Технологическая карта урока математики "Таблица сложения и умножения" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока «Таблица сложения и умножения: заполнение на основе результатов»

 

Тип урока: урок общеметодологической направленности.   

Цель урока: обобщение знаний о взаимосвязи действия умножения и сложения, и умений заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи сложения и умножения.

2. Закрепить умения заменять сложение умножением.

3. Совершенствовать навыки вычислительных умений.

Предметные: обучающиеся научатся:

  1. Ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;
  2. Заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение неизвестного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память;

2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать;

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

Воспитательные:

1. Пробудить у обучающихся чувства ответственности и уважения;

2. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

УМК: «Перспектива», математика 3 класс, Ч.2  Л.Г. Петерсон.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 22.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №108»

Класс: 3 «А»

Урок: 2

Время: 09:50-10:30   Кабинет: 27

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 41

Учитель: Соболева Евгения Викторовна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока «Таблица сложения и умножения: заполнение на основе результатов»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.        

Цель урока: обобщение знаний о взаимосвязи действия умножения и сложения, и умений заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи сложения и умножения.

2. Закрепить умения заменять сложение умножением.

3. Совершенствовать навыки вычислительных умений.

Предметные: обучающиеся научатся:

  1. Ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;
  2. Заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение неизвестного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память;

2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать;

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

Воспитательные:

1. Пробудить у обучающихся чувства ответственности и уважения;

2. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

УМК: «Перспектива», математика 3 класс, Ч.2  Л.Г. Петерсон.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

«Самоопределение к деятельности»

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте! У нас начинается урок математики, приготовьте все необходимое и покажите, как выглядит образцовый ученик.

Эмоциональный настрой на урок.

- Главный секрет успеха будет в том, что нужно соблюдать дисциплину, чтобы хорошо слышать меня и других одноклассников, согласны?

-  К нам сегодня на урок пришёл гость. Угадайте кто он.

Он — не мягкая игрушка,

А из сказочки зверушка.

В зоопарке он служил

И у крокодила жил.

Мех на нем-то, как рубашка.

Имя зверя — …

- Сегодня наш маленький гость, это Чебурашка. Наш друг просит вас ребята построить для него дом. Поможем Чебурашке?

- Для строительства дома нам понадобится математика? Чтобы дом был крепким и не развалился при первом же порыве ветра, его надо построить, рассчитав правильно все этапы строительства. Ваши знания и умения помогут нам построить дом.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Да.

- Чебурашка.

- Да.

- Да.

УУКД: Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

Учебная презентация

«Актуализация знаний и мотивация»

(7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов, раздаточный материал

Беседа

Актуализирует знания обучающихся.

-  А с чего у нас начинается строительство дома?

- Кто знает, что такое «фундамент»?

- Для строительства фундамента нам понадобятся ваши тетради. Открываем тетради, отступаем четыре клетки от написанного, записываем число, классная работа. Сегодня 22 апреля. Не забывайте правила посадки при письме, правильное расположение тетради, наклон головы.

Организация минутки чистописания.

- Ребята, какую бы вы сегодня за урок хотели получить отметку? (5, 4)

- Я предлагаю вам, записать цифру 4 и цифру 5 соблюдая правильный алгоритм написания.

Проводит устный счет.

- Для того, чтобы выложить фундамент нам с вами нужно выполнить устный счет. Вы записываете только ответы, в столбик, друг под другом.

- Будьте внимательными! Помните, прочность фундамента зависит только от вас.

1. Увеличить 9 на 6.

2.Уменьшить 13 на 5.

3.Найти сумму чисел 6 и 5.

4.Найти разность чисел 70 и 20.

5.К 70 прибавить 6.

6.От 84 отнять 4.

7.В каком числе 4 десятка и 5 единиц?

8.Какое число следует за числом 69?

9.Какое число предшествует числу 30?

10. Увеличьте 50 на 4.

- Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сравните ответы, с ответами на доске.

- Встаньте те, кто выполнил задание без ошибок, у кого одна ошибка, у кого две.

- Молодцы ребята. Вы справились с заданием и теперь у нас есть фундамент дома. А какие стены бывают у дома?

- Совершенно верно. Наш с вами дом будет кирпичным. За каждое выполненное задание будете получать по кирпичику.

- Сейчас мне нужно 3 желающих к доске для решения уравнений.

67 – х = 39            35 + х = 72             х – 41 = 46

Пока наши ребята решают уравнения, Чебурашка приготовил вам задачки, давайте вместе их устно решим.

Две девочки, Дина и Маша, отправились в булочную. По дороге они нашли 50 рублей. Сколько бы денег нашла одна Дина, если бы отправилась в булочную?

В один день Ира прочитала 21 страницу, во второй — на 7 больше, чем в первый, а в третий — на 15 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала Ира за 3 дня? 

- Молодцы ребята. Справились со счётом. За это получаете 2 кирпичика.

- Давайте проверим уравнения, которые решили ребята.

- И я с вами согласна. За каждое уравнение получили по кирпичику. Давайте продолжим работу дальше.

- Выполним следующее задание. Посмотрите на данные выражения.

28 + 26 + 22+ 4 =

35+ 17 + 13 + 5 =

46+ 22+14 +8 =

9+9+9+9+9=

- Какое выражение лишнее и почему?

-Верно, слагаемые в этом выражении одинаковые.

- Сколько одинаковых слагаемых

- Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел?

- Как записывают пример на умножение?

- А знаете ли вы, что показывает первое число?

- Что показывает второе число?

Вспоминают учебный материал, выполняя задание из раздатки.

- С фундамента.

- Основа дома, то на чем держится потом все.

- 15

- 8

- 11

- 50

- 76

- 80

- 45

- 70

- 29

- 54

- Кирпичные, деревянные

Желающие выходят к доске.

- 50

- 1 день – 21,

2 день – 28,

3 день – 13.

Всего 62 стр.

Х= 67-39         х=72-35        х=46+41

Х= 28               х = 37            х = 87

- Последнее, потому что все слагаемые одинаковые, а в других разные.

- 5

- Умножением

- 9 ⸱ 5

- Какое число брали слагаемым.

- Сколько раз взяли одинаковым слагаемым.

УУРД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

УУПД:

строить речевые высказывания для решения задач;

выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией;

УУКД:

участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.

Учебная презентация, раздаточный материал, тетрадь

«Постановка учебной задачи»

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.

Беседа, опрос.

Внешний контроль.

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- Позвольте я вам помогу, правильно сформулировать тему урока.

- Отлично, раз есть тема, нужно определить цели

Вспомнить …

Заполнить …

- Отлично, но ведь теперь нам не хватает плана работы. Как раз на экране он есть, но его надо правильно собрать.

1) Вспомним как  … заменяется …  .

2) Заполним … .

3) Будем работать … .

4) Подведем … урока.

(сложение, умножением, таблицу, самостоятельно, итоги).

- Слова, которые внизу экрана, помогут вам.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Отлично, тогда приступаем к первому пункту плана!

Формулируют тему и цели урока.

- Умножению.

Тема: «Таблица сложения и умножения»

Вспомнить как сложение одинаковых слагаемых заменяется умножением

Заполнить таблицу умножения  

1) Вспомним как сложение заменяется умножением.

2) Заполним таблицу.

3) Будем работать самостоятельно.

4) Подведем итоги урока.

УУРД: составление плана действий;

УУПД:

Работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

Воспринимать и формулировать цели и задачи.

Учебная презентация

Обобщение и систематизация знаний и умений

(9 мин)

Структуризация полученного знания, умение перехода от частного к общему и наоборот повторение изученного  способа действий в рамках всей изучаемой темы.

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Наглядный

презентация

Словесный:объяснение

Упражнение

Открытие детьми нового знания.

-  Вспомним и объясним, что обозначает каждое число в записи двух чисел со знаком умножения:

 3 ⸱ 4

- Что обозначает число 3,4?

- Верно, давайте заменим произведение суммой и вычислим. Кто желает выйти к доске. Остальные записывают в тетрадях.

- Давайте сделаем вывод: что такое умножение?

- Верно. Получаем 2 кирпичик и работаем дальше.

- А теперь давайте выполним устное задание

- Ребята, посмотрите внимательно, чем же похожи суммы.

3 + 3 + 3 + 3 = 12       и        4 + 4 + 4 = 12

- Верно, и поэтому каждое выражение можно заменить умножением.

- Что показывает каждое число в записи умножения?

- Правильно, в данном примере, у нас получается «по три, взяли 4 раза»  и «по 4 взяли 3 раза»

- Давайте, устно вычислим следующие примеры.

7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 =                  7 ⸱ 6 =

25 + 25 + 25 + 25 =                      25 ⸱ 4 =

13 + 13 + 13 =                              13 ⸱ 3 =

- Молодцы! Мы выполнили 1ый пункт плана и за это вы получаете 2 кирпичика.

- Теперь мы с вами приступим к заполнению таблицы, посмотрите на нее внимательно, может быть кто-то из вас, что-то уже знает о ней.

- Пифагор – это один из самых известных древнегреческих философов, мистиков и математиков, создатель религиозно-философской школы.

Будучи мудрым учителем, обучал людей различным наукам: математике, медицине, политической деятельности. Внёс весомый вклад в геометрию: всем школьникам известна теорема Пифагора и таблица Пифагора. Именно с ней мы с вами и заполним.

- Как вы думаете, что означают числа, записанные в первом столбце и строке?

- Верно, проведя прямую от первого множителя и от второго множителя, они сойдутся в клетке, и в этой клетке, будет результат умножения, то есть произведение, в нашем случае 4 на 3.

- А теперь, вспомним переместительное свойство умножения, как оно звучит?

- Верно, значит какой теперь первый множитель?

- А второй?

- Найдите на  вашей таблице, клетку, в которой пересекается прямая от этих множителей и впишите число 12.

- Сейчас по цепочки, полным ответом мы заполняем нижнюю часть таблицы, т.е. то, что находится под голубыми клетками.

Например: первый множитель 2, второй множитель 1 произведение равно 2.

Задает уточняющие вопросы

Как по другому можно сказать?

- Отлично, мы с вами заполнили эту часть таблицы, и за такую дружную работу, вы получаете крышу.

- Чебурашка считает, что вы уже готовы, чтобы перейти к следующему пункту нашего плана.

Отвечают на вопросы

- 3 – слагаемое, которое повторяется

4 – сколько раз оно повторяется

Желающий выходит к доске.

3 ⸱ 4=3+3+3+3=12

- Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

- В каждом выражении одинаковые слагаемые.

- Первое число – какое число повторяется, второе число - сколько раз повторяется.

- 42

- 100

- 39

- Это таблица Пифагора, если ее заполнить, то в ней будут все произведения чисел от 1 до 10 в пределах 100.

Каждый получает свою таблицу и вклеивает в тетрадь.

- В первом столбике располагается первый множитель, а в первой строке 2 множитель.

- От перестановки мест множителей, значение произведения не меняется.

- 3

- 4

Отвечают по эталону.

Заполняют таблицу.

- По 3 взяли 2 раза

- 3+3 равно 6

УУПД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

УУПД:

рассматривать варианты решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

УУПД:     анализировать и осознавать информацию

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей.

Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Учебная презентация

Рабочая тетрадь, раздаточный материал

«Динамическая пауза»

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Предлагаю, вам немного поиграть,  я вам расскажу, как раньше люди назвали такие части тела.

- На каждое слово мы выучим движение,  и будем его повторять.

Выполняют движения соответственно командам.

Голова –гОлова, плечи – рамена,

Колени – кОлена, пальцы – пальцы, глаза – очи, уши – уши, рот – Уста, нос – нос.

Презентация

«Самостоятельная работа»

(5 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

И

Упражнение

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Демонстрация слайда

( показ эталона ответа)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

-  Давайте попробуем решить такую задачу, в группах вы будете отвечать на вопросы по карточке:

На дереве было 4 гнезда. В каждом гнезде вылупились по 2 птенца. Сколько всего птенцов?

- Что нам известно?

- Что неизвестно?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Что может стать вспомогательной моделью?

- Какое математическое действие поможет нам?

- Когда группа выполнила задание, она показывает это жестом «Домик»

- Отлично, теперь каждый сам в своей тетради оформляет решение этой задачи.

- Обменяйтесь тетрадями в парах и сравните с эталоном на доске. Если все верно, то поставьте «+». Поднимите руку у кого «+».

- Спасибо, за помощь в проверке, многие из вас уже отлично умеют применять новые знания, это хорошо!

- Что на дереве 4 гнезда, и в каждом гнезде по 2 птенце вылупляется.

- Сколько всего птенцов.

- Сколько всего гнёзд было на дереве и по сколько птенцов в каждом гнезде.

- Схематический рисунок.

- Умножение.

Самостоятельно работают в тетрадях.

Оценивают работу соседа.

УУПД:            смысловое чтение и осознание информации

УУРД:

Контроль и оценка результатов действий

проверять ход и результат выполнения действия;

Учебная презентация,   Рабочая тетрадь

«Рефлексия деятельности»

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Внешний контроль

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вспомните, какой пункт плана, был самый важный?

- Мы с вами закончили ее заполнять?

- А какую закономерность вы заметили, подсказкой вам будет переместительной свойство умножения?

- Правильно, дальнейшим заполнением таблицы, вы займетесь дома. Но у таблицы Пифагора, есть еще один секрет, который вы тоже можете узнать дома и на следующем уроке нам рассказать.

- Вы сегодня отлично работали, назовите мне, у кого больше «+»
- Вспомните тему  и цели урока, мы добились их? А все ли мы пункты плана выполнили?

- Могут ли, и где эти знания вам пригодится в жизни? Заполните опору.

Я не знал…Сегодня я узнал…Я научился…

- Еще раз сыграем в игру, как в начале урока, только теперь, вы будете говорить свои ассоциации после урока, или может то что запомнили, или какие чувства.

- Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

-  Заполнение таблицы.

- Нет.

- Таблица симметрична, потому что основное свойство умножения переместительное. Оказывается, что верхняя её часть отражает нижнюю.

Награждаются активные.

- Да

- Нет, остался последний.

Я не знал, кто такой Пифагор

Сегодня я узнал, что таблица Пифагора симметрична

Я научился заменять сложение умножением.

- Классно, весело, потому что  у нас остались хорошие впечатления.

УУРД:

Оценивать свою работу

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

оценивать свой вклад в общий результат

Учебная презентация, грамоты.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". 1 класс

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 10. Место и роль урока в изучаемой теме: урок рефлексии.Цели урока: Закрепить состав числа 10, счет в пределах 10. Закрепить умение составлять и решать зада...

Технологическая карта урока математики : «Сложение и вычитание вида +2, -2» (УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики:  «Сложение и вычитание вида +2, -2» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения реша...

Технологическая карта урока математики «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. +1 И -1» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления со сложением и вычитанием вида +1, -1.Задачи урокаДидактические:  познакомить со сложением и вычи...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование умений складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем; развитие навыков для решения текстовых задач. Задачи урокаДидактические:Формировать знания о сложении и вычи...

Технологическая карта урока математики "Сложение двузначных чисел" (2 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения выполнять сложение двузначных чисел.Задачи урокаДидактические:Учить выполнять сложение двузначных чи...

Технологическая карта урока математики Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3 (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления с видами сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 2,  + 3.Задачи урокаДидакти...