Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?
статья по теме

Наталья Владимировна Тарасова

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_sobraniyu_BP.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников по теме:

«Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя школа №16»

г. Балаково Саратовской области

Тарасова Наталья Владимировна

 

                                 

                                   

         

2011 г.

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения. Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. (Слайд 1)

         В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. (Слайд 2)

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • Беременность и роды матери протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

(Слайд 3)

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти,  мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7 годам:

Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов.

У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель, запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания.

У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое. У дошкольников развито наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предмета. У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов. Речь становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.

У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

(Слайд 4)

Также первоклассник должен обязательно знать:

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  •  уметь различать домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника. (Слайд 5)

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
  • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Предлагаю вам с ребёнком поиграть в игру «Собери портфель». Это поможет ребёнку эмоционально настроиться на обучение в школе. (Слайд 6)

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка: (Слайд 7)

  • способность ставить перед собой цель,
  • умение принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

   

     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность (Слайд 8) проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Предлагаю познакомиться с портретом неготового к школе первоклассника: (Слайд 9)

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь будущему первокласснику? (Слайд 10)

1. Выбор школы.

  • Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Развитие самостоятельности.

  • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Общение со сверстниками.

  • Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
  1. Посещение занятий на подготовительных к школе курсах.

У вас есть право выбора в подготовке детей к школе.  Мне хотелось бы посоветовать родителям, почитать литературу поданному вопросу. В книжных магазинах такой литературы огромный выбор, и вы можете самостоятельно заняться подготовкой или посетить курсы в нашей школе.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

На базе нашей школы будут проводиться курсы для подготовки будущих первоклассников по субботам. Сроки курсов – февраль, март, апрель. Первый день занятия – 5 февраля в 9 часов утра. Данные курсы проводятся в нашей школе ежегодно  не только с целью подготовки дошкольников, но и с целью адаптации их к процессу учения (дети привыкают к большим школьным помещениям, кабинетам, к учителю).

Стоимость обучения – 400 рублей в месяц. Оплата производится через сбербанк. Кто планирует посещать курсы, просим после собрания остаться и написать заявление. Далее вы получите квитанцию за февраль, которую необходимо будет  оплатить до 5 февраля и принести учителю. 5 февраля будет открыт вход на 1 этаже начальной школы, там будут висеть списки групп и № кабинетов, где дети будут раздеваться.

После собрания просим вас сдать 250 рублей на тетради на печатной основе, т. к. нам необходимо заранее заказать их в книжном магазине.

У ребенка  должна быть на каждом занятии сменная обувь, папка с принадлежностями (показать папку): ручка (2), простой карандаш, набор цветных карандашей, тонкий альбом.

После собрания мы предоставим вам возможность записать, что нужно для курсов. У нас имеются ручки и бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"

В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....

Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)

Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)         Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям....

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Родительское собрание"Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

В статье рассказывается о том, что должны знать родители, отдавая ребенка в первый класс...

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Материал для родителей будущих первоклассников....

Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе....