Методическая разработка урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел"
методическая разработка по математике (2 класс)
Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Вычитание двузначных чисел" по программе УМК 21 век возможно кому-то пригодится в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki_vo_2_klasse.docx | 116.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»
УМК 21 ВЕК
Цели урока: рассмотреть вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений составлять и преобразовывать задачи; вести подготовительную работу к изучению уравнений; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
Вставьте в «окошки» однозначные числа, чтобы получились верные равенства:
+ + 7 = 17 | 15 – – = 6 |
+ + 6 = 16 | 18 – – = 9 |
+ + = 17 | 15 – – = 7 |
2. Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Напишите, кто выше всех: Таня или Оля. _____________
Таня Ира Лена Оля
3. Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок.
4. Рассмотрите внимательно рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются?
Подберите к рисункам числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях.
– Чем похожи выражения верхнего и среднего ряда? Чем похожи выражения нижнего ряда?
– Найдите значение каждого выражения.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите математические записи на доске:
45 – 14 | 42 – 17 |
92 – 37 | 93 – 37 |
– Чем отличаются выражения каждого столбика?
– Сегодня на уроке мы рассмотрим прием поразрядного вычитания в случае, когда в разряде единиц уменьшаемого их меньше, чем в разряде единиц вычитаемого.
IV. Изучение нового материала.
Перед рассмотрением общего случая вычитания двузначных чисел учитель предлагает подготовительные упражнения:
1. Назовите разность: 12 и 5 11 и 4
17 и 8 13 и 7
10 и 8 12 и 6
2. Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел: 8, 4, 9, 6, 5, 1, 3, 2, 7.
3. Число 5 можно записать так: .
Какое число означает каждая из записей: ?
Задание № 1 (с. 62).
– Рассмотрите рисунок и объясните, как выполняли вычитание 52 – 37 Волк и Заяц, используя цветные палочки.
Итак, действуем, как раньше. Составим «поезд» из 5 оранжевых и 2 белых «вагонов»:
От него нужно отцепить 3 оранжевых и 7 белых «вагонов». Но у нас всего 2 белых «вагона». Поэтому возьмем один оранжевый «вагон» (лучше примыкающий к белым) и заменим его 10 белыми «вагонами». Теперь у нас получился поезд, состоящий из 4 оранжевых и 12 белых «вагонов»: число 52 будет выглядеть так:
От 12 белых «вагонов» отцепляем 7, остается 5 белых «вагонов», а от 4 оранжевых отцепляем 3:
Остается «поезд», состоящий из 1 оранжевого «вагона» и 5 белых «вагонов». Он обозначает число 15.
Данная форма записи особенно эффективна на первоначальном этапе освоения детьми алгоритма вычитания. Когда второклассники приобретут необходимые навыки вычитания, можно будет перейти к общепринятой записи.
На с. 62 учебника приведены примеры на вычитание, записанные столбиком. Рассмотрите их со всем классом подробно, не торопясь, с необходимыми комментариями, привлекая учащихся к объяснению шагов алгоритма. Приведем образцы рассуждений.
Пример 1.
О б ъ я с н е н и е: 2 меньше 7. Из 5 десятков возьмем 1 десяток (ставим над 5 точку). В десятке – 10 единиц (запишем 10 над 2). 12 без 7 – это 5 (пишем 5 под 7), 4 без 3 – это 1 (пишем 1 под 3). Разность – 15.
Пример 2.
О б ъ я с н е н и е: 7 меньше 8. Берем 1 десяток. 17 без 8 – это 9, 4 без 4 – это 0. Впереди 9 единиц нуль не пишем. Разность – 9.
Пример 3.
О б ъ я с н е н и е: 0 меньше 7. Берем 1 десяток. 10 без 7 – это 3, 5 без 0 – это 5. Разность – 53.
Задание № 2 (с. 63).
Учащиеся выполняют вычитание столбиком на доске, комментируя каждое действие.
Задание № 3 (с. 63).
– Что означают выражения «на сколько больше», «на сколько меньше»?
– Какое действие необходимо выполнить?
– Выполните вычитание чисел, записывая решение в столбик.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 14 (с. 65).
– Прочитайте условие задачи.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задания? (Сравним длины сторон ковра с длиной и шириной комнаты. Длина комнаты больше, а ширина меньше длины стороны ковра:
5 м больше 4 м,
3 м 50 см меньше 4 м.
Поэтому ковер уложится вдоль длинной стены комнаты и не уложится вдоль короткой. Значит, ковер не подойдет для этой комнаты.)
Задание № 16 (с. 65).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Объясните почему.
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Сколько скамеек поставили в парке? (15 + 9 = 24.)
– Что необходимо изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Изменить надо условие, а не вопрос.)
– Предложите несколько вариантов новых задач.
∙ В парке поставили 12 синих скамеек, а зеленых – на 6 больше. Сколько скамеек поставили в парке?
Решение: 1) 12 + 6 = 18 (ск.) – зеленых.
2) 12 + 18 = 30 (ск.) – всего.
О т в е т: 30 скамеек.
∙ В парке поставили 15 синих скамеек, а зеленых на 6 скамеек меньше. Сколько всего скамеек поставили в парке?
Решение: 1) 15 – 6 = 9 (ск.) – зеленых.
2) 15 + 9 = 24 (ск.) – всего.
О т в е т: 24 скамейки.
∙ В парке поставили 15 синих, 9 зеленых и 14 желтых скамеек. Сколько скамеек поставили в парке?
Решение: 1) 15 + 9 = 24 (ск.) – синих и зеленых.
2) 24 + 14 = 38 (ск.) – всего.
О т в е т: 38 скамеек.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 89.
Рассмотрим на примере, как учащиеся должны рассуждать при выполнении этого задания.
В «машину» ввели неизвестное число. «Машина» вычла из него 19. Из «машины» вышло число 64. К неизвестному числу стрелка не идет. Изображаем «машину», обратную данной: «+ 19»:
Идем по стрелке: 64 + 19. Выполняем вычисления:
Получили 83. Значит, неизвестное число 83. Записываем его:
Выполним проверку. Идем по верхней стрелке:
Значит, неизвестное число нашли верно.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что означают записи: ?
Домашнее задание: № 4, 15 (учебник); № 91 (рабочая тетрадь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Разработка урока предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...
Методическая разработка урока математики: «Умножение трехзначных чисел в столбик»
Образовательные: продолжать развивать навыки устного счёта; учиться решать задачи; продолжать работу над алгоритмом умножения трёхзначных чисел;учить детей самостоятельно искать необходимую информацию...
Методическая разработка урока математики «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» (УМК «Школа России», 1 класс)
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток...
Методическая разработка урока по предмету МАТЕМАТИКА Тема урока «Деление многозначных чисел на двузначное»
Деление многозначных чисел на двузначное...
Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"
Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...
Методическая разработка урока по теме "Сравнение чисел"
План-конспект урокатпо математике в 1 классе...
Методическая разработка урока математики по теме " Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100"
Цель урока - совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100. На уроке формируются умения ставить учебную задачу, определять последовательность действий...