Тема урока:" Взаимосвязь между компонентами действий сложения и вычитания".
методическая разработка по математике (1 класс)

Урок построен в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_fevrotkr_urok.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя школа № 12

Тема урока: Взаимосвязь между компонентами действий сложения и вычитания.

Урок подготовила и провела:

Учитель 1 «Б» класса

Гришкина Е.М.

Дата проведения 09.02.2018

Тема: Взаимосвязь между компонентами действий сложения и вычитания (1 класс).

 Цели урока:

– познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания;
– вывести правило нахождения неизвестного слагаемого;
– формировать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Личностные:

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- -Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

– учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
– учатся решать задачи изученных видов;
– учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Вступать в беседу на уроке и в жизни.

– учатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
– учатся использовать речь для регуляции своего действия;

Оборудование: программа “Школа России” учебник “Математика” М.И.Моро, М.А.Бантова 2 часть с. 26; мультимедийный проектор, презентация, карточки с цифрами, подписи названий компонентов при сложении, карточки для работы в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.

– Сегодня 9 февраля и нас приглашает к себе в гости число и цифра 9.

  • Назовите «соседей» числа 9.
  • Из каких слагаемых может состоять число 9..
  • Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

II. Актуализация знаний.

 Устный счет

– Число 9 предлагает нам посетить математические острова, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания . Ответ показывайте цифрой. (1 ученик работает у доски, остальные- на местах)

  • Сумма 3 и 6.(9)
  • 1 слагаемое 5,  2 слагаемое 3. Найдите сумму (8).
  • 1 увеличить на 2 (3)
  • 1 слагаемое 2, 2 слагаемое 8. Чему равна сумма? (10)
  • Сумма 1 и 6 (7)
  • В магазине игрушек было 2 резиновых мяча, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине? (6)
  • В букете было 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз было в букете?(5)

В результате у детей получается ряд чисел: 9, 8, 3, 10, 7, 6, 5. Они расшифровывают слово по таблице:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

р

к

ь

л

б

о

к

а

Получается слово  КОРАБЛЬ.

– Итак, мы отправляемся в путешествие на корабле. Чтобы получить билеты, поиграем в игру «Составь пример».  А для этого повторим, как называется первое число при сложении ( 1 слагаемое). 2 число при сложении (2 слагаемое). Как называется полученный результат? (Сумма). Повторение с опорой на таблицу.

  • Составьте пример, чтобы число 9 было первым слагаемым.
  • Составьте пример, чтобы число 9 было вторым слагаемым.
  • Составьте пример так, чтобы число 9 было суммой.

Все ли выражения мы можем посчитать?

3.Физкультминутка для глаз.

  • Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
  • Пальцами делают очки. 
  • Влево- вправо, назад- вперед-
  • Глазами смотрят вправо- влево. 
  • Ну, совсем как вертолет.
  • Круговые движения глаз. 
  • Мы летаем высоко.
  • Смотрят вверх. 
  • Мы летаем низко.
  • Смотрят вниз. 
  • Мы летаем далеко.
  • Смотрят вперед. 
  • Мы летаем близко.
  • Смотрят вниз. 

III. Фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи.

Мы с вами попадаем на 1 остров «Как узнать».

1.Проблемная ситуация:

-Найдите значение выражения:

29+17=46

 46-29=

46-17=

-Не можете решить? Почему? ( Не знаем правило).

Чему будем учиться? Какие цели перед собой поставим?

IV.Открытие нового знания. Коллективное выведение правила.

Отправляемся на остров «Открытие»

-Перед нами задача: разделить целое яблоко между двумя учениками, как это сделать? (Учитель разрезает яблоко на две части).

-Давайте проговорим: от целого яблока забираем часть и остаётся другая часть.

-А как яблоко снова сделать целым? (сложить его части)

-Составим математическую запись, соответствующую рисунку: 4+2= 6, прочитаем её (часть 4 – слагаемое, часть 2 – слагаемое, сумма – 6).

-Как же теперь найти часть (слагаемое)?

-Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое (повторить 2-3 раза).

-Вернёмся к нашему выражению:  Можем ли мы теперь найти значения данных выражений.  

29+17=46

 46-29=

46-17=        

V. Первичное закрепление. Работа по учебнику

Попадаем на остров «Расскажи-ка».

–  Откройте учебники на стр.26. Задание № 1.
– Рассмотрите полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. 
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

 Образец записи фиксируется на доске.

VI. Физминутка

Попадаем на остров «Отдыхай-ка».

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз, два — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. 

Семь и восемь – лень отбросим.

VII. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Мы приближаемся к берегам острова «Мы сами!».

 -  Сейчас я прошу Вас разбиться на группы, каждая группа получит задание, которое вы выполняете сообща, а затем рассказываете, как рассуждали.

1 группа:

3+1=4

…-…=…

…-…=…

2 группа:

3+4=7

…-…=…

…-…=…

3 группа:

5+4=9

…-…=…

…-…=…

4 группа:

8+2=10

…-…=…

…-…=…

5 группа:

2+6=8

…-…=…

…-…=…

(В дальнейшем учитель выполняет проверку, каждый раз с  группой и классом в целом, проговаривая правило)

VI I. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Какую  цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли её?

Какое задание было самым интересным?

-Раскрасьте флаг на вашем кораблике , соответствующий вашему настроению на сегодняшнем уроке (зеленый, желтый, красный).

-Поднимите и покажите свои корабли..


3.Физкультминутка для глаз.

  • Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
  • Пальцами делают очки. 
  • Влево- вправо, назад- вперед-
  • Глазами смотрят вправо- влево. 
  • Ну, совсем как вертолет.
  • Круговые движения глаз. 
  • Мы летаем высоко.
  • Смотрят вверх. 
  • Мы летаем низко.
  • Смотрят вниз. 
  • Мы летаем далеко.
  • Смотрят вперед. 
  • Мы летаем близко.
  • Смотрят вниз. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Взаимосвязь между компонентами действия сложения. 1 класс. УМК "Школа России".

Урок математики в 1 классе по программе "Школа России". используемые технологии - исследовательсктй метод обучения, здоровьесберегающие технологии....

Конспект урока математики на тему "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока математики на тему  "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"...

Конспект урока на тему "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока по математике "Взаимосвязь между компонентами действия сложения".1 классУМК "Перспектива"...

Конспект урока математики "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока математики  по теме "Взаимосвязь между компонентами действия  сложения" для 1 класса...