Открытый урок по математике в 4 классе на тему: "Закрепление. Величины"
методическая разработка по математике (4 класс)

Кизик Мария Игоревна

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи:

Обучающие:

- закрепление знаний об изученных величинах и их единицах измерения;

- упражнение в преобразовании, сравнении единиц измерения массы, длины, площади и времени;

- совершенствование вычислительных навыков, умений решать задачи и уравнения.

Развивающие:

-  Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

- Воспитывающая:

- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, усердия, аккуратности в работе; взаимовыручки, умений сотрудничать в паре; привитие интереса к предмету.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать в парах; принимать чужую точку зрения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лычёвская средняя школа имени М.К. Кузьмина»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по математике

по теме: Закрепление. Величины

в 4 классе

 Учитель начальных классов:

                                                              Кизик М.И.

ТИП УРОКА: УРОК – Закрепление.

ТЕМА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВЕЛИЧИНЫ.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи:

Обучающие:

- закрепление знаний об изученных величинах и их единицах измерения;

- упражнение в преобразовании, сравнении единиц измерения массы, длины, площади и времени;

- совершенствование вычислительных навыков, умений решать задачи и уравнения.

Развивающие:

-  Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

- Воспитывающая:

- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, усердия, аккуратности в работе; взаимовыручки, умений сотрудничать в паре; привитие интереса к предмету.

 Группы формируемых компетенций: 

Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:  участие в групповой работе с использованием речевых  средств для решения коммуникативных задач;  использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:  добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся научатся применять полученные знания, умения и навыки; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать в парах; принимать чужую точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, иллюстрации, таблицы: Величины, единицы измерения величин, лента успеха, жетоны в виде новогодних игрушек.

Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 

Необычный день у нас.

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Математика сурова, её просто так не взять,

Попытаемся мы снова получить оценку пять.

- Садитесь, ребята!

Что за праздник на дворе?
Все во льду и серебре,
Елка важная стоит,
От наряда вся блестит?
В гости Дед Мороз идет,

Наступает...

Какой праздник самый любимый, самый волшебный, самый объединяющий, самый семейный? Конечно, Новый год! 

Кто является главным героем праздника в России?

Знаете ли вы, что 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза?  Именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге (в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза) — в свои права вступает настоящая зима, ударяют морозы.

Сегодня мы проведем «Новогоднее математическое приключение», входе которого вам будет нужно показать знание математики, умение работать группе, ответственное и творческое отношение к работе на уроке.

II. Актуализация знаний. Определение цели урока. Письмо 1.

- Ребята, метель на вьюжила нам ёлку. Посмотрите она необычная, что-то на ней есть?! Это что? Да, письма от Деда Мороза. Сейчас я сниму 1 письмо и прочитаю его: «Здравствуйте, ребята 4 класса Лычёвской средней школы. Пишет вам Дедушка Мороз. Как же я рад, написать вам и поздравить с наступающим Новым 2023 годом! Вижу, что это будет замечательный год!

У нас сейчас горячая пора: в нашей мастерской подарков работа кипит день и ночь. Только представьте, ведь в новогоднюю ночь нужно поздравить каждого человека и приготовить ему подарок по вкусу. Хорошо, что у меня есть верные помощники: птицы, звери лесные и, конечно, внучка Снегурочка! Но мы не знаем, как нам преодолеть все трудности по доставке подарков, поэтому обращаемся к вам за помощью. Мы забыли математические понятия, которые помогут выполнить нам задания в срок. Я оставил на ёлочке письма с заданиями, которые нужно сделать по времени написания их мною. Желаю успехов!»

- Ребята, поможем Дедушке Морозу? Посмотрите на экран, что же за понятие забыл Дед Мороз со своими помощниками?!

- Что это? (Кроссенс).

- Разгадайте его.

-Какое понятие загадал этот кроссенс? (Величина.)

-Что такое величина? (То, что можно измерить и результат выразить числом.)

- Какие величины вы знаете? (  Величины длины, массы, времени, площади.)

- Что, вы, узнали о величинах на предыдущих уроках? (Название величин, единицы измерения данных величин, учились сравнивать и преобразовывать величины, решать с ними задачи.)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Закрепление по теме «Величины».)

- Какие задачи поставите перед собой на данный урок? (Повторить изученные величины, их единицы измерения, будем решать задачи с величинами, преобразовывать и сравнивать величины.)

- В конце урока мы должны сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Когда в жизни мы встречаемся с величинами?

III. Работа по теме урока.

- Ребята, Дед Мороз нам оставил ёлочку с заданиями, которые написал в письмах.

- Сейчас прочитает нам первое письмо с заданием тот, кто ответит: Сколько дней в трех зимних месяцах? (90 или 91). Почему?

1. Письмо «Зимняя разминка». Устный счет.

- Перед вами слайды с вопросами, на которые нужно ответить. (Презентация).

- Разбейте числа на две группы по определённому признаку.

43, 5 м 6 дм,   1001, 4 кг,    5 мин,   890,   10 с,   12,   6 кг,   2 т,  98,    120 г,   8 дм², 5 км,    1 ч 20 мин,     8 м²,     555

   - Мы видим, что в этом ряду есть натуральные числа, которые являются результатом вычислений или счёта. И есть именованные числа, которые получают в результате измерения величин и сопровождающих названием единиц измерения.

Группу именованные числа можно разбить на несколько групп по признаку разных величин.

- Какие вы знаете единицы измерения? Единицы измерения нам укажут на величину, о которой идёт речь. Для этого нужно вспомнить единицы измерения величин. А помогут нам в этом «Снеговики»! Только была метель и они рассыпались на комы. Расположите комы в порядке возрастания единиц измерения….

Единицы измерения длины: км, м, дм, см, мм.

Единицы измерения времени: сутки, час, мин, сек.

Единицы измерения массы: т, ц, кг, г.

Единицы измерения площади: м2, дм2, см2.

Для измерения величин используют различные инструменты и приборы. Назовите их. (Презентация).

- Ребята, вы справились с первым заданием от Деда Мороза «Зимняя разминка». Оцените свою работу над этим заданием – в «Лесенке успеха» нарисуйте на этой ступеньке новогодний шар – красный – отлично, синий – хорошо, белый – трудно.

2. Письмо «Бухгалтерея Деда Мороза». Решение примеров.

Минутка чистописания.

- Запишем дату сегодняшнего дня. (15 декабря. Классная работа.)

- Так как мы с вами ждём праздника «Новый год». Скажите, а какой год наступит? (2023)

- Запишите в тетради это число. Покажите мне, что вы готовы слушать.

- Известно, что ноябрь и декабрь – время подготовки новогодних подарков. Рассчитать их количество и стоимость – дело непростое. Деду Морозу помогает в этом Снегурочка. Но сегодня Дед Мороз нас попросил выбрать ту группу ребят, кто лучше считает. Вот и мы с вами сейчас потренируемся в счете и определим, Кто может быть из нас помощником Деда Мороза.

- Цепочки с примерами от Деда Мороза.

- Примеры от Деда Мороза. В учебнике на стр. 78 № 348. Работаем по вариантам: 1 вариант – верхняя строка с примерами, 2 вариант – нижняя строка с примерами. Решает каждый самостоятельно в тетради. Проверяем у доски с объяснением.

- Теперь мы готовы после решения примеров помочь собрать подарки.

Оцените свою работу над этим заданием – в «Лесенке успеха» нарисуйте на этой ступеньке новогодний шар – красный – отлично, синий – хорошо, белый – трудно.

- Выберем, кто следующее письмо прочитает: Вчера был новый год. Завтра будет пятница.

В какой день недели был новый год? (Среда).

3. Письмо «Новогодний подарок». Выполнение задания с единицами массы.

- Решите задачу: Для детей Дед Мороз приготовил 80 подарков. В каждом подарке по 3 мандарина, по 4 шоколадки и по 2 петушка. Сколько всего фруктов и сладостей необходимо для составления всех подарков? (720). Записываем решение в тетради и ответ.

 - А теперь за три минуты из наборов готовых геометрических фигур с изображением начинок подарка вам нужно составить новогодний подарок, но он по массе должен быть 800 г или 1000 г.

- Давайте посмотрим на ваши подарки!

- Оцените свою работу над этим заданием – в «Лесенке успеха» нарисуйте на этой ступеньке новогодний шар – красный – отлично, синий – хорошо, белый – трудно.

- Выберем, кто следующее письмо прочитает: Какое время показывают часы на слайде?

4. Письмо «Волшебство часов». Выполнение задания с единицами времени. Работа в парах.

- Напиши, сколько время показывают часы? Проверяем работу в парах.

- Оцените свою работу над этим заданием – в «Лесенке успеха» нарисуйте на этой ступеньке новогодний шар – красный – отлично, синий – хорошо, белый – трудно.

- Выберем, кто следующее письмо прочитает: Кто назовёт больше пословиц или поговорок, в которых есть единицы измерения…

5. Письмо «Снежный путь». Выполнение задания с единицами длины. Решение задач по группам.

 Задача для первой группы

Из двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Снегурочка прошла до встречи 128 км, а Дед Мороз – на 56 км меньше.  Сделайте по задаче чертёж и узнайте расстояние между этими городами.

Задача для второй группы

Дед Мороз и Снегурочка выехали на лыжах от одной остановки в противоположных направлениях. Снегурочка прошла 38 км, а Дед Мороз – на 5 км больше. Сделайте по задаче чертёж и узнайте на каком расстоянии оказались Дед Мороз и Снегурочка друг от друга.

- По одному представителю из групп выходят к доске и демонстрируют на магнитных планшетах решение задачи и чертёж.

- Оцените свою работу над этим заданием – в «Лесенке успеха» нарисуйте на этой ступеньке новогодний шар – красный – отлично, синий – хорошо, белый – трудно.

- Выберем, кто следующее письмо прочитает: Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый год я – главная. (ёлка).

6. Письмо «Сказочная ёлочка». Выполнение задания с единицами площади.

- Работа по учебнику на странице 73 № 24, выполняем в тетради. Проверяем.

- Посмотрите на слайд. Где могли установить такую ёлку? (На площади)

С помощью чего можно измерить площадь ёлки? (Палетка). Что это такое? Как измеряется фигура с помощью палетки? (Смотрим на слайд).

- Давайте мы сейчас измерим площадь елочки и найдём её площадь.

- Оцените свою работу над этим заданием – в «Лесенке успеха» нарисуйте на этой ступеньке новогодний шар – красный – отлично, синий – хорошо, белый – трудно.

- Молодцы, вы помогли Деду Морозу выполнить трудные задания из писем.

IV. Закрепление пройденного материала (Актуализация опорных знаний и способов действий)

 -Запиши и вычисли столбиком.

В учебнике стр. 80 № 360.

V. Рефлексия.

- Ребята, мы с вами помогли Дедушке Морозу и выполняли все его поручения.

Вы, молодцы, пришли в трудную минуту на помощь. Что было трудным для вас на уроке?

VI. Домашнее задание.

- Повторить таблицы величин, с. 58, тест (1 вариант), творческое задание: подготовить проект «Старинные меры длины или массы».

VII. Итог урока. Оценивание.

- Какую тему повторяли на уроке? (Величины.)

- Когда в повседневной жизни мы встречаемся с величинами? (Когда планируем свой день, делаем ремонт, расплачиваемся в магазине, готовим пищу, что-то шьём, планируем поездку на машине.)

- Предлагаю теперь посчитать на «Лесенке успеха», какого цвета шары у вас преобладают?

- Ребята, а вы заметили или нет, на что похожи наши шары? (Российский флаг).

- Что обозначают цвета флага РФ?

- Какой праздник был 12 декабря?

- Оцените свою деятельность на уроке, прикрепите свой новогодний шар на нашу ёлочку, давайте её украсим!

- Я довольна вами, вы очень хорошо работали и Дедушке Морозу понравилась ваша помощь. Поэтому он прислал нам «Новогоднюю ёлочку».

- Какой год наступает? (2023 – год Кролика). Я дарю вам ребята и нашим гостям памятные сувениры о нашей сегодняшней встрече – магниты с символом года!

- Урок окончен. Всем спасибо.

        

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

математики в 4  классе

по теме «Закрепление. Величины»,

проведённого учителем начальных классов

Вопросы для самоанализа

Примерный план самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Данный урок относится к разделу «Величины».

Данный урок является последним в этом разделе.

Урок опирается на знания учащихся о величинах: массе, длине, площади, времени, умения преобразовывать, сравнивать единицы величин, решать задачи на определение начала, конца и продолжительности событий.

Урок будет связан с последующими уроками в разделе «Сложение и вычитание», «Умножение и деление» по теме «Действия с величинами».

Тип урока:  Урок- закрепление.

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

     Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по математике для 4 класса начальной школы.

Обучающие:

- закрепление знаний об изученных величинах и их единицах измерения;

- упражнение в преобразовании, сравнении единиц измерения массы, длины, площади и времени;

- совершенствование вычислительных навыков, умений решать задачи и уравнения.

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, связной речи, воображения;

- развитие умений приступать к решению задачи после продумывания хода решения, выстраивая логическую цепь рассуждений.

Коррекционная:

- совершенствование умений отвечать на поставленные вопросы учителя полными ответами;

- формирование точности в координации движений.

Воспитывающая:

- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, усердия, аккуратности в работе; взаимовыручки, умений сотрудничать в паре; привитие интереса к предмету.

       Урок цели достиг. Решение задач реализовывалось через основные  методы, использованные  на  уроке:

  • объяснительно – иллюстративный  и  деятельностный  метод:
  • постановка  учебной  задачи  через  создание мотивации, желания  вступить  в  действие),
  • чёткая  формулировка  цели  урока,
  • закрепление   детьми  знаний  в  ходе  совместного  обсуждения, диалога, а  не  объяснения  учителя, т.е. совместная  учебная  деятельность.
  • закрепление – усиление  усвоения  материала  через  многократное  проигрывание  учебного  материала.
  • самостоятельная  работа  с  проверкой  в  классе
  • повторение  и  актуализация  опорных  знаний  было  использовано  в  течение всего урока.

     Обеспечение  систематизации  знаний  через:

  • разумное  соотношение  «старого»  и  «нового»;
  • опора  на  изученный  материал.

     Целостность  урока  была  обеспечена  не  только  темой  урока, но  и  темой необычного  путешествия  в сказку  «Золушка»  Шарля Перро –  (дети работали «помощниками»: выполняли задания)

      С  точки  зрения  методического  аспекта, использовались  разнообразные  приёмы  и  методы (сравнение, сопоставление, занимательные  моменты, имеющие  познавательный  смысл  и  способствующие  развитию  учащихся), использовались  разнообразные  виды  учебной  деятельности, сочетание  фронтальной  и  индивидуальной  форм  работы,  использование  дидактического  материала.

3.

Выбор структуры урока.

Структура урока соответствует уроку закрепления.

Этапы урока:

1. Организация класса. Эмоциональный настрой. 

2. Самоопределение к учебной деятельности.

3. Устный счёт.

а) Решение задачи № 1.

б) Решение задачи № 2.

в) Тест «Единицы площади».

4. Закрепление пройденного материала.

а) Работа с единицами времени. 

б) Минутка чистописания.

в) Решение задачи с единицами длины. 

5. Физкультурная  минутка.

6. Сравнение единиц длины.

7. Гимнастика для глаз.

8. Преобразование единиц массы.

9. Работа по учебнику.

а) Решение уравнений – работа по учебнику с. 54, № 15 (в парах).

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока. Оценивание.

5.

Оценка содержания урока.

      На  протяжение  всего  урока , на  всех  этапах  были  использованы  задания  на  развитие  психических  процессов :

- Внимания (устойчивость, переключаемость, концентрация)

- воображения

- памяти

- мышления (самостоятельность,  логичность,  обобщение)

     Я  считаю, что  урок  содействовал  формированию  положительных  качеств  личности  (желание  помочь  другим),   развитию  нравственных  и  эстетических  чувств,  воспитанию интереса к математике  и  мотивации  к  учению.

     Был  учтён социальный  аспект  урока:

  • межпредметные  связи  и  связь  с  жизнью
  • формирование  навыков  личностного общения  (умения  слушать, высказывать  свои  мысли, участвовать  в  диалоге)
  • осознания  значимости  процесса  обучения (для  чего  нужны  данные  знания)
  • воспитание  дисциплины  и  прилежания

На  уроке  создан  благоприятный  моральный  климат:

  • создание ситуации  успеха  и  оптимистического  настроения
  • возможность  свободного  проявления  эмоций
  • психологическая  поддержка  и  воспитание  уверенности  в  каждом  ребёнке
  • эмоционально-положительное  восприятие  ребёнка

      На  уроке  соблюдались  санитарно-гигиенические  нормы  :

  • освещённость
  • использовалась  физ .минутка, гимнастика для глаз.
  • наблюдение  за  правильной  осанкой
  • удалось  избежать  учебных, эмоциональных  и  физических перегрузок  

      В  целом, я  считаю, урок  прошёл  успешно

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новогоднее математическое приключение .

Слайд 2

Письмо «Обращение Деда Мороза»

Слайд 3

П исьмо «Зимняя разминка» .

Слайд 4

1. Сколько месяцев в году?

Слайд 5

2. За ночь на стадион выпало 2 т снега. Сколько это килограммов?

Слайд 6

3. Для украшения новогодней ёлки купили 45 шишек, а шаров в 3 раза больше. Сколько купили шаров?

Слайд 7

4. Длина катка 40 м, а ширина 30 м. Каковы его периметр и площадь?

Слайд 8

5 . Сколько дней в январе?

Слайд 9

6 . На строительство снежной крепости ушло 8 ц снега. Сколько это килограммов?

Слайд 10

7 . Фейерверк горит 60 секунд, а бенгальский огонь в 3 раза дольше. Сколько минут мы можем любоваться бенгальским огнём?

Слайд 11

8 . Возраст Бабы Яги равен разности наименьшего четырёхзначного числа и числа 7. Сколько лет Бабе Яге?

Слайд 12

9 . В обычном году 365 дней. А сколько дней в високосном году?

Слайд 13

10 . Без пяти новый год! Сколько времени показывают часы?

Слайд 14

Разбейте числа на две группы по определённому признаку. 43, 5 м 6 дм, 1001, 4 кг, 5 мин, 890, 10 с, 12, 6 кг, 2 т, 98 , 120 г, 8 дм², 5 км, 1 ч 20 мин, 8 м², 555

Слайд 15

П исьмо «Бухгалтерия Деда Мороза» .

Слайд 16

Цепочки примеров от Деда Мороза 100 25 •3 -45 :15 •17 +49 •4 +8 :3 +22 :2

Слайд 17

Примеры от Деда Мороза. Работа с учебником на странице 78 № 348.

Слайд 18

Письмо «Новогодний подарок»

Слайд 19

Для детей Дед Мороз приготовил 80 подарков. В каждом подарке по 3 мандарина, по 4 шоколадки и по 2 петушка. Сколько всего фруктов и сладостей необходимо для составления всех подарков?

Слайд 20

Письмо «Волшебство часов»

Слайд 23

Письмо «Снежный путь»

Слайд 24

Задача для первой группы Из двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Снегурочка прошла до встречи 128 км, а Дед Мороз – на 56 км меньше. Сделайте по задаче чертёж и узнайте расстояние между этими городами. Задача для второй группы Дед Мороз и Снегурочка выехали на лыжах от одной остановки в противоположных направлениях. Снегурочка прошла 38 км, а Дед Мороз – на 5 км больше. Сделайте по задаче чертёж и узнайте на каком расстоянии оказались Дед Мороз и Снегурочка друг от друга.

Слайд 25

Письмо «Сказочная ёлочка»

Слайд 26

Работа по учебнику на странице 73 № 24 1 см² = мм² 1 м² = дм² 1 дм² = см² 1 км² = м²


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 2 класс по теме "Закрепление. Приёмы умножения числа 2"

Разработка открытого урока по иатематике в 4 классе по теме "Закрепление. Приёмы умножения числа 2 "...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

Урок по математике 2 класс по теме "Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100"

Урок по математике во 2 классе по теме "Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100" УМК "Школа России"...

Открытый урок по математике 3 класс по теме "Закрепление пройденного "Решение уравнений"

Конспект урока по математике 3 класс "Закрепление. Решение уравнений"...

Урок по математике 1 класс, на тему : "Закрепление пройденного материала".

В данном конспекте по математике вы найдёте все необходимые задания для закрепления пройденного материала в 1 классе (3 четверть)....

Конспект урока по математике 2 класс (ЗПР) Тема:. Закрепление изученного

Конспект урока по математике 2 класс (ЗПР)Тема:. Закрепление изученного...