«Развитие математической грамотности младших школьников в процессе обучения»
презентация к уроку по математике (3 класс)

Свидерская Елена Николаевна

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют три составляющие математической грамотности: 

-умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost.docx19.79 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

«Развитие математической грамотности младших школьников в процессе обучения»

 Слайд Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют три составляющие математической грамотности: 

-умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Умение находить и отбирать информацию

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.

Слайд Так на учебном занятии по лит. чт. «М. Зощенко Ёлка» для более глубокого  осмысления текста необходимо понять, кто старше из героев и на сколько. Учащиеся распознают проблему и находят решения средствами математики. При этом это они делают свободно, не задумываясь.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

После выяснения, что рассказ является автобиографическим, ребята используют ранее полученные данные о жизни писателя и, пользуясь информацией из текста, производят арифметические действия и устанавливают, когда происходят события в рассказе.

Слайд - Давайте я вам напомню годы жизни автора (1894-1958 гг.).

- Если Миньке было 5 лет, то в каком году они справляли Новый год? (1899/1900)

- Сколько лет назад это было? (121/120 лет назад)

Тогда становится понятно, почему елка выглядит по-другому:

И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

При интерпретации информации, учащиеся учатся читать и понимать простые таблицы, диаграммы и графики.

Слайд Так на уроке окружающего мира «Осенние изменения в неживой природе» ребята не только познают, наблюдают явления и объекты природы, не только сравнивают, анализируют их, но и занимаются математикой. Виды заданий: построение диаграмм изменения температуры за неделю, таблиц наблюдений.

Слайд На уроке технологии, учащиеся учатсяпроводить замеры единиц измерения (минуты, миллиметры, литры, граммы, градусы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов (часы, рулетка, измерительный сосуд, весы, термометр).

Слайд

  • Задания на уроках русского языка для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
    Игра «Переводчик» .
  •  Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
  • Слайд

Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Слайд   В 3-4 классах мы с ребятами проводим цикл игровых уроков «Мастер Шеф. Дети». Школа юных кулинаров проходит не только с целью обучить азам кулинарии и сервировки стола, проводятся беседы о правильном питании, ребята пользуются весами для соблюдения рецептуры, а затем вычисления порции на одного участника группы. В 4 классе рассчитывается калорийность и энергетическая ценность блюда.

Слайд

Естественно, математическая грамотность формируется на уроках математики, но об этом написано много статей, мы  предлагаем формировать и развивать математическую, а соответственно и функциональную грамотность на всех уроках, а можно и на переменах. Например: «Какого числа будет твоя очередь дежурства?», «Сколько ты получишь сдачи в кулинарии , после покупки булочки и шоколадки?» 

Слайд

В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами.

Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же немного Юмора, посыпьте Добротой, добавьте побольше Веры и  Надежды, все это хорошо перемешайте.

- Что будет составлять большую часть – этой чаши?

- Что у Вас получится?

- Счастье, жизнь, рецепт счастья…

- Вот я хочу, чтобы с этой жизненной задачей вы справились на отлично! Я желаю вам счастья!

Благодарю за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Выделяют три составляющие математической грамотности: - умение находить и отбирать информацию; - производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; - интерпретировать, оценивать и анализировать данные . В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Слайд 3

Так на учебном занятии по литературному чтению М. Зощенко «Ёлка» для более глубокого осмысления текста необходимо понять, кто старше из героев и на сколько. Учащиеся распознают проблему и находят решения средствами математики. При этом это они делают свободно, не задумываясь.

Слайд 4

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку. А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка. Давайте вспомним этот рассказ

Слайд 5

- Вспомним годы жизни автора (1894-1958 гг.). - Если Миньке было 5 лет, то в каком году они справляли Новый год? (1899/1900) - Сколько лет назад это было? ( 121/122 года назад )

Слайд 6

Тогда становится понятно, почему елка выглядит по-другому : И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги , фонарики , золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Слайд 7

На уроке окружающего мира «Осенние изменения в неживой природе» ребята не только познают, наблюдают явления и объекты природы, не только сравнивают, анализируют их, но и занимаются математикой. Виды заданий: построение диаграмм изменения температуры за неделю, таблиц наблюдений.

Слайд 8

На уроке технологии , учащиеся учатся проводить замеры единиц измерения (минуты, миллиметры, литры, граммы, градусы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов (часы, рулетка, измерительный сосуд , весы, термометр )

Слайд 10

Игра «Переводчик» . Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения. К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два. К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один. Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре. Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть. Задания на уроках русского языка для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями :

Слайд 11

«Опрокинутые слова»: УМАСМ - СУММА. АЕМОСЛАГЕ- (слагаемое). ЧИТАВЫЕМОЕ- (вычитаемое). КРАТВАД- (квадрат). УГОТЬРЕНИК- (треугольник). РЕЗОТОК -(отрезок). Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация , выч_таемое , ед_ница , кил_грамм ; исправь ошибку в записи слов: вычисть , дилитель , слажить . Задания на знание математических терминов:

Слайд 12

В 3-4 классах мы с ребятами проводим цикл игровых уроков «Мастер Шеф. Дети». Школа юных кулинаров проходит не только с целью обучить азам кулинарии и сервировки стола, проводятся беседы о правильном питании, ребята пользуются весами для соблюдения рецептуры, а затем вычисления порции на одного участника группы. В 4 классе рассчитывается калорийность и энергетическая ценность блюда.

Слайд 13

Естественно, математическая грамотность формируется на уроках математики, но об этом написано много статей, мы предлагаем формировать и развивать математическую, а соответственно и функциональную грамотность на всех уроках, а можно и на переменах. Например: «Какого числа будет твоя очередь дежурства?», «Сколько ты получишь сдачи в кулинарии , после покупки булочки и шоколадки?» и т.п.

Слайд 14

В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами. Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же немного Юмора, посыпьте Добротой, добавьте побольше Веры и Надежды, все это хорошо перемешайте. - Что будет составлять большую часть – этой чаши? - Что у Вас получится? Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения и воспитания

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, тв...

развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку

Развитие творческих возможностей уч-ся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрас...

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.

Что же такое творческое мышление? Можно ли его развивать в учебном процессе? Какие методы и упражнения для этого исподьзовать? На эти и другие вопросы автор статьи постаралась найти ответ....

Развитие математической грамотности младших школьников

Из данной статьи вы узнаете особенности формированияя математичекой грамотности младших школьников, а также сможете использовать в своей практике задания из приведенного в работе комплекса упражнений....

«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».

В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам....

Развитие математической грамотности младших школьников на уроках математики

Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления...