Конспект урока "Деловая игра. Сложение и вычитание многозначных чисел" математика 4 класс.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Конспект урока по математике. Деловая игра. Мложение и вычитание многозначных чисел. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_matematike.docx33.17 КБ
Файл prezentatsiya_delovaya_igra.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №16 «Интерес» город Люберцы.

Открытый урок - деловая игра  по математике   (4 класс)

 Спивакова Е. В.

учитель начальных классов

Тема:  «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Деловая-игра. (Закрепление).

Цели: 

1. Создать условия для формирования понятия: многозначные числа.

2.Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи,                               анализировать математические задания.

3. Создать условия для формирования: - коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

4. Развивать логическое  мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения. обучения с жизнью.

Познавательные УУД:  

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),  ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один  шаг,  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации .

Регулятивные УУД:  

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем   работая по плану,  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.  Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: карточки с примерами и буквами для составления ответов, видеоматериал.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

 Педагогические технологии:

-  личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

- применение навыков функциональной грамотности.

Тип урока: урок - деловая игра, работа в группах.

Оборудование: Карточки- названия фирм, пакет с деловой бумагой (задания), призы на аукцион, таблицы для самооценивания, презентация.

                                                          Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. 1. Постановка цели урока.

     Сегодня у нас урок необычный.

Нам предстоит поработать в фирмах. Мы попытаемся понять принцип работы фирм с финансовой точки зрения, которые занимаются выращиванием злаковых культур, а так же производством хлебобулочных изделий.

           Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему.

Вчера у нас была жеребьевка, где были созданы команды участников. У вас на столе лежат правила игры, с которыми прошу ознакомиться. (ребята читают правила игры).

Правила игры:

  1.  Сегодня на уроке открыты фирмы по производству,  реализации и сбыту зерновых культур и хлебопродуктов.
  2. Каждая фирма состоит из 5 участников.
  3. В каждой фирме, есть президент (принимает окончательное решение по данному вопросу).
  4. За каждый правильный ответ фирма ( участник) получает денежное вознаграждение, и таким образом   пополняют бюджет предприятия. (каждое задание имеет свою стоимость).
  5. Победителем считается фирма, которая заработала больше денег и дала больше верных ответов.

                                         

  2.  Перед началом игры мы послушаем, участника каждой команды по домашнему заданию.  (термины и определения, которые нам пригодятся для нашей деловой игры.)

       

   Словарь.

  1. Деловая игра – это такая игра, которая предполагает выполнение какой-то работы, служебной деятельности.
  2. Фирма - торговое или промышленное предприятие, выполняющее определённую работу.
  3. Президент фирмы - лицо, отвечающее за эффективную деятельность организации, предприятия, фирмы.
  4. Менеджер фирмы – управляющий, или специалист по управлению.
  5. Деньги (мера стоимости, средство платежа). Этим словом обозначают металлические или бумажные знаки, которые обычно используют при купле-продаже.

   Президенты являются  моими непосредственными помощниками.

Я являюсь Генеральным директором головного предприятия.

Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени (задания в файлах – напечатанные).

Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.

Перед работой немного разомнемся:

3. Устный счет

-А пока проверим вашу готовность к предстоящей работе.

 Блиц-опрос «Горячая двадцатка». Задание 1

- как называются числа при сложении?

- как называются числа при вычитании?

- как называются числа при умножении? (множители, произведение)

- как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)

- как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

- как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?

- что такое прямоугольник?

- какое число получится при делении на 0?

- если к числу прибавить 0, то…(то число не изменится)?

- если из числа вычесть 0, то…(число не изменится)?

- разность двух одинаковых чисел равна…(0)

- как называются числа при сложении?

- сколько ушей в классе у присутствующих? (шутка)

Задание2. Разложить числа по составу.

Состав числа.        6 345, 20 408, 534 060, 900 006

4.Закрепление вычислительного навыка.

 (Сложение и вычитание многозначных чисел)

-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно.

Перед вами вот такие таблицы с номерами, с помощью этой таблицы вы должны будете оценить свою каждую работу по баллам.

-Итак, кто больше заработает на счет своего банка.

(Задание на интерактивной доске, соединить пример и правильный ответ). Стоимость правильного ответа 200 р. Индивидуальная работа. ( Интерактивная доска).

145000+38000 =     (183000)

 335+665=               (1000)

1263+135+137  =    (1535)

380000-163000 =    (217000)

974- 284 =               (690)

 2324-1500+176 =  (1000)

             1.    (Тот, кто отвечает, получает дополнительный вопрос)+100 руб.

- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)

- Чему равна площадь прямоугольника? ( Длина, умноженная на ширину)

- Чему равна площадь квадрата? ( Произведение одной стороны на другую.)

- Как найти неизвестное слагаемое? (из суммы вычесть другое слагаемое)

- Как проверить сложение? (вычитанием).

- Как найти вычитаемое? (надо из уменьшаемого вычесть разность).

- сколько дней в году? 365

-сколько кг в 1 тонне?

Задача устно: (стоимость 100 руб).

2. Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет)

5. «Это интересно знать».

     - Слово « деньги» пришло к нам из татарского языка. Этим словом обозначали металлические или бумажные знаки, которыми обычно пользуются при купле- продаже.

     Знаете ли вы, что много лет назад деньги не использовались. В древности существовали сделки-обмены. Так платой за товар мог служить мех животных, клыки собак, кенгуру. Наши предки использовали льняное полотно – отсюда слово платить. Позже стали использовать серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны её нужно было разрубить - отсюда  «рубль».

      При царе Иване 4 на русских монетах стали изображать всадника с копьём, стали называть их копейными деньгами – отсюда  «копейка». В настоящее время все нужные человеку вещи и продукты  он приобретает в магазинах за деньги.

  1. -- А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу.  В решении вам поможет алгоритм. Групповая работа. (Правильный ответ оценивается 500 руб)

 (алгоритм-карточка лежит на столе)

(1.Читай.

2.Что известно.

3.Что нужно узнать

4.Можем ли мы… Почему?

5.Какие главные слова…

6.Реши…)

  • (Задача в раздаточной карте)

  1 фирма

На первом поле посеяли   250 га пшеницы, а на втором поле на  350 га больше, чем на первом,  на третьем поле в 5 раз меньше, чем на первом. Сколько всего га пшеницы засеяли на трех полях? ( 500 руб)

  1. 250+350=600 га
  2. 250/5=50 га
  3. 250+350+50=650 га

Ответ: всего засеяли пшеницы 650 гектар.

2  фирма

В кондитерском цеху испекли тортов «Наполеон» 150  штук, тортов «Медовик» на 95 штук больше, чем «Наполеон», а тортов под названием «Кофейный» в 5 раз меньше, чем «Наполеон». Сколько всего испекли тортов в кондитерском цеху тортов? (500 руб)

  1. 150+95= 245 шт.
  2. 150/5=30шт.
  3. 150+245+30= 425 шт.

Ответ: всего испекли 425 тортов.

  3  фирма

На  первой мельнице помололи муки 320 кг, на второй мельнице  помололи муки на 48 кг больше, чем на первой мельнице, а на третьей мельнице помололи муки в 8 раз меньше, чем на первой мельнице. Сколько всего помололи муки на трех мельницах вместе? (500 руб)

  1. 320+48=368 кг
  2. 320/8=40 кг
  3. 320+368+40= 728 кг

Ответ: всего помололи муки 728 килограмм.

4  фирма

Фирма с первого поля собрала 280 тонн ячменя, со второго поля собрала гречихи на 104 тонны больше, чем с первого поля собрала ячменя, а с третьего поля собрала ржи в 7 раз меньше, чем с первого поля собрала ячменя. Сколько всего злаковых культур собрали с трех полей?

  1. 280+104=384 тонны
  2. 280/7=40 тонн
  3. 280+384+40= 704 тонны

Ответ: всего собрали злаковых культур 704 тонны.

5  фирма

Фирма на хлебозаводе испекла 180 булок белого хлеба, ржаного хлеба испекла на 89 булок больше, чем испекла белого хлеба, а булочек испекла в 9 раз меньше, чем испекла белого хлеба. Сколько всего хлебобулочных изделий испекла фирма?

  1. 180+89= 269 б
  2. 180/9=20 б
  3. 180+269+20=469 б.

Ответ: всего хлебобулочных изделий 469 булок.

  1.  Физ минутка

 Если мое высказывание истинно, то вы молчите, если ложное, хлопайте 2 раза:

1. В 1 км – 100 м

      2.Уменьшить число в 3 раза – значит, умножить его на 3.

3.Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.

 4.200 : 10 = 2000

  1.  Реши и проверь. (Индивидуальная работа на интерактивной доске).

Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее.

(на раздаточной карте)

   349                1736              1230             10023            

+ . . 5              -1545            +  2501         -   9873      

   455                1581              3731                 150

       

 (проверка. Каждый 100 руб)

  1. Программированный вопрос.  ( Работа в гуппах)

 Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно.

Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно – минус.

 (Президенты, раздайте карточки)

(карточка ученика)

Команда 1

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. 440 + 200 = 600
  2. 2км = 200м
  3. 18 месяцев = 1 год 6 месяцев
  4. 120* 4 = 840
  5. 4+5  - числовое выражение
  6. 150+Х = 260

Х = 260 – 150

Х = 111

  1. 300*10 = 3000
  2. 5кг400г – 4кг100г = 1кг200г  

(каждый верный ответ  100 руб)

Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов

  1. Подведение  итогов.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости выставите свои баллы, и подсчитать заработанные вашей фирмой деньги.

ФИ

Оценка

1

2

3

4

5

  1. Рефлексия.

Резерв

  1. Аукцион знаний.
  2. - А сейчас проведем аукцион знаний.
  3. - Уважаемые работники!
  4.  Начнем торг. Вашему вниманию представлены 2 балла, к вашим заработанным баллам на игре.
  5. 1) (150*4):10+80            (140)
  6. 2) 630:70+70:70              (10)
  7. 3) (727+73):80+15          (25)

Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.

Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем оно сложнее. (уч-ся выбирают задания, решают и сдают учителю)

Задание.

1 уровень

Длина прямоугольника 8см, ширина 5см. Найти площадь и периметр. (100руб)

2 уровень

Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина 12 м, а ширина в 3 раза меньше. (200 руб)

3 уровень

                Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5см и 7 см. (500 руб)

Раздаточный материал. (карточки)

Алгоритм-карточка.

1.Читай.

2.Что известно.

3.Что нужно узнать

4.Можем ли мы… Почему?

5.Какие главные слова…

6.Реши…

Команда 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Команда 2

1

2

3

4

5

6

7

8

Команда 3

1

2

3

4

5

6

7

8

Команда 4

1

2

3

4

5

6

7

8

Команда 5

1

2

3

4

5

6

7

8

1 схема   1 - ___   -  ?т

                 2 - ___ ___ ___      -   ?т

                 Всего   400т

2 схема  1 - ____ ____ ____   -    ?т

                 2 - ____  -  ?т

                  Всего     400т

1 схема   1 - ___   -  ?т

                 2 - ___ ___ ___      -   ?т

                 Всего   400т

2 схема  1 - ____ ____ ____   -    ?т

                 2 - ____  -  ?т

                  Всего     400т

1 схема   1 - ___   -  ?т

                 2 - ___ ___ ___      -   ?т

                 Всего   400т

2 схема  1 - ____ ____ ____   -    ?т

                 2 - ____  -  ?т

                  Всего     400т

1 схема   1 - ___   -  ?т

                 2 - ___ ___ ___      -   ?т

                 Всего   400т

2 схема  1 - ____ ____ ____   -    ?т

                 2 - ____  -  ?т

                  Всего     400т


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра по математике 4 класс фирмы по производству, реализации и сбыту зерновых культур и хлебопродуктов Учитель начальных классов 1 категории Спивакова Е. В.

Слайд 2

Правила игры: Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерновых культур и хлебопродуктов. Каждая фирма состоит из ____ участников. В каждой фирме, есть президент (принимает окончательное решение по данному вопросу). За каждый правильный ответ фирма получает деньги и таким образом должны пополнять бюджет предприятия. (каждое задание имеет свою стоимость). Победителем считается фирма, которая заработала больше денег и дала больше верных ответов.

Слайд 4

Словарь. Деловая игра – это такая игра, которая предполагает выполнение какой-то работы, служебной деятельности. Фирма - торговое или промышленное предприятие, выполняющее определённую работу. Президент фирмы - лицо, отвечающее за эффективную деятельность организации, предприятия, фирмы. Менеджер фирмы – управляющий, или специалист по управлению. Деньги ( мера стоимости, средство платежа). Этим словом обозначают металлические или бумажные знаки, которые обычно используют при купле-продаже.

Слайд 5

Состав числа. 6 345, 20 408, 534 060, 900 006

Слайд 6

Найти правильный ответ. 145000+38000 = (183000) 335+665= (1000) 1263+135+137 = (1535) 380000-163000 = (217000) 974- 284 = (690) 2324-1500+176 = (1000)

Слайд 7

Алгоритм 1.Читай. 2.Что известно. 3.Что нужно узнать 4.Можем ли мы… Почему? 5.Какие главные слова… 6.Реши…

Слайд 8

1 фирма На первом поле посеяли 250 га пшеницы, а на втором поле на 350 га больше, чем на первом, на третьем поле в 5 раз меньше, чем на первом. Сколько всего га пшеницы засеяли на трех полях? ( 500 руб ) 250+350=600 га 250/5=50 га 250+350+50=650 га Ответ: всего засеяли пшеницы 650 гектар.

Слайд 9

2 фирма В кондитерском цеху испекли тортов «Наполеон» 150 штук, тортов «Медовик» на 95 штук больше, чем «Наполеон», а тортов под названием «Кофейный» в 5 раз меньше, чем «Наполеон». Сколько всего испекли тортов в кондитерском цеху тортов? (500 руб ) 150+95= 245 шт. 150/5=30шт . 150+245+30 = 425 шт. Ответ: всего испекли 425 тортов.

Слайд 10

3 фирма На первой мельнице помололи муки 320 кг, на второй мельнице помололи муки на 48 кг больше, чем на первой мельнице, а на третьей мельнице помололи муки в 8 раз меньше, чем на первой мельнице. Сколько всего помололи муки на трех мельницах вместе? (500 руб ) 320+48=368 кг 320/8=40 кг 320+368+40= 728 кг Ответ: всего помололи муки 728 килограмм.

Слайд 11

4 фирма Фирма с первого поля собрала 280 тонн ячменя, со второго поля собрала гречихи на 104 тонны больше, чем с первого поля собрала ячменя, а с третьего поля собрала ржи в 7 раз меньше, чем с первого поля собрала ячменя. Сколько всего злаковых культур собрали с трех полей? 280+104=384 тонны 280/7=40 тонн 280+384+40= 704 тонны Ответ: всего собрали злаковых культур 704 тонны.

Слайд 12

5 фирма Фирма на хлебозаводе испекла 180 булок белого хлеба, ржаного хлеба испекла на 89 булок больше, чем испекла белого хлеба, а булочек испекла в 9 раз меньше, чем испекла белого хлеба. Сколько всего хлебобулочных изделий испекла фирма? 180+89= 269 б 180/9=20 б 180+269+20=469 б. Ответ: всего хлебобулочных изделий 469 булок.

Слайд 13

Решить примеры Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. 349 1736 1230 10023 + . . 5 - 1545 + 2501 - 9873 455 1581 3731 150

Слайд 14

Программированный вопрос 440 + 200 = 600 2км = 200м 18 месяцев = 1 год 6 месяцев 120* 4 = 840 4+5 - числовое выражение 150+Х = 260 Х = 260 – 150 Х = 111 300*10 = 3000 5кг400г – 4кг100г = 1кг200г

Слайд 15

задача по деловым бумагам Задача. На элеватор с двух полей привезли 400т ячменя. Причем, со второго поля привезли в 3 раза меньше, чем с первого. Сколько т ячменя привезли с каждого поля? 1 схема 1 - ___ - ?т 2 - ___ ___ ___ - ?т Всего 400т 2 схема 1 - ____ ____ ____ - ?т 2 - ____ - ?т Всего 400т (наклеить краткую запись на деловой лист) (100 руб )

Слайд 16

Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем оно сложнее. Задание. 1 уровень Длина прямоугольника 8см, ширина 5см. Найти площадь и периметр. ( 100руб ) 2 уровень Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина 12 м, а ширина в 3 раза меньше. ( 200 руб ) 3 уровень Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5см и 7 см. ( 500 руб )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике сложение и вычитание многозначных чисел

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока по математике сложение и вычитание многозначных чисел

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока по математике сложение и вычитание многозначных чисел

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока: "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел."

Задачи урока:  обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, запоминания знаний и способов действий, связей и отношени...

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание многозначных чисел" 3 класс

Цель урока: закрепление навыка письменного сложения и вычитания многозначнх чисел...