Родительское собрание во 2 классе
материал (2 класс) по теме

Корнева Татьяна Григорьевна

"Когда мы наказываем ребёнка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берём выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность… "    

                                                                                                                          С.Соловейчик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 классе

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

(форма проведения – организационно-деятельностная игра)

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Не спеши карать – спеши миловать

                 Русские народные пословицы

Задачи родительского собрания

  1. Образовательные: познакомить родителей с приёмами гуманных взаимоотношении в семье.
  2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
  3. Информационные: выяснить какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
  4. Специальные: оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Перечень нормативно - правовых и информационно - методических материалов по данной теме

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Декларация прав ребёнка.
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Конституция Российской Федерации.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  7. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. –М.: 1995.
  9. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей – М.: 1971.
  10. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: 1990.

Подготовка к родительскому собранию

  1. Подбор и анализ нормативных правовых и информационно – методических документов, психолого-педагогической литературы.
  2. Проведение психологом анкетирования учащихся с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания, анализ и обобщение результатов, подготовка демонстрационной таблицы «Как поощряют и наказывают учащихся в семьях» с результатами анкетирования.
  3. Проведение предварительного анкетирования родителей с целью выявления их представлений о возможном применении различных методов поощрения и наказания ребёнка, анализ и обобщение его результатов, подготовка демонстрационной таблицы «Поощрения и наказания – можно и нельзя» с результатами анкетирования.
  4. Подготовка материалов для родителей о стилях и типах поведения родителей с ребёнком.
  5. Продумывание и подготовка приглашений на родительское собрание, времени и даты собрания.
  6. Подготовка учителем совместно с психологом, социальным педагогом, родительской общественностью памятки для родителей.
  7. Подготовка рабочих мест для участников собрания: информационные материалы, бумага для записей, ручки, карандаши.
  8. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг о поощрениях и наказаниях.
  9. Подготовка проекта решения родительского собрания.

Участники родительского собрания.

Учитель, родители учащихся 2-го класса, социальный педагог, психолог.

План родительского собрания

  1. Знакомство с результатами предварительного анкетирования.
  2. Постановка проблемы.
  3. Игра.
  4. Выступление психолога в роли эксперта.
  5. Ответы специалистов на вопросы родителей.
  6. Принятие решения родительского собрания.

Проведение родительского собрания.

  1. Учитель предлагает  вдуматься в написанное на доске высказывание: «Когда мы наказываем ребёнка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берём выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…» (С.Соловейчик).

Родителям предлагается высказать своё согласие или несогласие с точкой зрения С.Соловейчик.

После такого начала предлагается сравнить обобщённые результаты предварительного анкетирования детей и родителей и выявить проблемы.

После сравнения таблиц, учитель предлагает перейти к следующей части родительского собрания.

  1. Учитель предлагает родителям порассуждать о том, что такое поощрение и наказание.

В словаре русского языка С.И.Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».

В таком толковании заложены приёмы поощрения – это совместное действие, сочувствие, подарок – и результат поощрения – желание сделать что-то.

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. «Я очень довольна, что ты сегодня помогла бабушке мыть посуду», - говорит мама. «Я рад, что ты сегодня сделал то, что никак не мог выполнить раньше», - говорит отец сыну. Эти оценочные суждения способствуют поддержанию позитивного поведения ребёнка, они вызывают чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

Способов выразить положительную оценку поведению ребёнка существует много: слово, жест, взгляд, похвала, подарок и т.д. родителям необходимо применять весь арсенал приёмов поощрения, чтобы не вызвать привыкание к повторяющимся словам или действиям.

Слово «наказание» в словаре русского языка С.И.Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».

Из такого толкования следует, что ребёнок действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.

Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.

Способов наказания также существует много – это холодность в отношениях, хмурость, предостерегающий жест, ворчание, крики, действие и т.д. определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают малое влияние на ребёнка.

ВОПРОСЫ для обсуждения.

  1. Какие виды поощрения вы используете?
  2. Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребёнка?
  3. Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?
  4. Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?
  5. Как вы относитесь к физическому наказанию?
  6. Существует ли связь между наказанием и формированием нежелательных черт характера ребёнка?
  7. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
  8. Что вы можете сказать о поощрении и наказании словами народной мудрости? Всегда ли это верно?
  1. Родителям предлагается разыграть сценки с разными приёмами поощрения и наказания.

В а р и а н т ы  игровых заданий.

  1. Ребёнок плохо ведёт себя на улице, на виду у окружающих. Как поступать маме?
  2. Что делать, если ребёнок скрывает о родителей свой плохой поступок?
  3. Как поступить в том случае, если вы уличили ребёнка во лжи?

Важно, что примеряя на себя роли родителей и детей, родители могут испытать на себе влияние негативных слов и действий.

В ходе игры родители предлагают несколько вариантов развития сюжетов.

4. В заключении психолог подводит итоги игры и обсуждения игровых ситуаций.

5. Ответы специалистов на вопросы родителей.

6. Учитель предлагает обсудить проект решения родительского собрания.

Проект решения собрания.

  1. Рекомендовать родителям чаще использовать различные методы поощрения ребёнка.

2) Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.

Используйте приём окончания родительского собрания

«Слово дня»: предложите одним словом выразить своё отношение к проведённому собранию.

Маленькие хитрости

Анкета для родителей

  1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)________________________
  2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку? (Да, нет, иногда)
  3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение, подарки) _____________________________________________
  4. Наказываете ли вы ребёнка физически? (Да, нет, иногда)
  5. Положительно ли влияет на ребёнка выбранная мера наказания? (Да, нет, иногда)
  6. Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами своими секретами? (Да, нет, иногда)
  7. Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка? (Да, нет, иногда)
  8. Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка? Какая?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для детей

  1. Если ты провинился, как наказывают тебя дома? (Ругают, бьют, не разрешают гулять и т.п.)_____________________________________________
  2. Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители? (Хвалят, называют ласковыми словами, делают маленький подарок, не обращают внимание)________________________________________________
  3. Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам? (Да, нет, иногда)
  4. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя сильно отругали?________
  5. Хочется ли тебе сделать ещё лучше, если тебя за это хвалят? __________
  6. Делишься ли ты своими секретами с родителями? (Да, нет, иногда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....