2.Тема: "Прием вычислений вида 36+2, 36+20"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Тагиева Эллада Сардаровна

Цели: • познакомить с приемами вычитания вида 36-2, 36-20; • отработать изученные приёмы устных вычитаний. Оборудование: М.И.Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова «Математика». 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.1, с. 59; презентация «Устные приемы вычитания вида 36-2, 36-20», карточки для индивидуальной работы, карточки достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnye_priyomy_vychitaniya_vida_36-2_36-20.docx159.59 КБ
Файл 14.11matem.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Устные приёмы вычитания  вида 36-2, 36-20»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с приемами вычитания  вида 36-2, 36-20;
  • отработать изученные приемы устных вычитаний.

Развивающие:

  • развивать математическую речь;
  • развивать умения решать текстовые задачи;
  • развивать внимание;
  • развивать логическое мышление

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению математики;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать желание преодолевать трудности.

Здоровьесберегающиепрофилактика сколиоза.

Планируемые предметные результаты: обучающиеся научатся применять правила вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.

Используемые технологии: здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), педагогика сотрудничества, кооперативного обучения.

Межпредметная связь: литературное чтение

Оборудование: М.И.Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова «Математика». 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.1, с. 59; презентация «Устные приемы вычитания вида 36-2, 36-20», карточки для индивидуальной  работы, карточки дострижений, геометрические фигуры

Ход урока

               Слайд 1

  1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок.        Слайд 2
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

  1. Актуализация знаний

- Кто ответит, какой сейчас будет урок?

(Математика)

- А как вы догадались, что математика?

(На доске записаны цифры, знаки, нарисованы геометрические фигуры,     « Занимательные квадраты»)

- А чему мы обычно учимся на уроке математики?

(Учимся считать, решать примеры и задачи, работать с геометрическим материалом, составлять задачи по краткой записи,  сравнивать выражения)

- Вы правы, у нас будет урок математики, и мы познакомимся  с приёмами вычитания  вида 36-2, 36-20; будем решать примеры и задачи, работать устно.

Однако урок наш будет не обычным, а сказочным. Мне попало в руки письмо одной сказочной героини. Она пишет, что после смерти матери она вынуждена жить с мачехой и ее дочерьми. Живется ей трудно. Мачеха ее не любит, загружает тяжелой работой.

Вы знаете девушку эту,                  Слайд 3
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу

- Вы догадались, кто героиня письма?

(Золушка)        

- А кто написал сказку «Золушка»?

( французский сказочник Шарль Перро)

 - А какие еще сказки Шарля Перро вам известны?

(«Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Синяя борода», «Мальчик – с – пальчик»).

- Молодцы. Вы все знаете. Но продолжу читать письмо. Золушка пишет, что ей очень хочется попасть  на бал, но мачеха задала много работы. Если мы поможем Золушке выполнить ее работу, она сможет попасть на бал и встретиться с принцем. Поможем, ребята, Золушке - осуществим ее мечту и выполним все задания на уроке?

   (Да!)

- Свои результаты выполненной работы вы будете отображать в карточке достижений, используя геометрические фигуры. Кто получит удовлетворение от работы – рисует квадрат, кто сомневается в своих знаниях - рисует круг, кто не понял материал – треугольник.

- Приступаем к работе.

Фронтальный опрос

- Чтобы окна были  вымыты и Золушка поскорее попала на бал, нам нужно выполнить задания.

1. Устный счет. «Занимательные  квадраты»

У этих квадратов по три столбика и три строки. Всего девять клеток. В каждой клетке - число, но квадрат можно назвать занимательным только тогда, когда сумма чисел в каждом столбике и каждом ряду будет одинаковая. В первом квадрате  сумма чисел равна 21. Проверим вместе.

-Теперь найдите сумму чисел и проверьте для всех рядов и столбиков второго квадрата (карточка).

6

5

10

11

7

3

4

9

8

5

6

9

10

4

2

3

8

7

                


2 . Работа над задачами.                                                          
Слайд 4

В аквариуме было 8 л воды. Стало 10 л. Сколько л воды добавили?

В магазин привезли 14 кг рыбы. 7 кг рыбы продали. Сколько кг рыбы осталось в магазине?

- Каким действием решается I ,II задача?

( Действием вычитания)

3. Индивидуальная работа по карточкам (у доски)        

Карточка№1                            Карточка№2

7+3+8=                                          1+6+9=

9+4+11=                                        15+1+5=

     12+4+8=                                        2+8+18=

( Обучающиеся проверяют ответы)

4. Игра « Кто быстрее?»        

I команда (1 вариант)            II   команда (2 вариант)

24+3=                               72+4=

72+5=                               85+2=

36+10=                             51+20=

25+20=                             62+30=

-Молодцы. Обе команды одновременно закончили игру. Что повторили?

( Окна вымыли,  заодно повторили устные приемы сложения вида 36+2, 36+20)

 -А теперь самостоятельно заполните карточку своих  достижений, используя геометрические фигуры. Напоминаю, что, кто получил удовлетворение от работы и у него все получилось,  – рисует квадрат, кто сомневается в своих знаниях, был не уверен  - рисует круг, кто не понял  совсем материал – треугольник.

  1. Физкультминутка                                                  

- Мы выполнили первое задание, немного устали. А ведь впереди нас ждут еще много испытаний, потому предлагаю немного отдохнуть.

IV. Постановка учебной задачи. Самоопределение к учебной деятельности.

- Приступаем к следующей работе. Необходимо отделить белую фасоль от коричневой. А для выполнения этой работы нам потребуется решить примеры (карточка).

                   

36-2=                                                           36-20=

24-1=                                                           24-10=

85-4=                                                           85-40=

- Чем похожи примеры?

 ( Уменьшаемым, действием)

- Сможем ли мы их сразу решить, или нам нужно над ними поработать?

( Нужно поработать )

- Скажите, умеете ли вы это делать? Решали ли мы подобные примеры ранее?

(Нет)

- А это потому, что  мачеха специально задала очень сложное задание  Золушке, чтобы она не смогла вырваться на бал. Но я слышу какой – то странный звук. (Вдали слышится звук копыт приближающейся лошади. Входит Золушка.)

Золушка. Не удивляйтесь, ребята. Я от своей тети - волшебницы узнала, что вы очень добрые и отзывчивые, и решили мне помочь. Но тетя мне сообщила, что злая мачеха специально решила вам помешать, а потому задала очень сложное задание. Но я знаю приемы устных вычитаний  вида 36-2=     36-20=  и приехала, чтобы вместе с вами выполнить это задание.

V. Решение учебной задачи. Поиск необходимой информации для выполнения задания.

- Чтобы работа продвигалась быстрее,  мы разделимся на группы. Каждая группа  получает одинаковое задание – найти способ решения для вида 36-2, 36-20

Работа в группах          Слайд 11

Поиск способа  решения 36-2 , выслушивание предложения о способе решения ( 36 –это 3 дес. и 6 ед.,  из 6 ед. вычтем 2 ед., получим 4 ед., к 3 дес. прибавим 4 ед., получим 34 ), выступление одного обучающегося из группы, который конструирует способ решения: 3 6 – 2 = 34

                                                                              /\

                                                                  30  6

                                                                               30+ (6-2)= 34

( Единицы вычитали из единиц)

Обсуждается предложенный способ. Сравнивается ответ  с образцом в учебнике - с.59  Вывод: способ вычитания нашли верно, и он  применим для аналогичных случаев.

Поиск способа  решения 36-20 , выслушивание предложения о способе решения (36 –это 3 дес. и 6 ед.,  из 3 дес. вычтем 2 дес., получим 1 дес., к 1 дес. прибавим 6 ед., получим 16), выступление одного обучающегося из группы, который конструирует способ решения: 3 6 – 20 = 16

                                                                         /\

                                                            30  6

                                                                       ( 30-20) +6 = 16

( Десятки вычитали из десятков)

Обсуждается предложенный способ. Сравнивается ответ  с образцом в учебнике – с.59 . Вывод: способ вычитания нашли  верно и он  применим для аналогичных случаев.

- Чему вы научились?

(На этом этапе урока мы научились выполнять работу в группе, обмениваться мнениями, делать вывод о правильности полученного способа вычитания и возможности его применения в других аналогичных случаях).

- И с этой работой вы справились. Заполните карточку своих достижений, используя геометрические фигуры. Напоминаю, что, кто получил удовлетворение от работы и у него все получилось,  – рисует квадрат, кто сомневается в своих знаниях, был не уверен  - рисует круг, кто не понял  совсем материал – треугольник.

-  Итак, мы познакомились с приемами устных вычитаний вида

 36-2=     36-20= , и теперь будем отрабатывать на практике изученные приемы, решать задачи, преодолевать трудности, оценивать свои достижения.

- Теперь берем лопаты и отправляемся выполнять следующее задание мачехи -  идем садить розы.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

- Выполните вычитание с устным объяснением №1 с.59

86 - 5=                              78 - 60=

    - Решите примеры №4 с. 59

 ( I столбик на доске ) , ( II,III ) – cамостоятельное выполнение, проверка

- Чему мы научились на практике?

(На практике мы научились контролировать свои действия и действия другого, слушать и понимать речь, осуществлять контроль в применении способа действия.)

- Хорошо. Вы показали свои умения. Розы посажены. Заполните карточку своих достижений, используя геометрические фигуры. Напоминаю, что, кто получил удовлетворение от работы и у него все получилось,  – рисует квадрат, кто сомневается в своих знаниях, был не уверен  - рисует круг, кто не понял  совсем материал – треугольник.

VII. Физкультминутка                                                

                                                                                                 

- Вы так внимательно выполняли все задания, что ваши глазки устали. Давайте проведем для них физкультминутку.

- Вам предстоит еще работа - выполоть грядки. Справитесь?

( Да!)

VIII. Закрепление знаний, применение их на практике.

- Составьте задачу по краткой записи. Работа в паре.        

Было –23 руб. и 6 руб.

Истратили – 7 руб.

Осталось  – ? руб.

- Решите задачу. Самопроверка. Взаимопроверка. Проверка решения                                                                                                            

                                                                                             

1)   23+6=29 (руб.)

2)   29-7=22 (руб.)

      Ответ: осталось 22 рубля

- Решите  примеры                                                              

24-1=                                                   85-4=

24-10=                                                 85-40=

 ( Коллективная проверка)

- Что мы закрепили?

( На этом этапе урока мы закрепили умения работать в паре, контролировать свои действия и действия другого, осуществляли применение выученного способа действия.)

- Вы хорошо поработали. Каждый показал свои умения на практике. Заполните карточку  достижений, используя геометрические фигуры. Напоминаю, что, кто получил удовлетворение от работы и у него все получилось,  – рисует квадрат, кто сомневается в своих знаниях, был не уверен  - рисует круг, кто не понял  совсем материал – треугольник.

- Вы дружно поработали - помогли Золушке выполнить наказы мачехи и  справились со всеми своими заданиями  на уроке. Прекрасная Золушка пошла одеваться для поездки на бал, а нам пора подводить итоги.

IX. Домашнее задание.            

 -Дома вам необходимо выучить правило с.59; составить  задачу по краткой записи и решить ее с.59.№3 (I группа - 1, IIгруппа – 2); решить примеры № 6 (Домашнее задание дается с пояснением)

X . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую работу вы выполняли на уроке?

( Помогали Золушке осуществить ее мечту, познакомились с приемами устных вычитаний вида 36-2 и 36-20, отработали изученные приемы, решали задачи, работали в паре, группе, самостоятельно, оценивали результат своей работы.)

- Какое правило нужно соблюдать при выполнении вычитания?

( Единицы вычитают из единиц. Десятки вычитают из десятков).

-  Оцените свою работу во время урока.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08ef/000dd816-88685fcc/img7.jpg

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Золушка справилась со всеми заданиями, попала на бал и встретилась с принцем.                  

- На этом наш урок окончен. Спасибо вам всем за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА

Слайд 2

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Слайд 4

В аквариуме было 8 л воды. Стало 10 л. Сколько л воды добавили? В магазин привезли 14 кг рыбы. 7 кг рыбы продали. Сколько кг рыбы осталось в магазине?

Слайд 5

Физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему «Прием вычислений для случаев вида 26+7»

Тема урока: «Прием вычислений для случаев вида 26+7» (2 класс)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления нового учебн...

Конспект урока математики и презентация для 2 класса по теме: «Прием вычислений вида 60-24».

Методическая разработка урока математики и презентация  для 2 класса по теме "Прием вычислений вида 60-24" (М.И.Моро)...

Учебно методический комплект по математике на тему: «Прием письменного вычитания вида 52-24» 2 класс (конспект + презентация)

Учебно методический комплект по математике на тему: «Прием письменного вычитания вида 52-24» 2 класс (конспект + презентация)...

Урок математики УМК «Школа России» во 2 классе по теме: «Прием вычислений вида 26+7»

Разработка урока математики по теме «Прием вычислений вида 26+7» (2 класс)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.Дидактическая цель: создание условий для осознания и...

Технологическая карта урока математики по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-20»

Личностные: - умение применять правила поведения при  сотрудничестве;- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;Метапредметные:Регулятивные:- умение принимать и...

Конспекта урока математики во 2 классе на тему "Прием вычислений вида 26+4"

Конспект урока математики во 2 классе на тему "Прием вычислений вида 26+4". Урок разработан по УМК "Школа России". Цель: создать условия для знакомства учащихся с новым приемо...