Задачи на нахождение четвёртого пропорционального (3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Урок реализован в 3-ем классе.

Направлен на формирование умений решать задачи на нахождение 4-ого пропорционального

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_22_10_2020g.docx31.19 КБ
Файл reshenie_zadach.pptx84.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Дата: 22.10.2020г

Школа: МБОУ Трубчевская СОШ№1

Класс

Учитель: Солодухина Н.А.

Студентка: Чеботок П.Р.

ОС: Школа России

Тема урока: Задачи на нахождение четвёртого пропорционального

Тип урока: открытие новых знаний 

Цели:

Содержательная: знакомство с задачами на нахождение 4-ого пропорционального.

Деятельностная: формировать умение решать задачи на нахождение 4-ого пропорционального

Задачи:

Дидактические:

  1. Создать условия для знакомства с задачами
  2. Учащиеся научатся решать задачи изученных видов
  3. Создать условия для совершенствования вычислительных навыков
  4. Закреплять знания таблицы умножения и деления


Развивающие:

  1. Создать условия для нахождения нужной информации в учебнике
  2. Формировать способность принимать и сохранять цели и учебные задачи
  3. Формировать умение оценивать свои достижения, определяя трудности
  4. Создать условия для умения учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
  5. Создавать условия для умения правильно задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи

Воспитательные:

  1. Формировать мотивацию к учебной и познавательной деятельности
  2. Формировать умение интерес к познанию мотивации

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Создать условия для знакомства с задачами
  2. Уметь решать задачи изученных видов
  3. Уметь соотносить объекты с понятиями

Личностные УУД:

1. Уметь учить слушать и понимать своих одноклассников

2. Учить умению сочувствовать и сопереживать

3. Развивать интерес к предмету

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1.Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

2.Целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

3.Готовность к преодолению трудностей.

Познавательные УУД:

1.Развитие познавательных интересов;

2.Готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

3.Умения выделять главное.

Коммуникативные УУД:

1.Развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника;

2.Учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения.

Оборудование: Математика 3 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И Волковой, С.В Степановой/ авт. – сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель, 2016. 2017. – 480с.

План урока

1.Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой

1.3.Проверка готовности к уроку

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1Работа устно над задачами

2.2 Математический диктант

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1Формулирование темы урока

4.2Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа с текстом.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения. Введение имен прилагательных в текст.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, виды и методы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Робертовна и сегодня урок математики проведу у вас я.

- Садитесь.

1.2 Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять –

И внимательно считать.

1.3. Проверка готовности к уроку

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Слушают учителя, здороваются.  Настраиваются на учебную деятельность

Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку

Фронтальный

устный опрос

Л1

Л2

Л1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2.1 Работа устно над задачами

-Ребята, а сейчас мы с вами поработаем устно над задачами

Задача 1.

В классе 13 мальчиков, а девочек на 4 меньше.

Сколько детей в классе?

- О чём идёт речь в задаче? (о девочках и мальчиках)

- Сколько мальчиков? (13)

- Сколько девочек? (на 4 меньше)

- Каков вопрос задачи? (Сколько детей в классе?)

- Как ответим на вопрос задачи? (нужно узнать сколько девочек?)

- А как мы узнаем? (13-4= 9)

- Теперь ответим на вопрос задачи. (13+9=22)

- Измени вопрос так, чтобы во втором действий нужно было выполнить вычитание? (на сколько мальчиков больше чем девочек?)

13-9=4 (на 4 мальчика больше)

Задача 2.

-У Тани 12 фломастеров, а карандашей в 2 раза меньше. На сколько карандашей меньше, чем фломастеров?

- О чём идёт речь в задаче? (о фломастерах и карандашах)

- Сколько фломастеров у Тани? (12)

- Сколько карандашей? (в 2 раза меньше)

- Каков вопрос задачи?  (На сколько карандашей меньше, чем фломастеров?)

- Как ответим на вопрос задачи? (нужно узнать сколько карандашей)

- Как узнаем? (12/2=6 карандашей)

- Теперь ответим на вопрос задачи. (12-6=6) на шесть карандашей меньше

- Молодцы ребята, а теперь давайте проведём математический диктант.

2.2 Математический диктант.

1. Какое число нужно разделить на 6, чтобы получилось 8 (48)?

2.На сколько 18 меньше, чем 32? (на 14)

3.Найдите частное чисел 42 и 7 (6) (как найти частное, если мы знаем делимое и делитель?)

4.Я задумала число, умножила его на 7 и получила 28. Какое число я задумала?  (4)

5.Во сколько раз 6 меньше, чем 18?  (в 3)

Работают над задачами

Р2

Р3

К2

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Ребята, составьте пожалуйста задачу, используя данные таблицы, и решите ее.

Цена

Кол-во

Стоимость

?

5шт

40руб.

-Что нужно найти в задаче? (Цену)

-Как будете находить? (Стоимость разделим на количество) 40:5 = 8 (руб.)

-Как узнать, сколько нужно заплатить за 3 таких предмета, за 6 таких предметов? (Цену умножить на количество) 8*3=24(руб), 8*6=48(руб).

- Какая цена?  (одинаковая)

-Что помогло вам ответить на второй вопрос задачи? (Отвечая на первый вопрос задачи, мы узнали цену предмета, а так как она одинаковая, мы смогли использовать полученные данные при ответе на второй вопрос)

Р2

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

 4.1.Формулирование  темы урока.

- Чему будет посвящён наш урок сегодня? (решению задач)

4.2 Формирование задач урока.

-Сформулируйте задачи нашего урока.

-

Решение задач, в которых для ответа на вопрос задачи надо найти значение постоянной величины (т.е. в этом случае цена)

Фронтальный

устный опрос

Р1

Р3

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа по учебнику стр.46

 - Ребята, откройте пожалуйста учебники на стр. 46 и прочитайте задачу под №1

- О чём идёт речь в задаче? (об овощах и их расходе по дням)

Расход овощей   за 1 день

Количество дней

Общий расход овощей

  Одинаковый

5д.

10кг

3д.

?

- Что нужно узнать? (сколько овощей израсходовали за 3 дня, если расходовали каждый день поровну?)

- Что нужно знать, чтобы ответить, сколько овощей израсходовали за 3 дня? (Сколько овощей расходовали за один день)

- В задаче таких данных нет. Как это узнать? (Общий расход овощей за 5 дней разделить на количество дней)

-  Ребята, мы знаем, что за один день расходуется одинаковое количество овощей. И знаем, что за 5 дней расходуется 10 кг овощей. Как узнать расход овощей за 1 день?) нужно 10/5= 2 (кг) – расход овощей в день

- И так, на какой вопрос мы ответим в первом действии? (узнаем сколько кг овощей расходуется в день) (Запись на доске)

- Ребята, мы с вами узнали ответ на первое действие.

-На какой вопрос мы ответим во втором действий? (Запись на доске)

2) Сколько овощей израсходовали за 3 дня?

- Как мы узнаем? (цену умножим на количество дней)

2*3=6 (кг) израсходовали овощей за 3 дня

- Какой ответ задачи?

-Решите задачу.

Решение: НА СЛАЙДЕ

1) 10:5=2(кг)-овощей расходовали за один день

2)2*3=6(кг)

Ответ: за 3 дня израсходовали 6 кг овощей.

Решают задачи

Фронтальный опрос, беседа

Р2

П1

К1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-А сейчас ребята мы с вами решим задачу №2 (стр.46)

(Один ученик решает задачу на доске с подробным объяснением, а остальные в тетрадях)

Цена

Кол-во

Стоимость

  (одинаковая)

18руб.

?

Решение:

1) 18:6=3(руб.) -цена

2) 3*9=27(руб.)

Ответ: 9м ленты стоят 27 руб.

- После комментирования один ученик решает у доски.

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос беседа

П2

Р2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Ребята, а сейчас вы самостоятельно в тетрадях у себя решите примеры по рядам 1 ряд-1 строчку, 2ряд-2 строчку, 3 ряд-3строчку

-№3 (с. 46). (Самостоятельное выполнение)

-Ребята, давайте проверим, что у вас получилось?

Выполняют самостоятельно решают

Фронтальный опрос, беседа

Р2

П2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 -А сейчас ребята, я вам предлагаю проверить себя

- «Проверь себя» (учебник стр. 46) №6

-Проверка по образцу

Цена

Кол-во

Стоимость

?

6шт.

48руб.

 Решение: 48:6=8(руб)

5 * 8 = 40

Ответ: 5 машинок стоят 40 рублей

Фронтальный опрос, беседа

П1

П2

Р3

К1,Л2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Оцените свою работу на уроке?

-Чему мы сегодня на уроке научились?

-Какие задачи мы учились сегодня решать?

-Задачи на кратное сравнение)

-Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого (больше разделить на меньше)

Ответы детей

Фронтальный устный опрос

П2

К1

Л2

Домашнее задание  

Учебник : №3 ( 4 ая-строчка), №5 (стр46)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В классе 13 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько детей в классе? 22 ребёнка У Тани 12 фломастеров, а карандашей в 2 раза меньше. На сколько карандашей меньше, чем фломастеров? На 6 карандашей меньше

Слайд 2

48 на 14 6 4 в 3 раза

Слайд 3

Цена Количество Стоимость ? 5шт 40руб. 40 : 5 = 8 (руб.) – цена за 1 шт. 8 * 3 = 24 (руб.) – цена за 3 шт. 8 * 6 = 48 (руб.) – цена за 6шт.

Слайд 4

1 ряд: 54 : 6 = 9 (52 – 31) : 3 = 7 9 : 3 = 3 6 * 5 : 10 = 3

Слайд 5

2 ряд: 42 : 6 = 7 54 : ( 16 – 7) = 6 16 : 4 = 4 3 * 8 : 6 = 4

Слайд 6

3 ряд: 36 : 9 = 4 (12 + 18) : 6 = 5 25 : 5 = 5 5 * 4 : 10 = 2

Слайд 7

Цена Количество Стоимость ? 6 шт. 48 руб. Решение: 48 : 6 = 8 (руб.) – цена 1-ой машинки 5 * 8 = 40 (руб.) – цена 5-и машинок Ответ: 40 рублей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на нахождение стоимости, на движение, на нахождение четвёртого пропорционального.

Задания позволят отрабатывать навык вычисления значения выражения; умение решать задачи алгебраическим и арифметическим способом на нахождение стоимости, на движение, на нахождение четвёртого пропорци...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального 3 класс . Презентация

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального в 3 классе по УМК  "Школа России",  учебник  2часть стр 10...

Урок математики в 3 классе. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Урок математики в з классе по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального". Тип урока: комплексное применение знаний, умений и на...

Конспект урока "Задачи на нахождение четвёртого пропорционального" ("Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального....

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. 3 класс.

Учебно-методический материал по математике...

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

Конспект урока "Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального" 3 класс...