost_ee_prichiny.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

города Кемерово

Детская агрессивность,

её причины 

                                                                   Составила:

                                                                       Гулевич Галина Ивановна,

                                                                       учитель начальных классов 

2013 год

     Э. Фром считает, что существуют два вида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость,  бывает спонтанной и связана со структурой личности.

   Знания о моделях поведения дети черпают из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии дети обучаются во взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время игр.

В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровню агрессивности зрителя, и, в первую очередь, детей.

      Анализируя агрессивность как свойство личности, психологами были выведены следующие диагностирующие критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

  1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мнительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.

Каковы же характерологические особенности самих агрессивных детей, а также их семей?

Американский психолог М. Алворд выделил ряд характерных особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей.

Характерологические особенности агрессивных детей 

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемные ситуации.
  9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  15. Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Опыт работы с агрессивными детьми в детских садах и школах позволяет указать на еще 3 важных характерологических особенностях подобных детей:

  1. имеют высокий уровень личностной тревожности;
  2. имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
  3. чувствуют себя отверженными.

Факторы, способствующие становлению

детской агрессивности в семье

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне её, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:

  • реакция родителей на не устраивающее  их поведение ребенка;
  • характер отношений между родителями и детьми в целом;
  • уровень семейной гармонии ли дисгармонии;
  • характер отношений с родными братьями и сестрами.

Также важным фактором является фактор полной или неполной семьи.

Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какому возрасту они принадлежат):

  • плохие отношения с одним ли обоими родителями;
  • или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
  • или они ощущают безразличие к своим чувствам;
  • а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большей долей вероятности:

- будут втянуты в преступную деятельность;

- будут ополчаться на других детей;

- будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям»

Исследователи наблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21, 39 месяцев. Измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки после того, как он заплакал и протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение детей, направленное на других детей (например, укусы, удары, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым  матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

      Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. «У надежно привязанного ребенка» в прошлом – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии.

      Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем со стороны родителей поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей, а минимальный контроль и присмотр за детьми приводит к асоциальному поведению. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гиперопека») встречаются в одной семье. Первый тип прослеживается по линии отца, а второй тип – по линии матери.

      Часто агрессивные дети признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

      Создается впечатление, что, прибегая к агрессивному поведению, дети просто борются за свое психологическое выживание, а, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал их, не любил. Не заботился об их внутреннем мире, т.к. в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.

     Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А гнев, как известно, это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

     Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

     Семьи агрессивных детей имеют свои особенности.

Особенности семей агрессивных детей 

  1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно  между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
  2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные наклонности.
  3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
  4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего поведения, которая переносится на окружающий мир.
  5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
  • Физические наказания;
  • Угрозы;
  • Лишение привилегий;
  • Введение ограничений и отсутствие поощрений;
  • Частые изоляции детей;
  • Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

    6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах неадекватного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

 Есть «золотые» правила воспитания для родителей:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы, родители, снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит чаще всего агрессивность семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"

На собрании обсуждаются  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...

Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "

Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...