Открытый урок математики. 2 класс. ТЕМА: «ПРИЁМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА 36+2, 36+20»
методическая разработка по математике (2 класс)

В методической разработке дана технологическая карта урока  открытого урока + презентация урока.  2 класс. Тема урока " Приемы вычисления для случаев вида 36+2, 36+20"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_362_3620.pptx733.56 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc133 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МОБУ « Сертоловская СОШ №3» Селифонова Светлана Витальевна Приёмы сложения вида: 36 + 2, 36 + 20

Слайд 2

Девиз урока Внимательно слушай- и всё услышишь Внимательно смотри- и всё увидишь Думай и все поймешь

Слайд 4

ВСПОМНИМ Приёмы сложения в пределах 10. Приёмы сложения круглых чисел. 3. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.

Слайд 5

36 + 2

Слайд 6

36 + 20

Слайд 7

Вывод: Единицы складываем с единицами, Десятки складываем с десятками.

Слайд 8

Алгоритм Заменить число на разрядные слагаемые. Удобнее единицы складывать с единицами, десятки складывать с десятками.

Слайд 9

53 + 10 = 63 4 + 73 = 77 50 3 70 3 65 + 30 = 95 20 + 73 = 93 60 5 70 3

Слайд 10

Итог урока Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока? Выберите с каким настроением вы заканчиваете урок?

Слайд 12

Домашнее задание Стр . 58 , з. 3 , пр. 6

Слайд 13

Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сертоловская средняя общеобразовательная школа №3»

     

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

ВО 2 «В» КЛАССЕ.

ТЕМА: «ПРИЁМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ

ВИДА 36+2, 36+20»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Селифонова С.В.

Сертолово

2023г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2«В» КЛАССЕ.

ТЕМА: «Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20».

Класс:

2 в

Предмет:

Математика

Автор урока:

Селифонова С.В.  - учитель начальных классов

Учебник:

Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 96 с.: ил. - (УМК «Школа России»).

Раздел:

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Тема:

Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20.

Тип урока:

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

Создать  условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников.

Задачи урока:

обучающая: формировать умение складывать единицы с единицами, десятки с десятками, умение работать в группе, совершенствовать  умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать  свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.

развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки.

воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать  коммуникативные  качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике.

здоровьесберегающая: организовать  деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития.

Используемые методы:

Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);

Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Репродуктивный (работа с книгой, работа в тетрадях);

Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного  иллюстративно-наглядного материала, карточки рисунки-схемы в учебнике).

Используемые технологии:  

  • Проблемное обучение
  • ИКТ – технологии
  • Работа в парах.
  • Технология развивающего обучения
  • Достижения прогнозируемых результатов
  • Здоровьесберегающие технологии

УУД:

Предметные: создать условия для формирования умения  выполнять  новый  письменный  приём сложения и вычитания.

Универсальные учебные действия:

Личностные: развитие способностей  положительной мотивации к учебной деятельности , способствовать развитию интереса к математике.

Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение  добывать новые знания, используя информации, полученные  на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение составлять план,  контролировать  свой результат решения эталоном, оценивать качество решения.

Коммуникативные: умение  оформлять  свои мысли  в устной форме ; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемый результат:

должны знать:

  • правило сложения  разрядных слагаемых.

должны уметь:

   - складывать  единицы  с единицами, десятки с десятками

   - формулировать тему  и учебные задачи урока

    - делать выводы, отвечать полным ответом, работать с учебником.

Ресурсы: основные, дополнительные

- тетради;

 - Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 96 с.: ил. - (УМК «Школа России»);

- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя,  мультимедиа проектор, экран.

Формы работы:

  • Самостоятельная работа
  • Фронтальная работа
  •  Работа в парах,  группах
  •  Индивидуальная

Оборудование урока:

  • Презентация учителя Power Point
  •  Карточки
  • Компьютер

                                                       

Ход и содержание урока:

                    Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

I этап.  Мотивация.  

Цель: эмоциональная и психологическая  подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

- Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока.

Надеюсь, он поможет нам  в успешной  работе:

«Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри – и все увидишь.

Думай – и все поймешь» 

 Слайд 2 и слайд 3

- Как вы понимаете это высказывание?

(ответы)

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, подарите своего солнечного друга соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.

- Итак, у нас урок математики.

Выполняют действия, предложенные учителем; хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу.

Ответы  детей

 

II этап. Актуализация знаний и умений

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений.

                           УСТНЫЙ СЧЁТ

Разминка:

- Давайте вспомним изученный материал.

-Откройте тетради, запишите числа

1. А)Замени на сумму разрядных слагаемых

 - Прочитайте  числовой ряд.(55,87,69,91,34)

- Назовите самое  маленькое  число? (34)

- Назовите  самое большое число? (91)

- Расположите  числа  в порядке  возрастания .

34 ,87, 55, 69, 91.  

- Запишите  эти числа  в тетрадь  и замените  на сумму  разрядных  слагаемых.

- Проверка.

- Сколько  в числе  десятков ,единиц ?

- Что общего  в числах?

Б) Выполнить устные вычисления 

5+8-6+7-9+0=

17-8+9-7-6+30=

6+9-7+3-10+50=

В) математический диктант (если учащиеся согласны, то ставят знак +, если нет, то знак минус)

1.Сумма чисел 40 и 50 равна 100.

2.30 меньше 37 на 7

3. Разность чисел 46 и 40 равна 86

4.Если 8 увеличить на 40, то получится 84

5.Если к 30 прибавить столько же, то получится 60.

6. Уменьшаемое – 17, вычитаемое – 9, разность равна 8.

7.Сумма чисел 50 и  5 больше суммы чисел 40 и 4

8. Если вычитаемое 9, а разность 30, то уменьшаемое 39

9. Из 40 нельзя вычесть разность чисел 37 и 7

10. 89 больше 79 на 1

2. Повторение приёмов сложения.

- Ребята, на доске записаны выражения.

Предлагаю  вам выполнить  задание

20+4+30+6+10=

2+40+10+10+8=

60+20+6+3=

Проверка: 

-Какие приёмы сложения вы повторили? Слайд 4

- Молодцы! Вы справились с заданиями.  

3. Решите удобным способом.      

(40+6)+20                    (60+4)+3  

(В тетрадях и на доске).

-Как вы складывали?

Внимательно слушают учителя

34=30+4,

87=80+7,

55=50+5,

69=60+9,

91=90+1

3д.4ед.

 

Они состоят  из единиц  и десятков.

  5+8-6+7-9+0=5

17-8+9-7-6+30=35

6+9-7+3-10+50=51

Взаимопроверка.

Обобщают, какие приёмы использовали при работе:

1.Приёмы сложения в пределах 10.

2. Приёмы сложения круглых чисел.

3. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.

Проверка.

Единицы с единицами, десятки с десятками.

III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.

- Ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь,  они помогут вам лучше усвоить материал урока. К нам на урок пришёл мудрый математик  и хочет узнать, умеете ли вы решать вот такие примеры:

  Решение примеров.

- Запишите примеры в тетради и решим их.

12-5          36+2

7+8           36+20

-Проверка

- Каким способом решали второй столбик? Как раскладывали?

 - (У нас затруднение мы не можем решать примеры.)

-  Сформулируйте тему нашего урока. ( Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20).

Слайд 5

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Научиться решать примеры нового вида).

- Какой вид урока у нас будет? (урок открытие нового знания)

Внимательно слушают учителя.

12-5=7   7+8=15

36+2=38   36+20=56 

Высказывания детей: будем учиться решать примеры  вида:

36 + 2,    36 + 20. 

Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют  цель  урока.

IV этап.   Этап усвоения новых знаний и способов действия. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала,  развитие умения обобщать и делать выводы.                                                                                                                                              

- Вернёмся к нашему выражению.

- Сколько  в числе 36 десятков? (3)

-Выложите  число десятков

- Сколько  в числе 36 единиц? (6)

- Выложи число единиц

- Давайте  к 36 прибавим  2 .

- Что  обозначает   цифра 2 (ед.)

- Что нужно  сделать, чтобы  показать, что  вы  прибавили 2?

( нужно добавить 2 палочки к единицам)

- Сколько единиц стало? (8)

-Что скажите о количестве  десятков? (оно не изменилось)

- Какое число  сейчас  у вас  изображено? (38)

 Слайд 6

Познакомимся  с записью новых  числовых  выражений (показываю  на доске,  дети  в тетрадях)

36+2 =30+(6+2)=38

(36 это 30 и 6  прибавляем  2 единицы.  К 6 единицам  прибавлю

2 единицы).

↓   ↓вычитаем 2 единицы . Из 6 единиц вычту 2 единицы.

Останется 4 единицы. Пишу 30 + 4, ответ 34. 

 -Кто запишет это выражение по другому?

-  Сформулируйте  правило, как мы  выполняли сложение.

Вывод : ( Единицы складываем  с единицами)

Выложите снова число 36.

-Теперь попробуем  прибавить число  20.

-Что такое 20?(2 дес.)

-Что  вы сделаете, чтобы +20?(прибавим 2 пучка)

- Сколько  десятков  стало? (5).

- Что нужно  сделать, чтобы  показать, что  вы  прибавили 2?

( нужно добавить 2 пучка к десяткам)

-Что скажите о количестве  единиц? (оно не изменилось)

- Какое число  сейчас  у вас  изображено? (56)

Слайд7

Познакомимся  с записью новых  числовых  выражений (показываю  на доске, дети  в тетрадях)

36+20 =(30+20)+6=58

(36 это 30 и 6  прибавляем  2  десятка.  К 3 десяткам  прибавляем 2 десятка, да ещё 6 единиц.

↓   ↓вычитаем 2 единицы . Из 6 единиц вычту 2 единицы.

Останется 4 единицы. Пишу 30 + 4, ответ 34. 

 -Кто запишет это выражение по другому?

-  Сформулируйте  правило, как мы  выполняли сложение.

Вывод: ( Десятки  складываем  с десятками).

  А теперь сравните  свой вывод с правилом в учебнике на стр. 58.  Хоровое проговаривание.

Слайд 7

- Составим план действия выхода из затруднения

1. Заменить число на разрядные слагаемые

2.Удобнее  единицы  складывать с единицами,   десятки складывать с десятками

Слайд 8

.

36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки, получилось 8 палочек. К 3 десяткам прибавили 8 единиц получилось 38.

Делают вывод.

Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. К 3 десяткам прибавили 2 десятка, получилось 5 десятков. К 5 десяткам прибавили 6 единиц, получилось 56. Делают вывод.

Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38. Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки. Делают вывод.

 

Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 50 + 8 = 58. Вычислим удобным способом, к десяткам прибавляем десятки, затем прибавляем единицы. Делают вывод.

У всех  уч- ся вывод звучит одинаково. Работают с информацией, представленной в учебнике.

 Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.

V этап. Физкультминутка

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

VI  этап.  Первичное закрепление изученного материала

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыко

  Работа по учебнику

 №1  с.58 – выполняется устно с проговариванием по плану.

- Для закрепления данного умения, я предлагаю выполнить примеры у доски и в тетрадях стр. 58 (под чертой)

43+50    62+4     31+6    24+40

Вторичное  закрепление материала  

Слайд 9

Решение задачи  

(Карточки)

-Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? /О брате и сестре/

-Что узнали о них из условия задачи? /Брату 24 года, сестре 30 лет/

-Запишите задачу кратко.

/Один ученик работает у доски./

Б.-  24г.

С.-  30л.

-На какой вопрос нужно ответить? /Сколько брату и сестре  лет вместе /

-Дополните краткую запись.

Б.-24 г.

С. -30 л.

 (Знак вопроса и фигурная скобка)

-Как узнать, сколько им  лет  вместе?  /Надо к одному числу прибавить другое.

-Запишите решение задачи самостоятельно.

- Сколько  им лет вместе? (54) 

-На сколько лет сестра старше брата?

Проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы складывают с единицами, а десятки с десятками.

Объясняют решение

Работают самостоятельно.

 Проверяют. Оценивают свою работу.

Следят глазами

Разбирают задачу.

Самостоятельно записывают решение задачи.

 VIII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности

Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

Слайд 10

- С какими приёмами сложения познакомились на уроке?

- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

- Поднимите руки те, у кого были затруднения. Проговорите свои затруднения

- Где вы можете поработать над затруднениями

- Оцените  свою работу на уроке.

 Слайд 11

-Выберите соответствующий смайлик:

- Мне понятно и я могу  объяснить другому!  

- Я не всё понял!!!

- Мне было трудно! 

Ответы учеников.

Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах, в группах.

Свободные высказывания учащихся.

Приём сложения вида 36+2 и 36+20

Показывают свое настроение.

IХ этап . Домашнее задание  

Слайд 12

Записывают домашнее задание в дневнике. Выставляют оценки. Стр. 58 з.3, пр.6, Урок окончен.

                                                                                                                                       

                                                   

        Использованные источники и литература:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 96 с.: ил. - (Школа России).
  2. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
  3. В. Н. Рудницкая. Тесты по математике к учебнику  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  4. http://festival.1september.ru/articles/518883/
  5. http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-32429
  6. http://openclass.ru/lessons/209794
  7. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_2_mat/5039-urok-matematiki-vo-2-klasse-po-skazke-gusi-lebedi.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Урок по математике по теме «ПРИЁМ ВЫЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА 36+2, 36+20» 2 класс

В процессе подготовки к уроку я поставила следующую цель: создать  условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных...

Технологическая карта урока математики на тему "Приёмы устных вычислений" 3 класс

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России")...

Урок математики по теме "Приём вычислений вида 60 - 24".

Урок математикиво 2 классе по теме "Прием вычислений вида 60 - 24". Изучение нового материала....

Конспект урока математики по теме: "Приёмы вычислений для случаев вида 60-24"

урок математики во 2 классе программа "Школа России"...

Технологическая карта урока математики по теме «Приём вычисления вида 35-7»

Вычитание однозначного числа из двухзначного с переходом через десяток....