Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса
план-конспект урока по математике (1 класс)

Харитонова Лариса Николаевна

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 1 классе

Тема урока: «Решение задач на нахождение целого и части»

( УМК «Перспектива»)

Тема урока

«Решение задач на нахождение целого и части»

Дидактическая цель

Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи урока

Образовательные (предметные):

  • Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.
  • Учить составлять задачи по схемам и числовым выражениям.
  • Учить решать задачи на нахождение целого и части.
  • Формировать умение владеть математической терминологией.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие (метапредметные):

Познавательные:

  • Развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с информацией и обмениваться её.
  • Формировать умение использовать полученную информацию.
  • Работать над использованием знаково-символических средств.
  • Продолжить работу над формированием умений ориентироваться  в тетради для самостоятельной работы.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте.
  • Формировать умения слышать друг друга и понимать.
  • Помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Регулятивные:

  • Формировать умение соотносить свои знания, определять проблему.
  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Способствовать выполнению пробного действия.
  • Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Воспитательные (личностные):

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Следовать установке  на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Средства обучения

 Учебник, тетрадь с печатной основой, карточки с числами от 1 до 9, распечатка с заданиями, мультимедийное сопровождение (презентация).

                                                               

Технологическая карта урока математики

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности

(1 – 2 мин)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Николаевна, сегодня я у вас проведу урок математики. Я уверена, что вы справитесь со всеми предложенными заданиями, и у нас все получится.  

-На столах разноцветные смайлики, покажите какое у вас настроение.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Выбирают смайлик, показывают настроение.

Личностные УУД: положительное отношение к уроку;  следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем.

2.Актуализация знаний

(4 – 5 мин)

- Математика нас ждёт,

 Начинаем устный счёт.

Учитель приглашает к доске             6 человек, с остальными ребятами проводит устный счет

1.Математический диктант

- Покажите число, которое следует за  7 (8)

-  Покажите число, которое стоит перед числом  5 (4)                                  -Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, найдите разность (2)

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4, найдите сумму (9)

-Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала? (5)

-Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 9 (3)

- Из какого числа надо вычесть  1, чтобы получить 6 (7)

-На сколько 5 больше 4 (на 1)

- Уменьшаемое 8, вычитаемое неизвестно, разность 2. Найдите вычитаемое. (6)

- Покажите два числа, сумма которых равна 9.

(1и8, 2и7, 3и6, 4и5)

-Покажите два числа, разность которых равна 2

 (9и7, 8и6, 7и5,6и4,5и3,4и2,3и1)

2.

-Сверьте ваши слова со словами на доске.

 -Что вы можете сказать?

Выбор смайлика:

- если вы легко  справились с заданием – желтый

-если вам было трудно, но вы все равно справились  - зеленый

-если допускали много ошибок - синий

а) 6  учащихся (3пары)  выполняют задание на доске: находят значения выражений , расшифровывают слова.

4

7

6

5

2

3

з

а

д

а

ч

а

а

3

+

4

7

а

7

-

2

5

д

5

+

1

6

а

6

-

3

3

з

1

+

3

4

ч

4

-

2

2

2.

5

4

6

7

3

ц

е

л

о

е

о

5

+

2

7

е

7

-

3

4

ц

4

+

1

5

е

5

-

2

3

л

3

+

3

6

3.

6

8

5

2

7

ч

а

с

т

и

и

6

+

1

7

с

8

-

3

5

а

7

+

1

8

т

4

-

2

2

ч

5

+

1

6

Познавательные УУД: развитие умений  сравнивать, обобщать

Регулятивные УУД:; умение контролировать свою деятельность;

 фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения

Личностные УУД: умение адаптироваться к сложным ситуациям;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в жизни.

3. Постановка учебной задачи             (2 - 3 мин)

-Посмотрите на первое слово – чем мы сегодня будем заниматься (решать задачи)

-Что будем находить при решении задач (Целое и части)

- Так какова же тема сегодняшнего урока? (Решение задач на нахождение части и целого)

- Из каких частей состоит задача?

-Условие и вопрос.

-Что значить решить задачу?

- Ответить на вопрос задачи.

-Что помогает решить задачу?

-Схема, выражения и ответ.

Учитель вывешивает на доску название частей задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цель урока.

Составляют задачи по схемам, составляют обратные задачи, называют выражения, решения, ответ задач.

Называют термины, относящиеся к теме задача: условие, вопрос, схема, выражение, решение и ответ.

Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя

4. «Открытие нового знания»

7 – 8 мин

Физминутка                 (1 мин)

1.-Вместе с нами решать задачи будет Незнайка. Он уже составил задачи, давайте посмотрим, правильно ли он выполнил.

Откройте учебник на с. 46. № 2.(а, б,в)

-Прочитайте первую задачу. Можно ли решить эту задачу?

 (Нет. В вопросе спрашивают то, что известно в условии).

- Что вы можете сказать о второй задаче? (Её нельзя решить, так как соль пачками не едят).

-Прочитайте третью задачу.

(Это не задача, так как нет вопроса).

-Получается, что Незнайка ни одной задачи не составил  правильно. Давайте ему поможем составить задачу.

- Какой вопрос можно поставить. (Сколько всего мячей у Коли и Саши.)

-Давайте оставим Незнайку на нашем уроке, пусть учится вместе с нами решать задачи.

2. Организует работу учащихся по заданиям  учебника на печатной основе и по тетради.

Распечатка урок 24,с.46,№1 (а)

Положите перед собой задание на печатной основе. Прочитайте задание № 1. Назовите её условие и вопрос. Найдите целое и части.

-Как составить схему? (Один ученик выходит, оформляет схему задачи)

-Что нужно найти: часть или целое? Составьте выражение. (Один ученик выходит, записывает выражение задачи)

-Как записать решение и ответ? (Один ученик выходит к доске записывает  решение и ответ).

Распечатка урок 24,с.46,№1 (б)

- Прочитайте задачу. Назовите условие и вопрос задачи. Что нужно найти часть или целое?

(один ученик у доски, решение задачи с комментированием)

Итог: чему учились, выполняя задание. (Учились решать задачи на нахождение целого и части. Называть условие и вопрос,  составлять схему, записывать выражение, решение и ответ).

Выполняют задания учебника на печатной основе.

Определяют, что нужно выполнить в заданиях.

Отвечают на поставленные  вопросы.

Составляют математические записи на доске. Проверяют их. Формулируют итог выполнения задания.

Рассматривают схемы, составляют  математические записи, выполняют вычисления.

Познавательные УУД: умение работать  с информацией и обмениваться её;

  использование знаково – символических средств;

 умение ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы;

 умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения;   взаимодействие с соседом по парте;

 сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

 проявление самостоятельности в разных видах деятельности; осознание ответственности за общее дело;

 понимание и следование в деятельности нормам эстетики;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в жизни.

5. Первичное закрепление.

(4 – 5 мин)

Рабочая тетрадь, урок 24, № 1(а, б)

- Сейчас вы будете работать в парах. Слушайте друг друга не перебивайте, если нужно помогайте.

- а) Прочитайте условие задачи. Подбери к данному условию вопрос и отметьте его знаком .

 - (Учащийся повторяет задание).

-Проверка. Заслушивается вопрос, сверяется с ответом на слайде.

-Почему вы не выбрали оставшиеся вопросы? (Ответы детей)

б)заполните схему и решите составленную задачу.

Проверка. Вывод на экран.

-Проверьте, правильно ли вы  составили схему, выражение, записали решение и вопрос. Если выполнили задание поставьте рядом +, а если есть ошибки, подчеркните .

- Поднимите руку,  кто выполнил задание без ошибок. Поднимите руку,  кто допустил ошибку. Подчеркните место ошибки.                  

Итог: чему учились выполняя задания?

 (Работать в парах. Решать задачи на нахождения целого и части. Проверять правильность выполнения задания).

- Если вы легко  справились с заданием – желтый

-если вам было трудно, но вы все равно справились  - зеленый

-если  не справились с заданием – синий

Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию;

 умение ориентироваться в тетради для самостоятельной работы, умение сравнивать, сопоставлять

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия;

контроль деятельности по ходу выполнения задания

Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию;

Личностные УУД: проявление самостоятельности в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения;   взаимодействие с соседом по парте;

 сотрудничество с учителем и сверстниками.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Рабочая тетрадь, урок 24, с. 47, № 1,2.

Самостоятельная работа.

  В тетради на с. 51, задание № 1 выполняют мальчики, задание № 2 – девочки.

- Что нужно сделать?

(Прочитать условие и вопрос задачи, составить схему, выражение, записать решение и ответ задачи).

- Кто справится с заданием раньше,   приступайте к решению второй задачи.

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Контролирует правильность выполнения задания.

Проверка по слайдам.

-Проверьте, правильно ли вы выбрали схему и выражение.

Если правильно, поставьте рядом со схемой +. Если не правильно подчеркните место ошибки.

-Проверьте, правильно ли вы составили выражение, выполнили вычисления, записали ответ. Если правильно, поставьте рядом с заданием +. Если не правильно подчеркните место ошибки.

 -Поднимите руку, кто правильно, выполнил  своё  задание.

- Поднимите руку, кто успел решить вторую задачу.

  • Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе, какую цель перед собой ставите?                                (Мы должны тренироваться в выполнении дополнительных заданий.) 
  • Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении дополнительных заданий.)

Итог: чему учились, выполняя задание? (Подбирать схему и выражение к задаче, записывать решение и ответ, проверять выполненные задания по эталону, находить и исправлять ошибки).

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради для мальчиков и девочек.

Выполняют самостоятельную работу.

 Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Исправляют ошибки (если они есть).

Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию;

 умение ориентироваться в тетради для самостоятельной работы, умение сравнивать, сопоставлять

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия;

контроль деятельности по ходу выполнения задания

Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию;

Личностные УУД: проявление самостоятельности в учебной деятельности

7. Включение  нового знания в систему знаний и повторение

-Что мы находили, решая задачи?

(Целое, части)

-Перед вами геометрическая фигура. Назовите её. Что она собой представляет.

-(Целое)

-Я разделили квадрат на 8 равных частей. Вам предлагается сложить из этих частей другую фигуру по рисунку.

- Какие фигуры у вас получились?

По образцу в парах складывают из 8 треугольников фигуру (ракету), одна пара на доске.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

-Сегодня на уроке:

я узнал………..

я смог…………

я научился………..

-Чья работа на уроке вам понравилась больше всего, кого вы можете похвалить?

-Оцените себя, выберете смайлик:

Если вы легко  справились с заданиями – желтый

-если вам было трудно, но вы все равно справились  - зеленый

-если  вы допускали ошибки и вам нужна помощь – синий

- Учитель раздает звездочки, отмечая работу учащихся.

-Сегодня вы многое узнали, и многое смогли, но вам и ещё многому предстоит научиться. Я желаю вам стремиться к знаниям так,  как ракета стремиться к звездам. Прошу вас прикрепить ваши звездочки к доске, тем самым прокладывая путь к знаниям.

- Наш урок подошел к концу, большое всем спасибо.

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Прикрепляют звезды на доску.

(Звучит музыка)

Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Материал к уроку

Незнайкины задачи

а) На кочке сидели  4 лягушки.  Одна лягушка прыгнула в воду.                                          Сколько лягушек прыгнуло в воду?

б) Мама купила 5 пачек соли. Две  пачки съели за обедом.                                               Сколько пачек  соли осталось?

в) У Коли – 2 мяча, а у Саши  - 3 мяча.

Задачи

  1. В одном пучке – 3 морковки, а в другом – 5 морковок.                                                   Сколько  морковок в двух пучках?

Решение:                                                                                                                                        Ответ:

  1. У Васи было 6 груш. 3 груши он съел. Сколько груш осталось?                                                                                                                              

Решение:                                                                                                                       Ответ:

    3. На арене цирка 6 тигров и 2 льва.

  •  Сколько тигров на арене цирка?
  • Сколько львов убежало за кулисы?
  •  Сколько всего зверей на арене цирка?

Решение:                                                                                                                                Ответ:

Самостоятельная работа (мальчики)

Задача

Во дворе играли 8 ребят. Двое ушли домой. Сколько ребят осталось во дворе?

Решение:_____________________________                                                                           Ответ:________________________________

Самостоятельная работа (девочки)

У Маши было 4 марки, а у Тани – 3 марки. Сколько марок было у них вместе?

Решение:_____________________________                                                                           Ответ:________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого" 2 класс

Данный конспект урока математики во 2 классе. Урок получения новых знаний, направлен на формирование УУД....

Конспект по математике на тему: "Задачи на нахождение произведения"

Конспект по математике на тему: "Задачи на нахождение произведения"...

Презентация для урока математики «Решение простых задач на нахождение остатка», 1 класс

Материал содержит 13 заданий для фронтальной (групповой) работы и 2 задания - для самостоятельной....

Презентация для урока математики «Решение простых задач на нахождение суммы», 1 класс

Решение задач проходит вместе с Незнайкой и Знайкой, текст задач – из жизни коротышек Цветочного города....

Конспект урока математики по теме: "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого"

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемогоПланируемые результатыПредметные: уметь моделировать с помощью схематических рисунков и решат...

Конспект урока математики по теме "Задачи на движение. Нахождение времени" ("Начальная школа XXI века").

Конспект урока математики в 4 классе. Главная цель урока - научить обучающихся решать простые задачи на движение. Урок спроектирован в интерактивном режиме в соответствии с требованиями ФГОС.  В ...

Конспект урока математики. Тема "Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям»  Цели деятельности учителя создание условий для продолжения знакомства с задачами на на...