Конспект урока математики "Среднее арифметическое" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Колганова Елена Алексеевна

Урок введения нового знания

Цель урока: познакомить  с понятием «среднее арифметическое».

 

Формирование УУД

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;

4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

 3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Личностные результаты

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_20.04_srednee_arif.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Математика, 4-й класс

 

Урок 111.

Тема: § 2.78. Среднее арифметическое (урок введения нового знания)

Цель:

– ознакомиться с понятием «среднее арифметическое».

Ход урока

Слайд № 1

Рано или поздно всякая правильная математическая

идея находит применение в том или ином деле.

  1. Организационный момент.

Поднимите руки вверх,

Разведите руки в стороны.

Поймайте правой рукой удачу, а левой – успех.

Прижмите их к себе.

Начинаем урок.

  1. Работа в тетради.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания: пропишите правильно и аккуратно цифры в той последовательности, в которой вы их видите на доске.

200416

- Прочитайте число, записанное на доске.

- Что вы можете о нём рассказать? (6- значное, чётное, два класса и т.д.)

- А кто заметил зашифрованную запись? (сегодняшняя дата)

- Поменяйте цифры в данном числе в обратном порядке и запишите новое число.  - Прочитайте его.

614002

  1. Устный счёт.

- Новые знания нам будет трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начинаем урок с устного счёта.

! В тетрадях сделаем пометку на полях.

Слайд № 2

Найдите значения выражений и запишите только ответ.

(240+360 + 390): 3 =990:3=330

(300+270+240): 3 =810: 3=270

(196+404+180): 3=780:3=260

Проверка по слайду. Промежуточный самоконтроль.

-Что общего у этих выражений? (три слагаемых, делим на 3)

Т.е. слагаемых 3 и делим на 3.

-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

-Хотите об этом узнать?

Карточка со знаком?

Слайд № 3-1

- Посмотрите на эти выражения. Какое арифметическое действие надо выполнить с числами? Деление, т.е. найти частное.

- Решите выражения и расшифруйте слово.

 

654 : 6 = 109 и             630:7=90д

 240 : 60= 4 с            480:2=240й

860 : 20= 43  р           124 : 2 =62н

909 : 9 =101е

Слайд №3-2

с

р

е

д

н

и

й

4

43

101

90

62

109

240

Сверьтесь. Промежуточный контроль

Оцените свою работу за устный счёт. на полях оценкой. № 1

  1. Тема урока

Слайд № 4-1

- Итак, какое слово получилось?

На уроке окружающего мира мы уже сталкивались с этим словом. Вспомните. что оно означает? Эпоха между древним миром и новым временем (средние века)

- Вспомните словосочетания со словом «средний», которые вы слышали в жизни или встречали в литературе (Ребята перечисляют: средняя температура месяца, средняя зарплата, средняя скорость, средняя цена, средняя пенсия, средний размер, средний балл, средний сын , средняя группа и т.д.)

- А как вы это понимаете?

- Но у нас ведь урок математики. На уроке мы работаем с числами. Припомните, как называется наука о числах?

Слайд № 4-2

Арифметика.

- В арифметике изучаются свойства чисел и правила вычислений. С одним из таких правил вычислений мы познакомимся сегодня.

Сайд № 4-3

- Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать тему урока. Составьте словосочетание из этих двух слов

- Итак, тема сегодняшнего урока «Среднее арифметическое».

Слайд № 5

Значит, среднее арифметическое означает среднее число.

Слайд № 6

Какие цели мы поставим перед собой?

Что бы мы хотели узнать о среднем арифметическом?

( что такое ср. ар.; как его найти, где применяется)

Слайд № 7

Понятие среднего арифметического впервые появилось в  научных работах выдающегося астронома, физика и математика  Иоганна Кеплера, то есть считается, что он ввел понятие среднего арифметического.(16-17 век)

  1. Работа в учебнике. Постановка проблемы, подведение детей к формулированию нового понятия

Ребята, и зачем нам надо знать о среднем арифметическом?

И для чего же людям нужно умение находить ср.ар.?

Ответить на этот вопрос нам поможет задача из нашей жизни.

Например:

Ребята, вы получаете на завтрак в школьной столовой овощи, фрукты. Перечислите их (картофель, свёкла, морковь, лук, яблоки, бананы, апельсины…). Много ребят завтракают в нашей столовой? А как повара понимают сколько нужно закупить килограммов овощей или фруктов на неделю, чтобы всем детям хватило? Мнения детей.

Мы понимаем, что количество потребляемых продуктов надо рассчитать.

Учебник откройте с.44 (задача №1)

- Прочитать вслух задачу.

- Что в диаграмме указано по - вертикали? Расход овощей.

- По горизонтали? Дни недели.

- Что нам надо найти в задаче - средний расход овощей за день?

Ваши предположения:

 -Как бы вы выполнили задание?

1)- В чём возникло затруднение? Не знаем правила.

2)- Убедимся в правильности нашего предположения.

  1.  Сообщение нового знания.

Текст в рамке.

- Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину (Стр.44  задание под знаком ?!)

- Прочитайте и ответьте на вопрос «Что такое с.а.»?(карточка)

- Как вы поняли это определение?

Слайд № 8

Средним арифметическим

нескольких  чисел

называется частное от деления

суммы этих чисел на число слагаемых

Слайд №9

- Посмотрите на решение задачи, для нахождения этой величины, какие арифметические действия выполнили с числами? (Сложение, деление).

- Что сделали сначала? Потом?

- Почему сумму разделили на 6, ведь в условии этого числа нет в явном виде? Что оно означает?

- Запишите решение задачи и ответ в тетрадь.

Решив задачу, мы с вами и нашли среднее арифметическое.

Слайд № 10

А теперь давайте составим алгоритм нахождения среднего арифметического.

сумма всех слагаемых: количество слагаемых.

Формула на доске

- Запишем алгоритм в тетрадь.

- На какой вопрос урока мы получили ответ? Как?

  1. Систематизация знаний.

Слайд № 11

Теперь поработаем в парах.

- Закончите предложения, записанные на слайде

А.  Средним арифметическим называется …(сумма чисел, поделённая на количество слагаемых)

Б. Чтобы найти среднее арифметическое число надо …(найти сумму слагаемых и разделить на количество слагаемых).

1 пару спросить.

  1.  Первичное закрепление.

- Итак, мы ответили на первые два вопроса:

ЧТО? И КАК?

Осталось ответить на третий вопрос:

ГДЕ нам пригодятся знания нахождения среднего арифметического?

Слайд № 12

А теперь давайте поупражняемся в нахождении среднего арифметического чисел.

Работа в группах.  

– Произнесём  правило  в стихах, на которое вы  будете опираться при работе.

Подсчитать возьмёмся

Среднее арифметическое:

Сумму данных чисел

Разделим на количество

Согласно новому правилу, найдите с.а. Задачи по группам. Запись на маркерных досках. Ответы выслушать.

  1. Петя Иванов  в течение четверти получил по математике одну четверку, две тройки, и две пятёрки. Какую оценку за четверть может получить Петя Иванов?20:5=4
  2. Миша, Коля и Саша решили сходить в кино. У Миши было112 рублей, у Коли 100 рублей, у Саши - 73 рубля. Этих денег ребятам хватило только на билеты. Сколько  стоит детский билет в кино? 285:3=95
  3. Туристы прошли 5 км за первый час, 8 км за второй час и 8 км за третий чае. С какой средней скоростью они двигались?21:3=7
  4. Витя прочитал в первый день 38 страниц во второй 58 страниц, а в третий 60 страниц. Сколько в среднем страниц за день читал Витя? 156:3=52
  5. Гонщик ехала два часа со скоростью 120 км/ч и час со скоростью 90 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля во время гонки. 330:3=110
  6. Миша, Коля и Петя пошли в поход. У Миши было 2 пирожка, У Коли 4 ,  у Пети 6 пирожков. Все пирожки они  по - дружески разделили и съели. Сколько пирожков съел каждый. 12:3=4

Мы рассмотрели среднее арифметическое в различных областях деятельности человека. И ответили на вопрос, где .можно применить знания о с.а..

Оцените свою работу в группе пометкой на полях. № 2

  1. Физпауза.

Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывайте о теме нашего урока.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

- Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними и поставьте пометку  на полях за физпаузу. № 3.

«5», т.к. (4+5+6) : 3 = 5.

10 .Самостоятельная работа.

Постарайтесь следующее задание выполнить на эту оценку.

Каждая группа решает 1 пример, сверяется, объясняет и выставляет оценку на полях за решение. № 4

Задание 6

Алгоритм.

– Какова цель задания?

– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

Слайд № 13

  1. Тест.

Найдите среднее арифметическое:

8, 9, 6, 5 ----7

14, 50, 26 –-30

220, 780 ----500

Оценка за тест № 5

Тест по теме «Среднее арифметическое»

1.        Найдите среднее арифметическое чисел  4, 6, 7, 3

а)  6          б) 7        в)  5

       

2.        Винни - Пух съел18 конфет, Пятачок – 9 конфет, Кролик – 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

а)  12         б)  5        в)  10

3.        Путешественники были в пути три дня. Найдите среднюю скорость, если в I день они двигались со скоростью 5 км/ч, во II день со скоростью 3 км/ч, в III день со скоростью 4 км/ч.

а)  6 км/ч         б)  4 км/ч        в)  7 км/ч

 

4.        Незнайка по математике получил следующие оценки:

5,  3,  1,  4,  3,  4,  1.

Найдите среднюю оценку Незнайки.

а)  3          б) 4        в)  5

Ключ. Самооценка.

А кто сможет посчитать свою среднюю оценку за урок?

Выставите её.

Вернёмся к вопросам в начале урока.

  1. Рефлексия

Прочитайте высказывания и выберете. нужное.

•        Я смогу не только определить среднее арифметическое чисел, но и объяснить другу,  как это делать.

•        Я смогу определить среднее арифметическое чисел, но не смогу объяснить другу,  как это делать.

•        Мне нужна помощь друга в объяснении, как найти среднее арифметическое.

Покажите пальчиком, какое вы выбрали для себя высказывание.

  1. Д. З.
  1. Найти средний возраст своей семьи.

С. 44 -45 № 2,7

- Найдите указанные номера, прочтите.

-Какие будут вопросы (есть что-нибудь непонятное)?

- Благодарю всех за работу! Молодцы!

Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать среднее арифметическое не чисел, а предметов, которые нас окружают.

•        Портфеля и рюкзака. (Ранец)

•        Велосипеда и мотоцикла (Мопед)

•        Женщины и рыбы. (Русалка)

•        Пианино и баяна (Аккордеон)

•        Холодильника и вентилятора (Кондиционер)

•        Яблока и персика. (Нектарин)

•        Велосипеда и мотоцикла (мопед)

•        Трамвая и поезда (электричка)

•        Апельсина и лимона (грейпфрут)

•        Туфельки и сапога (ботинок)

•        Пианино и баяна (Аккордеон)

•        Холодильника и вентилятора (кондиционер)

•        Портфеля и рюкзака (ранец)

•        Носка и чулка (гольф)

 © ООО «Баласс», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...