Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе.
методическая разработка по математике

Вера Жамсарановна Батуева

технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология уровневой дифференциации на уроках математики

 в начальной школе.

Актуальность в контексте работы с обучающимися.

   В процессе дифференцированного подхода изучаю, анализирую и классифицирую различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы обучающихся. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

  Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Цель каждого урока: создать благоприятные условия для обучения и развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Обучить каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
  2. Постоянное отслеживать результаты обучения.

Принципы:

  • Принцип обучения в зоне ближайшего развития
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип непрерывности развития
  • Принцип подбора материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика
  • Принцип свободного выбора деятельности
  • Принцип самостоятельности, активности и сознательности обучения
  • Принцип оптимального выбора методов, форм и средств обучения.

       Модель подготовки урока с  использованием технологии:
-определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
-проведение диагностики по выбранному критерию;
-выбор способа дифференциации;
-разработка разноуровневых заданий;
-этап урока, на котором планируется использование дифференциации;
-способ контроля успешности использования дифференцированного задания

      Критерии для выделения группы:
- усвоение знаний (восприятие, мышление, воображение, память);
- умения и навыки (обучаемость школьников);
- специальные способности;
- интересы и склонности учащихся

Деление класса на группы условно и негласно. Перемещение учащихся из группы в группу производится в конце каждой учебной четверти на основе выделенных показателей интелектуально-личностного роста школьников. Самым распространенным методом внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности. 

Разработка разноуровневых заданий:
По содержанию учебных заданий:

- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму учебного материала.
По способу организации деятельности:
-по степени самостоятельности;
- по степени и характеру помощи обучающимся;
-по характеру учебных заданий

Моя система работы для создания благоприятных условий для обучения и развития каждого ученика через уровневую дифференциацию

  • 1.Вводная часть – ориентация учащихся.
  • 2. Выделение различных групп.
  • 3. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении ее полного усвоения.
  • 4. Выявление пробелов. Оценка полноты усвоения.
  • 5. Помощь, коррекция.

Организация уровневой работы на уроке

«А»

«В»

«С»

1 уровень сложности– это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым  уровнем.

2 уровень –

обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий.

3 уровень –

предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал и его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения.

Три  типа дифференцированных заданий

   Например, решить задачу: «Брат купил 12 тетрадей по 2 рубля за каждую, а сестра 11 тетрадей п 3 рубля за каждую. Сколько всего денег заплатили брат и сестра?»

Читаем задачу 2 раза. Задания по уровням:

1 уровень: решить задачу. В помощь даю инструктивную карточку.

                                                 1) Узнай, сколько стоят 12 тетрадей

 

                                                 2) Узнай, сколько стоят 11 тетрадей

                                                 

                                                 3) Узнай, сколько стоят все тетради

2 уровень: Решить основную задачу, составить схему и записать решение одной обратной задачи.

3 уровень: Решить основную задачу, составить схемы двух обратных задач и записать их решение.

    Как применяю уровневую дифференциацию на уроке  при изучении нового материала

   Работаем по алгоритму в парах

  1. Проговорили
  2. Коллективно поработали
  3. Кому-то рассказали
  4. Самостоятельно поработали
  5. Проверили себя

    Провожу уровневые задания при повторении и закреплении

Тема: «Решение составных задач на нахождение суммы»

Задача №1 (основное задание):

        В первом из новых домов 45 квартир, во втором – на 20 квартир меньше, а в третьем столько, сколько в первом и втором вместе. Сколько квартир  в третьем доме?

1 уровень.

Решают задачу №1(разобранную ранее) с использованием схем или работа идет фронтально, разобрав по схеме решения. Решение записывают самостоятельно и по схеме составляют подобную задачу(схема на доске)

 1д – 45 квартир

 2д.  - ? на 20 кв. меньше

 3 д . -? Столько сколько в 1д. и 2д вместе.

Сколько квартир в третьем доме?

2 уровень.

Решают подобную задачу, отвечая еще на 1 дополнительный вопрос

Задача№2 (подобная задаче №1):

Юра решил 12 примеров на сложение, на вычитание на 9 примеров меньше. А на деление столько, сколько на сложение и вычитание вместе. Сколько Юра решил примеров на деление? Сколько всего примеров решил Юра?

3 уровень.

Решают задачу №2 с наращиванием условия.

Задача №2.

Юра решил 12 примеров на сложение, на вычитание на 9 примеров меньше. А на деление столько, сколько на сложение и вычитание вместе. В трех примерах из всех Юра ошибся. Сколько примеров Юра решил без ошибок?


   Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся используется система разноуровнего контроля и оценки знаний, в которую входят:
-тренировочные задания и тесты;
-индивидуальные карточки-задания;
-проверочные работы;
-самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера

    Дифференцированное обучение возможно только в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения. Эффективными методами такого обучения являются методы проблемного обучения, активные методы обучения, в том числе игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к учению, создание ситуаций успеха, творчества и другие. Дифференцированное обучение в настоящее время рассматривается в качестве эффективного средства обучения так называемых нестандартных детей, выходящих за пределы нормы: выше или ниже ее. Это дети с особыми образовательными потребностями (одаренные учащиеся, отстающие в учении школьники и другие).

     Цель изменения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

    Элементы (методы и (или) приемы) базовых технологий ФГОС подверглись изменению: изучение и обзор литературы по данной теме, выявление  уровней обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики; апробирование технологии «уровневая дифференциация», наблюдение за деятельностью обучающихся, анализ результатов.

     Показатели, по которым отслеживалась эффективность изменения (совершенствования): использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.

      Результаты использования (стартовая и итоговая диагностики):  для распределения детей между различными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты. Уровневая дифференциация обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только «сильными» учащимися, но и «слабыми», предполагает возможность проявления на уроке самостоятельности, способствует целенаправленной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, влияет на устойчивое формирование ЗУН. Это способствует повышению результативности обучения на что указывает: рост успеваемости учащихся; стабильные  результаты (абсолютная успеваемость- 100%), участие детей в олимпиадах по математике, школьного, регионального и международного уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе».

Методическая разработка содержит дифференцированные задания по математике, позволяющие организовать учебный процесс, создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся....

Статья на тему: «Реализация технологий уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе»

Математика, наряду с русским языком и чтением, является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны не только учиться решать арифметические задач...

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».Содержание. 1.Определение понятия дифференциация.2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.3.Этапы орган...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, ...

Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе.

Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе....