" Критерии готовности ребёнка к обучению в школе."
материал (1 класс) по теме

        Кажется ещё вчера малыш изъяснялся знаками в песочнице, а сегодня уже самостоятельно читает, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует английское стихотворение. И возникает вопрос у родителей: « Не пора ли ребёнку в школу?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Кажется ещё вчера малыш изъяснялся знаками в песочнице, а сегодня уже самостоятельно читает, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует английское стихотворение. И возникает вопрос у родителей: « Не пора ли ребёнку в школу?».

      Таким вопросом современные родители начинают задаваться всё раньше. И всё чаще приходят к выводу, чем быстрее в школу, тем лучше. А если школа специализированная, то сосем хорошо.

Учителя к таким выводам относятся скептически, говоря:                «… вундеркиндов с годами больше не становится». Готовность к обучению не ограничивается навыками письма, чтения и счёта.

  Это целый комплекс физиологических и психологических характеристик развития, на которые родители зачастую не обращают внимания.

        Большинство этих характеристик, как говорят специалисты, созревают к шести с половиной годам. Именно в это время малыша формально можно отдавать в школу. Но природа не знает чётких возрастных ограничений, и то, что у одних развивается к шести годам, у других формируется только к восьми.

       Всё это важно иметь в виду, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем: скороспелый первоклассник может утомляться, капризничать, не справляться с заданиями, бояться учительницы, конфликтовать со сверстниками и проситься обратно в песочницу. Так что родителям (вместе с учителем и психологом) стоит оценить развитие со всех сторон. И уже потом решать, идти ли в первый класс сейчас или подождать.

     Что же такое « готовность к обучению в школе»?

Это понятие включает в себя три компонента:

  1. физиологическую готовность к школьному обучению;
  2. психологическую готовность;
  3. социальную или личностную готовность к обучению в школе.

То есть речь идёт об определённом уровне физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Причём важно понимать, что все эти составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны между собой- недостатки в формировании любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения. Давайте рассмотрим каждый критерий определения готовности ребёнка к школе.

      Физиологическая готовность- уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будет для маленького человека чрезмерно обременительным.

  Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребёнка в течение дня, недели или обратный показатель - его утомляемость.

      С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребёнка. Систематическая учебная работа, большой объём новой информации, длительное пребывание в определённой позе, изменение привычного распорядка

дня - требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького ученика.

       Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребёнка задолго до поступления в школу. Почти 40% первоклассников болеют раз в полтора-два месяца, по 7-10 дней. В результате они много пропускают и долго восстанавливаются.У них низкая работоспособность и высокая утомляемость. Им трудно даются письмо, чтение и математика.

     Уважаемые родители! Старайтесь своими силами укрепить здоровье ребёнка. Закаливайте их, чаще бывайте на свежем воздухе, прививайте любовь к занятиям спортом, делайте вместе с ними утреннюю зарядку, ведь вы для них образец подражания!

        Личностная (социальная) готовность – включает в себя желание ребёнка стать школьником. В определённый момент малыш психологически перерастает игру. Положение школьника выступает для него как ступенька взрослости, а учёба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.   Социальная готовность включает в себя потребность в общении со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детской группы, слушать и выполнять инструкции, а так же владение навыками самопрезентации     ( то есть уметь рассказать о себе, своей семье).

Одним словом, будущий первоклассник должен иметь желание и на других посмотреть и себя показать.

      По результатам диагностики детей в « Школе  дошкольника» социальная готовность показала следующие результаты:

- Высокий уровень-35% детей.

- Средний уровень-55% детей.

- Низкий уровень- 10% детей.

            Дорогие родители! Когда вы ведёте беседу с ребёнком о школе, не стоит говорить только о том, что там у него « все будет прекрасно», « ты будешь отличником» и т.п. Поймите, впоследствии любая незначительная негативная эмоция, будь то обида, зависть или досада, может вызвать у вашего первоклассника потерю интереса к учёбе.

       Не стоит впадать и в противоположную крайность. Ведь зачастую родители идут другим путём, сообщая ребёнку: «Вот пойдёшь ты школу, там будет ещё труднее», « В школе будут много задавать», « С таким поведением ты будешь хулиганом и двоечником» и так далее. Имейте в виду, что подобными беседами вы только заранее программируете ребёнка на неудачу, занижаете планку.

   Поэтому выберите тактику « золотой середины» - не надо идеализировать школу, но не стоит и запугивать ей будущего ученика.

          На « Школе дошкольника» проводилась диагностика  по определению уровня развития учебного мотива.

                         1.Диагностика детей:

- Высокий уровень развития учебного мотива – 48% детей;

- Средний уровень – 24% детей;

- Низкий уровень – 34% детей.

                           2.Анкетирование родителей:

-91% опрошенных родителей, считают, что их дети вполне готовы к тому, чтобы идти в школу;

- 9% родителей считают, что их дети многому научились и готовы к обучению в школе, но не совсем, то есть, им ещё требуется некоторая подготовка.

       Посмотрите, что получается: практически все родители готовы отправить своих детей в первый класс, при этом 34%  

из этих детей ещё полностью не готовы к обучению в школе, они выбирают игровую деятельность, у них ещё не сформировался учебный мотив. Вот почему перед тем, как записать ребёнка в первоклашки - надо было подумать, может, стоит вашему малышу доиграть своё, а школа подождёт ещё годик?

      Психологическая готовность - это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения. Основными показателями здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, способность к развёрнутой речи. Так же большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: умение ребёнка управлять своим поведением. Базой для успешного усвоения учебных знаний и умений является умственное развитие малыша, его запас сведений об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах нашей жизни, моральных нормах поведения.

     Результаты диагностики детей в «Школе дошкольника» выявили следующие показатели:

                       Внимание:

- высокий уровень-22.5% детей;

- средний уровень-55% детей;

- низкий уровень-22.5%детей.

         Такая картина готовности ребёнка к школе говорит о том, что не все дети готовы к более сложным мыслительным операциям, а возложенные на них задачи и требования родителей, а далее учителей , оказываются им не по силам.      

           Учителя начальных классов выделяют такую проблему в обучении первоклассников, как неподготовленность руки к письму.

        Развивать моторику можно и дома разными способами:

- перебирание различных круп, чтобы было интересно можно предложить « порисовать» с помощью крупы на столе или с помощью клея на бумаге;

- перебирание старых бабушкиных пуговиц, при игре с ними развивается не только моторика, но и закрепятся знания цвета, формы, размера;

- пальчиковые игры, например, « Гонки многоножек» и т.д..

           Таким образом, чтобы ребёнок был успешным в школе,

  необходимо принимать во внимание не только его возраст или желание родителей, но и уровни физического, психологического и социального развития ребёнка.

 

               

  Тема: « Критерии готовности ребёнка к школе .»

                               

                                                             Выполнила: Савина  С.К.

                                                              учитель начальных классов

                                                               МОУ Школа №120

              2010 – 2011 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Критерии готовности ребенка к обучению в школе.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть элементарные математические представления, умения в области развития речи  и представления об окружающем мире....

Как родителям определить готовность ребёнка к обучению в школе?

Важно психологически подготовить ребёнка к школе, для того,  чтобы нарушение социально-психологической адаптации не стали причиной школьных трудностей ребёнка....

Готовность ребёнка к обучению в школе. Беседа с родителями.

Родителям объясняется, что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в первый класс, на что больше обратить внимание....

Критерии готовности ребенка к обучению в школе

Материал для родителей будущих первоклассников...

Критерии готовности ребенка к обучению в школе

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные представления....