Технология совершенствования вычислительных умений на уроках математики
методическая разработка по математике (2, 3 класс)

Процесс формирования вычислительных умений и навыков один из самых трудоёмких в курсе математики начальной школы. Предлагаю вашему вниманию технологию, которая будет более эффективна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологии в обучении31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Любина Н. А., учитель начальных классов,

воспитатель ГБОУ СОШ № 80

с углубленным изучением английского языка

Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Технология совершенствования вычислительных умений

на уроках математики

Содержание

  1. Понятие «технология». Виды технологий.
  2. Психолого – педагогическое обоснование использования технологии совершенствования вычислительных умений. Этапы технологий.
  3. Преимущества и недостатки технологии совершенствования вычислительных умений.
  4. Методические рекомендации по использованию технологии совершенствования вычислительных умений.
  5. Заключение.
  6. Литература

1.Задачей школы, говорится в законе Российской Федерации об образовании, является формирование общей культуры личности, адаптация личности в обществе, становление самостоятельной, свободной, культурной и нравственной личности.

В соответствии с задачами образования школа призвана готовить высокообразованных, всесторонне развитых членов общества, способных к творчеству. В современных условиях математические знания – обязательный элемент общей культуры. Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения математике, готовность к преодолению трудностей будут нужны им в будущем независимо от того, какую профессию изберёт каждый из них после окончания школы.

Многие вопросы, относящиеся к программе математики для средней школы, должны быть освоены уже в начальных классах в такой форме и так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Один из таких вопросов – формирование сознательных и прочных навыков быстрых и правильных вычислений.

Процесс формирования вычислительных умений и навыков считается одним из самых «трудоёмких» в курсе математики начальной школы. Вниманием к формированию и совершенствованию вычислительных умений и навыков является традиционным для русской методической школы. В связи с этим, значительная часть всех существующих сегодня учебников математики для начальной школы отведена формированию вычислительных умений и навыков.

2.Заслуживает внимания и другой подход в решении этого вопроса. Это технология совершенствования вычислительных умений.

В основу положен анализ психических и нейрофизиологических исследований последних десятилетий в области изучения уровня разработанности проблемы учёта типа учебной деятельности ребёнка при организации его обучения математике. В частности, особое внимание в ходе анализа привлекла проблема учёта преобладающего стиля мыслительной деятельности человека, соответственно возрасту созревания. Психологи выделяют два характерных стиля мыслительной деятельности: аналитический и синтетический.

С теоретической точки зрения для большинства младших школьников, наиболее адекватным является такой стиль учебной деятельности, при которой усвоение сопровождается конструированием проблемы из отдельных частей, то есть синтетический тип.

Синтетическая деятельность в основе своей конструктивна, ученик лучше понимает проблему, если у него есть возможность наблюдать её конструирование из отдельных частей, а ещё лучше, если он может осуществлять его конструирование самостоятельно, значит прежде, чем совершенствовать навыки, необходимо формировать и совершенствовать умения, входящие в состав этих вычислительных навыков. Эта работа включает в себя четыре этапа:

Первый этап. Оценка реального состояния учеников, включает в себя замер скорости вычисления.

Второй этап. Диагностическое выделение главных задач. На этом этапе по результатам замеров учеников разделяют на три группы.

Третий этап. Выбор соответствующей методики. В соответствии с результатами диагностики методика состоит из двух частей:

  • упражнения для качественного усвоения таблицы(переключение канала восприятия, индивидуализация усвоения, упражнения для слабых учеников);
  • технологический тренаж.

Четвёртый этап. Средства обучения.

3. Преимущества технологии совершенствования вычислительных умений:

  1. созданная система упражнений позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой;
  2. привнесение в работу искусственных трудностей создаёт условия для тренировки оперативной памяти;
  3. совершенствование вычислительных умений обеспечивает преемственность между начальной и средней степенью школы;
  4. скорость вычислений нарастает с уменьшением числа ошибок;
  5. возможность более тщательно организовывать дифференцированный подход.

При организации работы по технологии совершенствования вычислительных умений нужно учитывать следующие трудности:

  • жёсткое ограничение времени при выполнении заданий приводит к повышенной тревожности;
  • создание предпосылок для подключения канала восприятия;
  • организационные трудности при первичной проверке элементов таблицы.

Суть технологии совершенствования вычислительных умений кратко можно сформулировать, как опору методики на диагностические данные и на закономерности.

4. При совершенствования вычислительных умений удобно выбрать в качестве результативного признака скорость вычислений. Замер скорости вычислений лучше всего проводить складывая, перемножая числа. Умножение занимает центральное место в арифметике, но прежде чем умножать, надо освоить сложение, а без умножения нельзя освоить деления.

Для замеров заготавливаем карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий, по 4 примера в каждом. Пока они лежат лицевой стороной вниз, ученики подписывают свои фамилии. Длительность выполнения (1 минута) строго контролируется. По команде «Начали!» ребята переворачивают листочки и приступают к решению. По команде «Закончили!» все одновременно прекращают писать, переворачивают и сдвигают работы на край парты.

При оценке выполненных работ, неправильно вычисленные цифры не учитываем. Не учитываем и заранее написанные цифры условия. Значит в решении примера, приведённого ниже не будут учтены цифры 3, 6, 4, 7 и 1. А как быть с цифрой 5? Фактически она ошибочна, но сложение (1+4=5) выполнено верно. Цифра 5 считается условно правильной и подлежит учёту. В приведённом решении примера девять правильно определённых цифр.

*

36

47

+

212

144

1652

Если допустить в первом примере контрольного задания правильных цифр девять, во втором – десять, в третьем – 6, а последний пример не был начат, то общее количество цифр, вычисленных за минуту, равно 25. Это и есть искомая скорость вычислений. Хорошо это или плохо? В соответствии с прогностической таблицей

Количество цифр в минуту

Отметка

40

5

39 - 30

4

29 - 20

3

Менее 20

2

скорость вычисления 25 цифр в минуту соответствует отметке «3».

После оценки состояния вычислительных умений необходимо провести диагностику классного коллектива с целью выявления и учёта его типичных особенностей.

Проведённые замеры позволяют разделить учеников на три группы.

В первую группу войдут те, у кого скорость умножения менее 15 цифр в минуту – они плохо знают таблицу умножения.

Во вторую группу войдут те, у кого скорость умножения от 15 до 30 цифр в минуту, им следует совершенствовать умение умножать, используя для этого карточки технологичного тренажа.

Третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне – более 30 цифр в минуту.

В соответствии с результатами диагностики система упражнений состоит из двух частей:

- для качественного освоения таблицы;

- для технологического тренажа с целью совершенствования вычислительных умений.

Упражнения для качественного освоения таблицы.

  1. Переключение «канала» восприятия.

Таблицы сложения, умножения, как правило заучиваются вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки для успешного переключения канала восприятия. С этой целью изготавливаются демонстрационные карточки размером 15Х15 см, на каждой из них крупно написана одна цифра от 2 до 9. Учитель берёт со стола любые две карточки т спрашивает, не называя цифр, а лишь показывая их ученикам: «Сколько?» Обратите внимание вопрос задаётся в краткой форме. Ученики отвечают хором, тоже в краткой форме.

Если кто-то собьётся, то сразу же будет слышно, тогда надо подтвердить правильный результат. За минуту тренировки можно выполнить более десяти упражнений. Через несколько уроков ученики будут воспринимать цифры не только на слух, но и зрительно.

  1. Индивидуализация усвоения.

Коллективная работа с демонстрационными карточками перестаёт быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы умножения. Теперь работа должна быть индивидуализирована. Теперь каждый ученик должен повторять только «свою» часть таблицы – неосвоенные им элементы. Но беда в том, что что некоторые ученики не знают, чего они не знают. Для этого надо проверить у этих учеников знание всей таблицы. Неосвоенные элементы они выписывают на последней странице своей тетради по математике. Теперь на каждом уроке отводится 1 – 2 минуты для целенаправленного повторения. При таком повторении каждый ученик будет работать экономно, не затрачивая времени на то, что он уже освоил. Для разнообразия этой работы можно организовать взаимопроверку усвоения.

  1. Упражнения с сорбонками для слабых учеников.

После нескольких дней целенаправленной тренировки почти все ученики осваивают таблицу умножения. Остаётся лишь несколько ребят с ослабленной памятью, для которых можно рекомендовать увеличить частоту упражнений с помощью сорбонок. Сорбонка – карточка на одной стороне, которой элемент таблицы умножения, например «7Х8», а на другой результат – «56». При правильном ответе карточка сдвигается в одну сторону, при неправильном в другую. Постепенно остаётся всё меньше и меньше неосвоенных элементов и ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу.

Технологический тренаж

Если после усвоения таблицы снова провести замер скорости вычислений, то у большинства учеников она увеличится. Теперь можно совершенствовать вычислительные умения, используя для этого технологический тренаж. Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок, не перегружая учителя подготовительной и проверочной работой.

Для того, чтобы сократить подготовительную работу применяются карточки многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор карточек можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты: сегодня у этого ученика первый вариант, завтра – второй и т. д. Линия обреза проходит непосредственно под заданием, записывать решение на карточке нельзя. Оно записывается на подкладываемом листе бумаги.

Чтобы повысить скорость вычислений, необходимо выполнять упражнения ежедневно, в течение двух недель.

Средства обучения

Для усвоения таблицы требуются:

- демонстрационные карточки с изображением цифр;

- сорбонки с элементами таблицы;

- карточки многократного использования по 4 примера.

Преимущества использования в работе технологии совершенствования вычислительных умений заключается в следующем:

  • созданная система упражнений позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной работой;
  • привнесение в работу искусственных трудностей создаёт условия для тренировки оперативной памяти;
  • совершенствовать вычислительные умения, обеспечивая тем самым преемственность между начальным и средним звеном школы;
  • скорость вычислений нарастает с уменьшением числа ошибок;
  • возможность более тщательно организовать дифференцированный подход.

5.Использование на уроках математики новых технологий не заменяет, а удачно дополняет традиционные формы организации учебного процесса. Их успешно можно использовать на различных этапах урока, а также при изучении нового материала , что способствует развитию у учащихся таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной учебной деятельности.

6. Список литературы:

  1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Просвещение, 1987
  2. Балма-Гаряев М. Б. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса. «Начальная школа» № 11, М.: Молодая гвардия, 1999
  3. Беспалько В. П. Слагаемые технологической технологии. М.: Просвещение, 1989
  4. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: 2019
  5. Гузеев В. П. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Сентябрь, 1996
  6. Денисова А. А, Вергелес Г. И. Технологии обучения младших школьников. Учебное пособие. С-Пб.: Питер, 2019
  7. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. М.: Аркти, 2007
  8. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно–практическое пособие. М.: Тандем, 1997
  9. Синебрюхова В. Л. Технология. Урок в начальной школе. Учебное пособие. М.: Феникс. 2015|

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология совершенствования общеучебных умений и навыков по В.Н.Зайцеву

Данный материал поможет учителю начальных классов развивать зрительную и ассоциативную память, повысит качество знаний и технику чтения, работая с Тренажным словариком, созданным автором данной работы...

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

В данной технологии раскрываются методы и технологические элементы, с помощью которых можно: Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.Достичь оптимального чтения во 2-3-...

Урок математики во 2 классе. Тема: «Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию задачи».

Тема: «Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию задачи».Тип урока: урок комплексного применения знаний ...

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

В данной технологии раскрываются методы и технологические элементы, с помощью которых можно: Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.Достичь оптимального чтения во 2-3-...

Использование дидактических игр с целью совершенствования вычислительных навыков и умений на уроках математики

Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.Выч...

Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации

Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие  прочными  навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований...

Общие подходы к формированию вычислительных умений на уроках математики во 2 классе

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 6-10 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанн...