Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах
план-конспект урока по математике (1 класс)

Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл santimetr._izmerenie_otrezkov_v_santimetrah.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  «Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.»

Тема  урока:

Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.

Класс

1 «Г» класс

Учитель

Мамити З.Г.

Дата проведения

22.10.2018г.

УМК

Школа России

Авторы учебника

М.И.Моро, М.А.Бантова

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

   формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с понятием величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

Развивающие:

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно, делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать иную точку зрения;

- прививать интерес к предмету.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, презентация, цветные полоски бумаги, линейки, Учебник «Математика» 1часть 1 класс М.И.Моро, кружочки разного цвета, раздаточный материал, фигурки мартышки, попугая, удава и слона.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;

метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, находить общий язык работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: формирование адекватной самооценки; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Сценарий урока

Этапы  урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришли герои известного вам мультфильма. Они приготовили для вас сложные, но интересные задания. Вы готовы? А что нам необходимо уметь на уроке математики? (Уметь считать, думать, рассуждать и т.д.)

Девиз нашего урока:

Мы внимательные,

мы старательные.

Мы в первом классе учимся,

 и всё у нас получится!

Включение в деловой ритм.

Проверяют готовность к уроку

Повторяют девиз.

Личностные.

Самоопределение.

Осознание важности каждого урока в школе.

2. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Минутка красивого письма.

1.Масса белоносой мартышки 5 кг, а попугай какаду на 4 кг легче. Какова масса попугая?

2. Масса слонёнка, стоящего на двух ногах 80 кг. Какова будет его масса, если он встанет на одну ногу?

3.Как можно увеличить число 6 на 3 не выполняя арифметических действий. (Перевернуть)

– Слоник просит вас открыть свои рабочие тетради на с. 42.

– Найдите цифру-акробатку  9. Почему её так называют?

– Посмотрите, как красиво и правильно напишет эту цифру наш волшебный карандаш.

– А теперь сами пропишите эту цифру девять раз.

– Возьмите карандаш и подчеркните у себя самую красивую цифру.

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать, формирует связь с окружающим миром.

Высказывание предположений, актуализация опыта.

Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД.

Учатся логически мыслить.

Познавательные УУД.

3.Самоопределение к деятельности

Перед вами белая и розовая полоски. Сравните их длины. Как вы будете  это делать?

Покажите самую длинную.

Покажите самую короткую полоску.

Каким способом сравнили полоски?

Какие знакомые способы могут использовать?

Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью  новой мерки. Где пригодится умение измерять длину?

Организует выполнение учащимися учебного действия.

 Работа в парах и малых группах: совместить полоски путем наложения друг с другом.

Делают вывод о размере своих полос.

Предметные УУД:

- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением.

4. Постановка учебной задачи

– Выполните задание 5 на с.42.в рабочей тетради.

– Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте дорожку от зеленого треугольника.

– К какому числу она вас привела?

– Красным карандашом двигайтесь по дорожку от красного квадрата?

– К какому числу пришли?

– Желтым  – от желтого круга. У какого числа остановились?

Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».

– Что делали животные в мультфильме?

– Как они его измеряли?

– Почему у них получались разные результаты?

- В каких мерках он был длиннее?

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать, формирует связь с окружающим миром.

Дети считают мерки, делают вывод. Ребята приходят к выводу о применении различных мерок. Отвечают на вопрос, приходят к выводу, что нужен инструмент!

Нужна линейка.

 

Метапредметные УУД

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать правильно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Физкультминутка

6. Знакомство со старинными единицами измерения.

– Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?

– Вот какими были мерки на Руси у наших предков.

Шаг – длина человеческого шага.

Ладонь – ширина ладони.

Дюйм – ширина большого пальца.

Фут – длина стопы.

Сажень – расстояние между концами пальцев распростёртых рук.

Знакомит со старинными единицами измерения.

Ребята совершают заочную экскурсию в прошлое.

Метапредметные УУД:

слушать и понимать речь других.

7.Введение понятия «сантиметр». Первичное закрепление.

- Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков, называется единичным отрезком, или единицей измерения.

-Давайте измерим длину нашего класса. За единичную мерку примем шаг.

-Почему длина класса у ребят получилась разная?

-Для того чтобы не было такой путаницы, люди выбрали общую мерку – сантиметр.

Традиционно сантиметр обозначается сокращённо  - см

-Перед вами мерка розового цвета, она равна 1см. Измерьте длину ручки в сантиметрах. Как вы будете это делать?

- сколько см составляет длина ручки?

-Легко ли было измерять?

Люди изобрели замечательный инструмент-линейку. В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.

-Возьмите линейку в руки и посмотрите, как она устроена.

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение.

Рассматривание линейки.

Знакомятся со шкалой на линейке. Узнают, что такое 1 см.

Совместить начало отрезка с "0" и посмотреть, на какой цифре заканчивается.

Отвечают хором "Сантиметр"

С помощью линейки чертить и находить длину отрезков.

Повторяют движения за учителем

Слушают объяснение, следят за демонстрацией. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные УУД:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять); планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи.

Личностные УУД:

-формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.

8. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 66.

- Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1ученик)

Организует выполнение учащимися учебного действия.

Дети открывают учебник.

Формулируют тему и цель урока, определяют задачи.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять анализ учебного материала;

9.Практическая работа.

-1) Прочитайте задание в учебнике на странице 66 (слева), авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения.            Как легче сравнить предметы по длине?

- Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге. Почему?

 Что вы видите на рисунках?

Посмотрите на рисунок и выполните сравнение.

2)Давайте поможем удаву измерить полоски

1.Сначала измерим синюю полоску (проверим)

2.Затем красную полоску (проверим)

3. Затем зеленую полоску (проверим)

4. Затем черную

(проверим)

5. Затем голубую

(проверим)

Найдем самую длинную и самую короткую полоску.

Организует выполнение учащимися учебного действия.

Измеряют и сравнивают предметы.

Дети повторили известные способы сравнения (наложением, на глаз)

Отвертку и шуруп.

Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию для решения задачи, все выполнили сравнение предметов с помощью клеточки-меры.

Клеточку.

1) на глаз

2) приложением

3) с помощью мерки - палочки

4) с помощью клеточки - мерки

Рассматривают задание.

Измеряют длины отрезков.

(4см, 3см, 2см, 3см)

Называют самый длинный, равные по длине.

(4см, 3см, 2см, 3см)

Ребята работают с раздаточным материалом в паре.

Выполняют измерения, сообщают свои результаты.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

10. Рефлексия.

У вас на столах картинки с изображением попугая и мартышки.

1 вариант измеряет высоту попугая, 2 вариант измеряет высоту мартышки. Потом  меняетесь картинками проверите  работу товарища.

Организует выполнение учащимися учебного действия.

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- ориентироваться в своей системе знаний

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

11. Итог урока.

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

– У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Подводит  итог совместной деятельности

Оценивают урок и свою работу, поднимают кружочки

Формирование навыков оценки и самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока математики по теме "Сантиметр. Измерение отрезков."

Данный урок разработан для 1 класса по системе Л.В.Занкова. Работая с новыми учебниками, внедряя ФГОС, на уроке  учащиеся отрабатывают универсальные учебные действия, учатся самостоятельно находи...

урок математики в 1 классе по программе 21 век Урок закрепления "Измерение длины в сантиметрах"

Данный урок представлент в форме путешествия по островам.Во время путешествия учащиеся повторяют знания о том, как можно  измерять небольшие предметы: отрезки и т.д.Отрабатывают вычислительные на...

урок математики в 1 классе по программе 21 век Урок закрепления "Измерение длины в сантиметрах"

Данный урок представлент в форме путешествия по островам.Во время путешествия учащиеся повторяют знания о том, как можно  измерять небольшие предметы: отрезки и т.д.Отрабатывают вычислительные на...

Технологическая карта урока математики "Сантиметр. Измерение отрезков".

Технологическая карта урока математики по теме: "Сантиметр. Измерение отрезков". 1 класс....

урок математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».

   Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике для 1 класса УМК «Школа Р...

Технологическая карта урока математики по теме : «Построение отрезка, измерение длины отрезка в сантиметрах. Сравнение длин отрезков» - 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: закрепление знаний обучающихся о сравнении длин отрезков.Задачи урока:Дидактические: 1) закрепить и систематизировать знания у учащихся...