Методическая разработка урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел"
методическая разработка по математике (2 класс)

Вараксина Тамара Анатольевна

Методическая разработка урока математики во 2 классе  по теме "Вычитание двузначных чисел" по программе УМК 21 век возможно кому-то пригодится в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki_vo_2_klasse.docx116.07 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»
УМК 21 ВЕК

Цели урока: рассмотреть вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений составлять и преобразовывать задачи; вести подготовительную работу к изучению уравнений; развивать умение анализировать и рассуждать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

Вставьте в «окошки» однозначные числа, чтобы получились верные равенства:

 +  + 7 = 17

15 –  –  = 6

 +  + 6 = 16

18 –  –  = 9

 +  +  = 17

15 –  –  = 7

2. Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Напишите, кто выше всех: Таня или Оля. _____________

          Таня    Ира    Лена    Оля

3. Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок.

4. Рассмотрите внимательно рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются?

Подберите к рисункам числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях.

– Чем похожи выражения верхнего и среднего ряда? Чем похожи выражения нижнего ряда?

– Найдите значение каждого выражения.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите математические записи на доске:

45 – 14

42 – 17

92 – 37

93 – 37

– Чем отличаются выражения каждого столбика?

– Сегодня на уроке мы рассмотрим прием поразрядного вычитания в случае, когда в разряде единиц уменьшаемого их меньше, чем в разряде единиц вычитаемого.

IV. Изучение нового материала.

Перед рассмотрением общего случая вычитания двузначных чисел учитель предлагает подготовительные упражнения:

1. Назовите разность:  12 и 5        11 и 4

       17 и 8        13 и 7

       10 и 8        12 и 6

2. Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел: 8, 4, 9, 6, 5, 1, 3, 2, 7.

3. Число 5 можно записать так: .

Какое число означает каждая из записей: ?

Задание № 1 (с. 62).

– Рассмотрите рисунок и объясните, как выполняли вычитание 52 – 37 Волк и Заяц, используя цветные палочки.

Итак, действуем, как раньше. Составим «поезд» из 5 оранжевых и 2 белых «вагонов»:

От него нужно отцепить 3 оранжевых и 7 белых «вагонов». Но у нас всего 2 белых «вагона». Поэтому возьмем один оранжевый «вагон» (лучше примыкающий к белым) и заменим его 10 белыми «вагонами». Теперь у нас получился поезд, состоящий из 4 оранжевых и 12 белых «вагонов»: число 52 будет выглядеть так:

От 12 белых «вагонов» отцепляем 7, остается 5 белых «вагонов», а от 4 оранжевых отцепляем 3:

Остается «поезд», состоящий из 1 оранжевого «вагона» и 5 белых «вагонов». Он обозначает число 15.

Данная форма записи особенно эффективна на первоначальном этапе освоения детьми алгоритма вычитания. Когда второклассники приобретут необходимые навыки вычитания, можно будет перейти к общепринятой записи.

На с. 62 учебника приведены примеры на вычитание, записанные столбиком. Рассмотрите их со всем классом подробно, не торопясь, с необходимыми комментариями, привлекая учащихся к объяснению шагов алгоритма. Приведем образцы рассуждений.

Пример 1.

О б ъ я с н е н и е: 2 меньше 7. Из 5 десятков возьмем 1 десяток (ставим над 5 точку). В десятке – 10 единиц (запишем 10 над 2). 12 без 7 – это 5 (пишем 5 под 7), 4 без 3 – это 1 (пишем 1 под 3). Разность – 15.

Пример 2.

О б ъ я с н е н и е: 7 меньше 8. Берем 1 десяток. 17 без 8 – это 9, 4 без 4 – это 0. Впереди 9 единиц нуль не пишем. Разность – 9.

Пример 3.

О б ъ я с н е н и е: 0 меньше 7. Берем 1 десяток. 10 без 7 – это 3, 5 без 0 – это 5. Разность – 53.

Задание № 2 (с. 63).

Учащиеся выполняют вычитание столбиком на доске, комментируя каждое действие.

Задание № 3 (с. 63).

– Что означают выражения «на сколько больше», «на сколько меньше»?

– Какое действие необходимо выполнить?

– Выполните вычитание чисел, записывая решение в столбик.

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 14 (с. 65).

– Прочитайте условие задачи.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задания? (Сравним длины сторон ковра с длиной и шириной комнаты. Длина комнаты больше, а ширина меньше длины стороны ковра:

5 м больше 4 м,

3 м 50 см меньше 4 м.

Поэтому ковер уложится вдоль длинной стены комнаты и не уложится вдоль короткой. Значит, ковер не подойдет для этой комнаты.)

Задание № 16 (с. 65).

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Объясните  почему.

– Что известно в задаче?

– Что требуется узнать?

– Сколько скамеек поставили в парке? (15 + 9 = 24.)

– Что необходимо изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Изменить надо условие, а не вопрос.)

– Предложите несколько вариантов новых задач.

 В парке поставили 12 синих скамеек, а зеленых – на 6 больше. Сколько скамеек поставили в парке?

Решение: 1) 12 + 6 = 18 (ск.) – зеленых.

   2) 12 + 18 = 30 (ск.) – всего.

О т в е т: 30 скамеек.

 В парке поставили 15 синих скамеек, а зеленых на 6 скамеек меньше. Сколько всего скамеек поставили в парке?

Решение: 1) 15 – 6 = 9 (ск.) – зеленых.

  2) 15 + 9 = 24 (ск.) – всего.

О т в е т: 24 скамейки.

 В парке поставили 15 синих, 9 зеленых и 14 желтых скамеек. Сколько скамеек поставили в парке?

Решение: 1) 15 + 9 = 24 (ск.) – синих и зеленых.

  2) 24 + 14 = 38 (ск.) – всего.

О т в е т: 38 скамеек.

2. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 89.

Рассмотрим на примере, как учащиеся должны рассуждать при выполнении этого задания.

В «машину» ввели неизвестное число. «Машина» вычла из него 19. Из «машины» вышло число 64. К неизвестному числу стрелка не идет. Изображаем «машину», обратную данной: «+ 19»:

Идем по стрелке: 64 + 19. Выполняем вычисления:

Получили 83. Значит, неизвестное число 83. Записываем его:

Выполним проверку. Идем по верхней стрелке:

Значит, неизвестное число нашли верно.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что означают записи: ?

Домашнее задание: № 4, 15 (учебник); № 91 (рабочая тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разработка урока  предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...

Методическая разработка урока математики: «Умножение трехзначных чисел в столбик»

Образовательные: продолжать развивать навыки устного счёта; учиться решать задачи; продолжать работу над алгоритмом умножения трёхзначных чисел;учить детей самостоятельно искать необходимую информацию...

Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...

Методическая разработка урока по теме "Сравнение чисел"

План-конспект урокатпо математике в 1 классе...

Методическая разработка урока математики по теме " Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100"

Цель урока - совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100. На уроке формируются умения ставить учебную задачу, определять последовательность действий...